Классификация и особенности финансовых ресурсов страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение финансовых ресурсов Республики Беларусь и ее основных составляющих. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- проанализировать государственные финансы и их роль в рыночной экономике,
- проанализировать место и роль государственных финансов в экономике,
- дать характеристику и классификацию финансовых ресурсов страны.

Содержание

Введение 3
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике 4
1.1. Общее понятие о государственных финансах 4
1.2. Место и роль государственных финансов в экономике 6
2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны 10
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений 10
2.2. Значение внебюджетных фондов 18
2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита 23
Заключение 29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

0_КурсоваяМайя.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

      Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.

      Финансовые  ресурсы коммерческих предприятий  являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров.

      Финансовые  средства предприятий используются для производства и реализации товаров  и услуг, воспроизводства капитала во всех его формах.

      Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

      Некоммерческие  организации могут быть созданы  в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов.

      Названные выше организационно-правовые формы  некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов.

      К субъектам хозяйствования относятся  также и домашние хозяйства и  соответственно различают финансы домашних хозяйств.

     Под  домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.

          Таким образом, внутри сферы  «финансовые ресурсы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансовые ресурсы коммерческих организаций, финансовые ресурсы некоммерческих организаций, финансовые ресурсы домашних хозяйств.

          Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

          В состав общегосударственных финансовых ресурсов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит.

             Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия.

            По размерам доходной и расходной  части государственного бюджета  обычно судят об уровне экономического  развития страны и материальном  положении основной части населения. Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государств. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий.

             Важным звеном общегосударственных  финансовых ресурсов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

              Наряду с государственным бюджетом широкое использование средств внебюджетных фондов вызвано рядом причин, прежде всего, ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

              Внебюджетные фонды имеют строго  целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д.

Мобилизация и  использование внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансовых ресурсов.

             Порядок формирования и использования  внебюджетных и целевых бюджетных  фондов регламентируется законодательством.

              Важным звеном общегосударственных  финансовых ресурсов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

              Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

             Государственный кредит может  быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри станы, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.

              В Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит, однако в последние годы в связи с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительство все шире привлекает внешний, т.е. международный, государственный кредит.

                Таким образом, финансовые ресурсы  Республики Беларусь представлены на рисунке 1.1.      
 

                Состав финансовых ресурсов страны  во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовые ресурсы Беларуси имеют некоторые особенности. Они, в частности, состоят в том, что в составе финансовых ресурсов Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы.

                Рассматриваемые выше сферы и  звенья финансовых ресурсов тесно  взаимосвязаны между собой. Например, финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными (централизованными) финансами – при уплате налогов и неналоговых платежей в бюджеты и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п.

                Взаимосвязь каждой сферы и  звена финансовых ресурсов заключается  и в том, что все они в  совокупности оказывают серьезное  воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.            

           
2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны

      2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений

 

      Финансовые  ресурсы Республики Беларусь включают следующие звенья финансовых отношений:

  • государственную бюджетную систему;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный кредит;

      Эти три блока финансовых отношений  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

      Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями,  организациями,  учреждениями  и  населением, называются бюджетными.  Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и,   во-вторых,  связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей1.

      Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку охватывают разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

      В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они  материализуются  (овеществляются)  в  бюджетном  фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

      Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической   сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство  имеет  возможность  сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.2

      Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:3

  • государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных  его  государственно-территориальных формирований ;
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями  народного  хозяйства,  территориями  страны,  сферами общественной деятельности;
  • пропорции  бюджетного  перераспределения  стоимости  в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Информация о работе Классификация и особенности финансовых ресурсов страны