Консолидированный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: исследование сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.

Содержание

Введение
1. Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России
1.1 Основы бюджетного устройства Российской Федерации
1.2 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм. Налоги в системе источников формирования доходов консолидированного бюджета региона
2.1 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в системе бюджетного федерализма России
2.2 Доходы консолидированного бюджета субъекта федерации как объект планирования и управления
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 51.76 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Консолидированный бюджет  субъекта федерации в структуре  бюджетной системы России

1.1 Основы бюджетного устройства  Российской Федерации

1.2 Сущность, структура и  функции консолидированного бюджета   субъекта федерации

2. Консолидированный бюджет  субъекта федерации и бюджетный  федерализм. Налоги в системе  источников формирования доходов консолидированного бюджета региона

2.1 Особенности консолидированного  бюджета субъекта федерации в   системе бюджетного федерализма России

2.2 Доходы консолидированного  бюджета субъекта федерации как   объект планирования и управления

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов Федерации. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов Федерации и населением, живущим на территории данного субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами. В широком смысле финансы субъекта Российской Федерации включают также консолидированный бюджет данного субъекта Федерации.  Данная тема особо актуальна потому, что современная мировая финансовая система несовершенна, неспособна справиться с кризисными явлениями. В настоящее время мировые лидеры ведут речь о серьёзной перестройке финансовой системы мира, об изменениях в её архитектуре, а значит, в скором времени мы можем ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Следовательно, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система  России на современном этапе её развития.

Предмет исследования –  консолидированный бюджет субъекта федерации.

Цель работы: исследование сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.

Структура и объем работы обусловлены предметом исследования, целевой установкой и логикой исследования.

 

 

 

 

1.   Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России

 

1.1 Основы бюджетного устройства Российской Федерации 

 

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов четырех уровней:

 • федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов,

 • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов,<

 • местные бюджеты,

 • бюджеты муниципальных образований поселенческого типа. Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государственной власти — Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральный бюджет представляет собой финансовый план страны в целом, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны.

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы Российской федерации. Они принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджеты муниципальных образований  поселенческого типа введены Федеральным  законом № 131 ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., вступившим в силу 1 января 2006 г.

Бюджетное устройство — это основанная на законодательных нормах организация системы взаимосвязей, как между звеньями бюджетной системы, так и между участниками бюджетного процесса. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов:

• принципы построения бюджетной системы,

• принципы и методы разграничения  бюджетных полномочий,

• правила формирования и исполнения бюджетов,

• принципы организации  межбюджетных отношений,

• система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства.

Организация взаимосвязей между  звеньями бюджетной системы осуществляется с помощью следующих механизмов:

 •бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации);

 • налоговое законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации);

 • бюджетное регулирование;

 • государственный финансовый контроль;

 • муниципальный финансовый контроль.

 В настоящее время,  хотя Бюджетный кодекс Российской  Федерации определяет порядок  формирования федерального бюджета  по принципу «снизу вверх» (т.  е. от местных бюджетов к  региональным, от региональных к федеральному), на практике и федеральный, и региональные бюджеты практически полностью формируются в Министерстве финансов Российской Федерации. В результате основная часть налоговых поступлений и других доходов стекается в федеральный бюджет, который в результате играет не просто центральную, а аккумулирующую роль в бюджетной системе Федерации.

Еще более серьезной проблемой  является в настоящее время определение  роли, места и функций местных  бюджетов в бюджетной системе  Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу, под местными бюджетами  понимаются бюджеты сел, сельсоветов, поселков, городов и районов. Суть проблемы состоит в том, что местные  бюджеты являются финансовой базой  местного самоуправления, которое в  соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входит в систему  государственных органов власти. Иными словами, государственные  финансы безвозмездно используются негосударственными организациями. Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в российской Федерации.

Обособленным понятием в  структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов Федерации  составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта федерации.

Бюджет муниципального образования  и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, создаваемые за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению этого фонда.

Кроме федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетную  систему Российской Федерации входят государственные внебюджетные фонды — централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды организуются на двух уровнях  — федеральном и региональном, их бюджеты утверждаются в форме  федеральных законов (для государственных  внебюджетных фондов на федеральном  уровне) и в форме законов субъектов  Российской Федерации (для государственных  внебюджетных фондов на региональном уровне).

Необходимо также отметить, что в бюджетной системе России взаимодействуют самые различные  субъекты межбюджетных отношений. И  специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма.

 

1.2 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации

 

Прежде чем вести речь о сущности консолидированного бюджета  субъекта федерации, необходимо разобраться  с тем, что из себя представляет «консолидированный бюджет» вообще, как понятие. Так, статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет данное понятие следующим образом: «консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами».  Данное понятие выделяет два существенных признака:

    • во-первых, консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов определенной территории, то есть бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования;
    • во-вторых, свод бюджетов определенной территории используется как финансовый инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности, то есть не является самостоятельной категорией экономической науки.

В Российской Федерации можно  выделить консолидированный бюджет всего государства, образуемый федеральным  бюджетом и консолидированными бюджетами  субъектов РФ; консолидированные  бюджеты субъектов РФ, складывающиеся из государственного бюджета республики, края, области, автономной области, автономного  края или города федерального значения и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированные бюджеты муниципальных  образований, состоящие из местных  бюджетов территорий, образующих какое-либо муниципальное образование.

Консолидированный бюджет субъекта РФ соотносится с региональным бюджетом (бюджетом субъекта РФ) как общее  к частному, а не наоборот.

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации «консолидированный бюджет субъекта Федерации – это  бюджет субъекта Российской Федерации  и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)».

Консолидированные бюджеты  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации не рассматриваются  и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

1. Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании. В частности, при  определении величины нормативов  отчислений от регулирующих налогов  в бюджеты субъектов Российской  Федерации и размеров дотаций  в расчет принимаются объемы  консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

2. Важна роль показателей  консолидированных бюджетов и  при анализе формирования и  использования централизованного  финансового фонда страны, т. е.  суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему.  Так, используя показатель консолидированного  бюджета Российской Федерации,  определяют степень централизации  финансовых ресурсов, создаваемых  в стране и отражаемых в  сводном финансовом балансе государства.

3. Без расчета показателей  консолидированных бюджетов невозможно  сводное финансовое планирование, так как многие показатели  сводного финансового баланса  государства и территориальных  сводных финансовых балансов  берутся из консолидированных  бюджетов.

В доходной части баланса  используются следующие бюджетные  данные: налог на добавленную стоимость  и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю  торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической  деятельности, средства бюджетных целевых  фондов, отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, доходы от государственной  собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.  Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

Информация о работе Консолидированный бюджет РФ