Контрольная работа по «Банковскому законодательству»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:31, контрольная работа
Краткое описание
Характеристика банковского права требует его разграничения на публичное и частное. Публичное право охватывает сферу государственных интересов, тогда как частное право регулирует в первую очередь права и обязанности физических и юридических лиц. Публичному праву соответствует метод власти и подчинения, который нашел отражение в императивных нормах. Частное право характеризуется прежде всего равенством сторон, а отношения регулируются в значительной степени диспозитивными нормами.
Вложенные файлы: 1 файл
Муниципальное образовательное учреждение
Южно – Уральский
профессиональный институт
Кафедра Финансов и бухгалтерского учета
Контрольная работа
по дисциплине «Банковское законодательство»
Вариант № 3
Студент гр. ФЗ – 1 - 09,
|
________________ |
|
|
«__» ________2014 |
|
Проверил
преподаватель |
________________ |
|
|
«__» ________2014 |
|
|
|
|
|
|
|
г. Челябинск
г.
Челябинск
2014
Оглавление
1. Теоретический
вопрос: «Закон как источник правового
регулирования отношений в банковской
сфере»
Правовое регулирование общественных
отношений, вытекающих банковской деятельности,
центральное место в которых занимают
банки, носит межотраслевой (комплексный)
характер. Такой вывод можно сделать, проанализировав
само содержание банковских отношений,
где сочетаются частноправовые (гражданские)
и публично-правовые (административные)
правоотношения.
Характеристика банковского
права требует его разграничения на публичное
и частное. Публичное право охватывает
сферу государственных интересов, тогда
как частное право регулирует в первую
очередь права и обязанности физических
и юридических лиц. Публичному праву соответствует
метод власти и подчинения, который нашел
отражение в императивных нормах. Частное
право характеризуется прежде всего равенством
сторон, а отношения регулируются в значительной
степени диспозитивными нормами.
Таким образом, банковское законодательство
включает как нормы гражданского права,
регулирующие банковские договоры, так
и нормы административного права, с помощью
которых осуществляется надзор за созданием
и функционированием кредитных организаций.
Административная составляющая
банковского законодательства не меняет
сущность банковских сделок, основным
объектом которых являются имущество
и имущественные права, поскольку денежные
средства являются имуществом особого
рода, денежные средства на счете банка
являются собственностью банка, а вкладчик
сохраняет право требования к банку; ценные
бумаги в документарной и бездокументарной
форме являются объектом гражданского
права (ст. 128 Гражданского кодекса РФ).
Административные нормы, как нормы банковского
законодательства, необходимо рассматривать
как определенные ограничения по созданию
и деятельности кредитных организаций.
Ограничения на вводимые Банком России
банковские сделки не делают институт
банковского права частью административного
права, что подтверждается его определением [1].
Таким образом, банковское законодательство
представляет комплексную отрасль, в которой
главным является не выделение основных
отраслей, а, наоборот, интеграция их для
той или иной сферы разумной деятельности
Можно говорить о единстве гражданско-правовых
и административных отношений, складывающихся
в процессе банковской деятельности. Гражданско-правовые
нормы непосредственно выражают отношения
между банком, иной кредитной организацией
и клиентом. Административные правила
поведения регулируют отношения по надзору
Банка России за созданием и деятельностью
кредитных организаций. Соответственно
и нормы регулирующие данные отношения
необходимо разделять по предметам регулирования,
помнить об этом разделении при их правоприменении
и возможной конкуренции.
Перейдем непосредственно рассмотрению
источников правового регулирования банковской
деятельности.
Как закреплено в ст. 2 ФЗ «О
банках и банковской деятельности» правовое
регулирование банковской деятельности
осуществляется Конституцией Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом,
Федеральным законом «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»,
другими федеральными законами, нормативными
актами Банка России.
Итак, иерархию источников правового
регулирования банковской деятельности
можно построить следующим образом:
- Конституция РФ;
- специальное банковское
законодательство ФЗ «О банках
и банковской деятельности» и
ФЗ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)»
- иные законодательные
акты;
- нормативные акты Банка
России.
Рассмотрим каждую из ступеней
представленной иерархии.
Конституция РФ устанавливает,
что в ведении Российской Федерации находятся:
установление правовых основ единого
рынка; финансовое, валютное, кредитное,
таможенное регулирование, денежная эмиссия,
основы ценовой политики; федеральные
экономические службы, включая федеральный
банк (подп. «ж» ст. 71).
Согласно ч.1 ст. 75 Конституции
РФ государственной денежной единицей
является рубль. Исключительно Банк России
осуществляет денежную эмиссию.
Следующая ступень иерархии
- специальное банковское законодательство
непосредственно направленное на правовое
регулирование банковской деятельности
включает в себя:
- Федеральный закон от
2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и
банковской деятельности» [2] (с изм. и доп. от 13 декабря 1991
г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998
г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г.,
21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г.,
29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004
г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля,
18, 29 декабря 2006 г.)
- Федеральный закон от
10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» [3] (с изменениями от 10 января,
23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря
2004 г., 18 июня, 18 июля 2005 г., 3 мая, 12 июня,
29 декабря 2006 г.). Настоящий закон закрепляет
функции и полномочия Банка России, устанавливает,
что Банк России осуществляет свою деятельность
независимо от других федеральных органов
государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления.
В эту же группу (специального
банковского законодательства), на наш
взгляд, необходимо включить: Федеральный
закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций» [4] (с изменениями от 2 января 2000
г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.,
8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г.,
18, 29 декабря 2006 г.); Федеральный закон от
23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации» [5] (с изменениями от 20 августа,
29 декабря 2004 г., 20 октября 2005 г., 27 июля
2006 г.). Настоящие законодательные акты
устанавливают специфику банкротства
кредитных организаций, особые обязанности
для кредитных организаций, привлекающих вклады
от физических лиц.
Данные акты в виду их специального
характера имеют приоритет перед общими
нормами иных законодательных актов в
вопросах регулирования банковской деятельности,
функционирования кредитных организаций.
К числу «иных законодательных
актов» можно отнести кодифицированные
законодательные акты (Гражданский кодекс
РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс
РФ), ряд специальных законодательных
актов (Федеральный закон от 10 декабря
2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле» [6] (с изменениями от 29 июня 2004
г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г.)
и весь массив иных законодательных актов).
2. По тексту
Федерального закона «О банках
и банковской деятельности» найти
примеры обязывающих норм
1) Кредитная организация обязана
выполнять обязательные резервные требования
в порядке, установленном Банком России
в соответствии с Федеральным законом
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)". Кредитная организация
обязана иметь в Банке России счет (счета)
для хранения обязательных резервов. Порядок
открытия указанного счета (указанных
счетов) и осуществления операций по нему
(ним) устанавливается Банком России (ст.
25) [10]
2) Кредитная организация обязана
предпринять все предусмотренные законодательством
Российской Федерации меры для взыскания
задолженности. Кредитная организация
вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о возбуждении производства
по делу о несостоятельности (банкротстве)
в отношении должников, не исполняющих
свои обязательства по погашению задолженности,
в установленном федеральными законами
порядке. (ст. 34) [10]
3) Банк России в течение 15 рабочих
дней со дня отзыва у кредитной организации
лицензии на осуществление банковских
операций обязан обратиться в арбитражный
суд с требованием о ликвидации кредитной
организации (далее - заявление Банка России
о принудительной ликвидации кредитной
организации), за исключением случая, если
ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной
организации имеются признаки несостоятельности
(банкротства), предусмотренные Федеральным
законом "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций". (ст. 23.1) [10]
Нормы права обязывающие - нормы
права, предписывающие лицам совершать
определенные положительные действия.
Поэтому все выше перечисленные статьи
Федерального закона «О банках и банковской
деятельности» относятся к обязывающим
нормам, в каждой статье присутствует
слово «обязан».
3. По тексту
Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций»
найти примеры запрещающих норм
1) В случае приостановления
полномочий исполнительных органов кредитной
организации на период деятельности временной
администрации: исполнительные органы
кредитной организации не вправе принимать
решения по вопросам, отнесенным к их компетенции
федеральными законами и учредительными
документами кредитной организации (ст.
23 часть 1)
2) Лица, привлеченные в
соответствии с настоящим Федеральным
законом к субсидиарной ответственности
по денежным обязательствам кредитной
организации и (или) исполнению ее
обязанности по уплате обязательных
платежей, не вправе приобретать
акции (доли) иной кредитной организации,
составляющие более чем пять
процентов ее уставного капитала,
в течение десяти лет со
дня принятия арбитражным судом
решения о признании кредитной
организации банкротом. (ст. 14 часть
1)
3) В период деятельности временной
администрации полномочия исполнительных
органов кредитной организации актом
Банка России о назначении временной администрации
могут быть либо ограничены, либо приостановлены
в порядке и на условиях, которые установлены
настоящим Федеральным законом. (ст. 16,
часть 2)
Запрещающие нормы
права — нормы, возлагающие на субъекта
обязанность воздерживаться от совершения
запрещенных законом действий. Такие нормы
формулируются в виде запрета совершать
какие-либо действия. Предписания такого
рода, как правило, начинаются словами:
«запрещается», «не разрешается», «не
допускается».
Список использованной
литературы
- Кредитные организации в России:
правовой аспект / Отв. ред. Е.А. Павлодский. – М.: 2006г.
- Федеральный закон от 2 декабря
1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности»
// Ведомости съезда народных депутатов
РСФСР. - 6 декабря 1990г. - №27. - Ст.357.
- Федеральный закон от 10 июля
2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 15 июля 2002г. - №28.
- Ст.2790.
- Федеральный закон от 25 февраля
1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1 марта 1999г. - №9.
- Ст.1097.
- Федеральный закон от 23 декабря
2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических
лиц в банках Российской Федерации» //
Собрание законодательства Российской
Федерации. - 29 декабря 2003г. - N 52.
- Федеральный закон от 10 декабря
2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле» // Вестник Банка
России. - 29 декабря 2003г. - №71.
- Федеральный закон от 02.12.1990
N 395-1 (ред. от 21.07.2014) "О банках и банковской
деятельности"
- Федеральный закон от 25.02.1999
N 40-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций"
Информация о работе Контрольная работа по «Банковскому законодательству»