Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:51, контрольная работа
Задача № 2 (4.1)
Условие: Железная дорога в январе месяце получила доходные поступления за перевозки в размере 2325 млн руб. В составе доходных поступлений сумма причитающаяся российским железным дорогам составляет 17 %, общедорожные расходы – 20 %. Расчетная цена на единицу перевозок для каждого отделения устанавливается Управлением дороги на базе их себестоимости и утвержденного процента рентабельности. На основании данных таблицы 2 рассчитайте доходы, причитающиеся и фактически перечисленные отделениям дороги.
1 Формирование и использование прибыли на предприятии
Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. По прибыли определяются рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции.
Различают плановую и балансовую прибыль.
Плановая прибыль – прибыль, которую предприятие планирует получить при выпуске и реализации планового объекта продукции.
Методы
планирования финансовых результатов
в настоящее время не регламентированы.
Традиционно применяют метод
прямого счета или
Расчет
прибыли методом прямого счета
выполняется по отдельным видам
изделий или группам однородных
изделий с последующим
Аналитические методы находят применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия.
Балансовая – прибыль, которая отражается в балансе дохода и расхода предприятий и состоит она из всех видов прибыли, полученной от различных видов деятельности предприятия (реализация продукции, работ и услуг, внереализационные операции по обслуживанию).
Основными показателями прибыли являются:
- общая прибыль (убыток) отчетного периода – балансовая прибыль (убыток);
- прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
- прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, отчислений в централизованные фонды государства и затратами на производство и реализацию продукции.
Прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций определяется как разность между суммой полученной выручки после проведения операций по выплате штрафов, неустоек, курсовых разниц по валютным счетам, убытков от стихийных бедствий, прочих доходов, потерь и расходов, относимых на счет прибылей и убытков, и суммой выплат, связанных с этими операциями.
Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму отчислений в резервный фонд или другие аналогичные фонды, доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий, доходов от казино, видеосалонов и других доходов [2, стр. 135].
Чистая прибыль предприятия – это прибыль которая остается в его распоряжении после уплаты налогов [3]. Она рассчитывается как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль и других налогов и санкций, источником уплаты которых является балансовая прибыль. Расчет чистой прибыли ведется по формуле:
Пч = Пб – Нп – Ни – Нз – Нсоц – Ндох,
где:
- Пб — балансовая прибыль;
- Нп — налог на прибыль;
- Ни — налог на имущество;
- Нз — налог на землю;
- Нс— налог на содержание объектов социально-культурной сферы;
- Нд — налог на доходы.
Рис. 1. Формирование
и распределение прибыли
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по целевому использованию на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налогов и других обязательных платежей.
Определение
направлений расходования прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия,
фиксируется в уставе предприятия
и определяется положением, которое
разрабатывается
Чистая прибыль используется:
Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных расходов, связанных со стихийным бедствием и несением балансового убытка.
Фонд накопления используется на приобретение и строительство ОФ, проведению научно-технических работ.
При распределении прибыли используются следующие принципы:
- прибыль,
полученная предприятием в
- прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов, при этом состав налогов, ставки, порядок исчисления, сроки взносов в бюджет устанавливаются законодательством;
- прибыль,
остающаяся в распоряжении
2 Финансовое планирование на предприятии, его виды
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются: обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; определение путей эффективного вложения капитала; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли; контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовый, денежных потоков, метод многовариантности, опытно-статистический, экономико-математического моделирования.
Процесс финансового планирования состоит из нескольких этапов. На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятия: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
На втором этапе разрабатываются основные финансовые документы: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем
этапе происходит уточнение и
конкретизация показателей
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Процесс финансового планирования завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
Финансовое планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на перспективное (от 1 до 3-х лет), текущее (годовое) и оперативное.
Перспективное
планирование включает разработку финансовой
стратегии организации и
Текущее финансовое планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Оперативное финансовое планирование использует утвержденные стратегические позиции в повседневной деятельности для достижения поставленных целей. Оперативный финансовый план составляется более подробно и детально, так это необходимо для обеспечения стабильной работы всех служб предприятия [2, стр. 226].
Каждый вид планирования имеет свои специфические характеристики: цели, содержание, методы, инструменты, особенности организации. Сложность и многоаспектность функционирования предприятия обусловили существование разнообразных видов финансового планирования (Таблица 2).
Прежде всего, следует отличать классификацию видов финансового планирования по уровням структурной иерархии предприятия, по уровням планирования и по уровню субъекта планирования.
Т а б л и ц а 2 - Классификация видов финансового планирования
Классификационный признак |
Виды финансового планирования |
По уровню планирования |
стратегическое, тактическое, оперативное |
По уровню структурной иерархии объекта планирования |
общефирменное планирование, планирование деятельности бизнес-единиц, подразделений, |
По особенностям разработки финансовых планов |
Скользящее планирование Периодическое планирование |
Предмет планирования |
Целевое планирование Планирование действий Планирование ресурсов |
По горизонту планирования |
долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное |
По степени детализации |
агрегированное и |
По степени централизации |
централизованное, децентрализованное и круговое планирование |
По обязательности выполнения плановых заданий |
директивное, индикативное планирование и смешанное планирование |
По особенностям постановки целей |
реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное |
По уровням структурной иерархии предприятия можно выделить: общефирменное финансовое планирование, в рамках которого разрабатываются сводные и консолидированные финансовые планы, обеспечивающие достижение целей предприятия ; финансовое планирование деятельности бизнес-единицы, в рамках которого разрабатываются финансовые планы по конкретному направлению бизнеса, организационно выделенному в дочернее предприятие; финансовое планирование деятельности подразделений – структурных единиц предприятия, не обладающих хозяйственной самостоятельностью и входящих в состав бизнес-единицы или материнского предприятия.
По уровням субъекта планирования выделяют: финансовое планирование на высшем уровне, при котором плановые решения разрабатываются высшими исполнительными органами управления и централизованными отделами планирования; финансовое планирование на среднем уровне, при котором планы разрабатываются на уровне бизнес-единиц; финансовое планирование на нижнем уровне - планы разрабатываются на уровне подразделений предприятия.
По обязательности выполнения плановых заданий выделяют директивное, индикативное планирование и смешанное планирование.
Директивное планирование требует безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана. Индикативное планирование – это советующее, ориентирующее планирование. В настоящее время понятие «индикативное планирование» используют не только на макро-, но и на микроуровне. Индикативные планы представляют собой планы-прогнозы и составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться и разрабатывать собственные планы, исходя из видения будущего высшими органами управления фирмы. При смешанном планировании часть планов носят директивный характер, а часть – индикативный. Причем, при оперативном планировании чаще используются директивы, а при стратегическом планировании – индикаторы.
По особенностям постановки целей выделены четыре вида планирования: реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное.
Сторонники реактивного планирования устанавливают цели организации исходя из анализа данных за прошлые периоды и результатов экстраполяции их на будущее. Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия. Преактивное планирование предполагает установление желаемых целей без учета существующих возможностей организации. Это приводит к осуществлению непрерывных изменений в различных сферах деятельности организации, а также частому невыполнению плановых заданий.
Концепция интерактивного планирования основана на предположении, что будущее подвластно контролю и в значительной степени является результатом сознательной деятельности участников планирования. Интерактивное планирование предполагает проектирование желаемого будущего на основе анализа современного состояния, прошлых тенденций и перспектив развития внутренней и внешней среды и определение способов постепенного приближения к данному будущему.
В связи с этим, предприятия должны не просто приспосабливаться к изменяющимся условиям среды функционирования, но и активно влиять на эту среду, делая ее более благоприятной для своего существования.