Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

В условиях развития рыночных отношений, ограниченных финансовых ресурсов для простого и расширенного воспроизводства, обострения конкурентной борьбы резко возросла значимость управления финансами как на государственном уровне так и на уровне предприятий различных форм собственности.

Содержание

1. Система управления финансами…………………………………………...….3
2. Коммерческие банки, функции и операции……………………………..……7
Список литературы………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

работа по финансам 5 курс.docx

— 43.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

1. Система управления финансами…………………………………………...….3

2. Коммерческие банки, функции  и операции……………………………..……7

Список литературы………………………………………………………………17

 

1. Система управления финансами

 

В условиях развития рыночных отношений, ограниченных финансовых ресурсов для простого и  расширенного воспроизводства, обострения конкурентной борьбы резко возросла значимость управления финансами как  на государственном уровне так и  на уровне предприятий различных  форм собственности. В странах с  развитой рыночной экономикой функционирование предприятий осуществляется под  строгим контролем его финансового  управления.

Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с  целью достижения определенного  результата.

Управление применяется во всех сферах человеческой деятельности. Управление очень разносторонне, оно воздействует на самые различные предметы и процессы. Правомерно утверждать об управлении государством, экономикой страны, космическим кораблем и так далее. Понятие управления финансами нужно выводить из общей теории управления (рис.1.).

 

 

Рис. 1. Содержание управления

 

В управлении финансами также выделяют объекты, субъекты и инструменты.

Объект  управления финансами (то, что подлежит управлению) – это финансовые отношения  и фонды денежных средств (денежные ресурсы). В целом это государственные  и муниципальные финансы; финансы  организаций. В частности это  бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые  фонды, фонд оплаты труда, резервный  фонд, уставный фонд и другие .

Субъекты  управления (те, кто управляет). Каждой подсистеме финансов соответствуют  свои субъекты управления. В качестве субъектов управления выступают  публично - правовые образования (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное  образование), органы законодательной  и исполнительной власти; должностные  лица, специальные службы и подразделения. В каждой организации имеется  финансовая структура: департамент  финансов, финансовый отдел. Если компания небольшая, то финансовый сектор, если совсем маленькая, то - главный бухгалтер. Используя свои полномочия и применяя определенные инструменты воздействия, субъекты управления, стремятся достигнуть определенного результата в процессе управления. Совокупность организационных  структур, осуществляющих повседневное (оперативное) управление финансами  называется финансовым аппаратом.

Методы  управления финансами (то, помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды денежных средств). В экономической литературе методы не редко называют элементами либо рычагами, приемами, формами, инструментами. Все эти наименования равнозначны по своему существу. Применительно к управлению финансами к таким методам относят: финансовое планирование, финансовый контроль; финансовые рычаги (налоги, таможенные пошлины, финансовые стимулы, льготы, санкции, целевые ассигнования, дотации, нормы, нормативы и другие); нормативно правовое обеспечение ( законы, указы, постановления, инструкции, методические указания); информационное обеспечение .

В теории управления относительно новым является понятие «финансовый инструмент», под которым понимается любой  договор между контрагентами, в  результате которого одновременно возникают  финансовый актив у одного контрагента  и финансовое обязательство долгового  или долгового или долевого характера - у другого. Финансовые инструменты подразделяют на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность. Вторичные финансовые инструменты ( синоним: производные инструменты, деривативы) - это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций на финансовых рынках.

Цена  управления (состояние или результат, к которому стремятся субъекты управления). Относительно финансов цели управления индивидуальны для каждого субъекта управления.

В государственных  и муниципальных финансах целями управления могут быть бездефицитность  бюджета, снижение государственного долга. Для финансов организаций – максимизация прибыли; оптимизация структуры  капитала; обеспечение финансовой устойчивости; снижение дебиторской задолженности [ 9, c 68].

Требования  к управлению (обусловлены статусом объекта управления. Так, применимо  к особому статусу публично-правовых образований управление общественными  финансами должно отвечать следующим  базовым требованиям:

  • прозрачность – открытость принятия и реализации решений;
  • устойчивость – гарантированное исполнение расходных обязательств с соблюдением приемлемого уровня финансовой нагрузки на нынешнее и будущие поколения;
  • подотчетность - проверяемость соблюдения установленных правил и процедур с мерами ответственности за их нарушение;
  • эффективность - максимизация результата ( а не минимизация затрат);
  • преемственность – наличие и соблюдение правил и процедур.

Система управления финансами в современной  экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени  российская система управления финансами  получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово- централизованной к рыночной экономике. В планово – централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно- административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали – выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и некоторые другие. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.

Между тем  цивилизованная рыночная экономика  не может успешно и стабильно  функционировать и развиваться без хорошо отложенной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовая система и финансовый рынок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в тоже время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому и в рыночной экономике управления финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, то есть материальных и нематериальных ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста.

Система управления финансами в современной  рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирования финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.

К органам  управления финансами также относятся: профильные комитеты по бюджету, по налогам, банкам и финансам Государственной  Думы и Совета Федерации; Счетная  палата РФ; Минфин РФ и подведомственные ему федеральные службы; Министерство экономического развития и торговли РФ; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам (рис.2)

 

Рис.2 Система управления финансами

управление  финансы счетный палата казначейство

Управление  финансами в современной экономике  имеет ряд особенностей, которые  характеризуются следующими основными  моментами:

1. распад  Советского Союза и приобретение  бывшими союзными республиками суверенитета и атрибутов международного права поставили управление российской финансовой системой в кардинально новые условия - осложнились, а в большей части были разорваны связи между республиками, входившими в бывший Советский союз, в том числе и с теми, с которыми российская экономика имела важные производственно – экономические и финансовые отношения;

  1. прежняя планово - централизованная система управления финансами не была приспособлена к новым рыночным условиям. Поэтому в России была создана новая система управления финансами и кредитно- денежной сферой [4, c 73]. Получившее относительно автономное функционирование. Был создан Центральный Банк Российской Федерации, получили развитие коммерческие банки и другие финансовые организации. Бюджетная система была перестроена на принципах федерализма и налоговой основе. Установлены таможенные границы. В том числе и для перемещения финансовых ресурсов между государствами, ранее входившими в Советский Союз;
  2. Вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности - государственной и колхозно - кооперативной – в результате приватизации и разгосударствления в экономике образовалось множество самостоятельных институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность выработать и определять собственные финансовую стратегию и тактику;

 

 

2. Коммерческие банки, функции и  операции

 

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно  обслуживающие предприятия и  организации, а также население - своих клиентов. Коммерческие банки  выступают основным звеном бан-ковской  системы. Независимо от формы собственности  коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения  с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.

Согласно  банковскому законодательству банк - это кредитная организация, которая  имеет право привлекать денежные средства физических и юридических  лиц, размещать их от своего имени  и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению  клиентов1. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (должны осуществлять) комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных  организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В отличие от банка кредитные организации  производят лишь отдельные банковские операции. Коммерческий банк, как и  любой другой банк, выполняет функции:

•          аккумуляции (привлечения) средств  в депозиты;

•          их размещения {"инвестиционная функция:

•          расчетно-кассового обслуживания клиентов. Коммерческие банки выступают прежде всего как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства; с другой - удовлетворяют за счёт этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.

Экономическую основу операций банка по аккумуляции  и размещению кредитных ресурсов составляет движение денежных средств  как объективного процесса, оказывающего влияние на формирование и использование ссужаемых стоимостей. Организуя этот процесс, коммерческий банк выступает коммерческим предприятием, обеспечивающим выгодное помещение аккумулированных кредитных ресурсов.

В последние  годы, как в нашей стране, так  и в мировой банковской практике, эксперты отмечают наличие двух, на первый взгляд взаимоисключающих, тенденций: универсализацию и специализацию, банковской деятельности, подчеркивая, что со специализацией банков усиливаются  тенденции к универсализации  их деятельности. Традиционно занимавшиеся в большей степени тем или  иным кругом операций, коммерческие банки  вторгаются в смежные сферы деятельности. Следовательно, вид коммерческого  банка (универсальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т. п.) определяется наряду с содержанием его операций также степенью развития экономики  страны, кредитных отношений, денежного  и финансового рынков.

Операции  коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. По российскому  законодательству к основным банковским операциям относят следующие:

•          привлечение денежных средств юридических  и физических лиц во вклады до востребования  и на определенный срок;

•          предоставление кредитов от своего имени  за счет собственных и привлеченных средств;

•          открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;

•          осуществление расчетов по поручению  клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

•          инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;

•          управление денежными средствами по договору с собственником или  распорядителем средств;

•          покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах;

•          осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим  законодательством;

•          выдача банковских гарантий.

При этом в Законе «О банках и банковской деятельности» (в редакции 1995 г.) подчеркивается, что небанковские кредитные организации  вправе осуществлять банковские операции, за исключением операция, предусмотренных  пунктами 1,2,3 и 9. Допустимые сочетания  иных банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются  Банком России.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"