Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:08, контрольная работа
В условиях развития рыночных отношений, ограниченных финансовых ресурсов для простого и расширенного воспроизводства, обострения конкурентной борьбы резко возросла значимость управления финансами как на государственном уровне так и на уровне предприятий различных форм собственности.
1. Система управления финансами…………………………………………...….3
2. Коммерческие банки, функции и операции……………………………..……7
Список литературы………………………………………………………………17
Содержание
1. Система управления финансами……
2. Коммерческие банки, функции и операции……………………………..……7
Список литературы……………………………………………………
1. Система управления финансами
В условиях
развития рыночных отношений, ограниченных
финансовых ресурсов для простого и
расширенного воспроизводства, обострения
конкурентной борьбы резко возросла
значимость управления финансами как
на государственном уровне так и
на уровне предприятий различных
форм собственности. В странах с
развитой рыночной экономикой функционирование
предприятий осуществляется под
строгим контролем его
Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения определенного результата.
Управление применяется во всех сферах человеческой деятельности. Управление очень разносторонне, оно воздействует на самые различные предметы и процессы. Правомерно утверждать об управлении государством, экономикой страны, космическим кораблем и так далее. Понятие управления финансами нужно выводить из общей теории управления (рис.1.).
Рис. 1. Содержание управления
В управлении финансами также выделяют объекты, субъекты и инструменты.
Объект управления финансами (то, что подлежит управлению) – это финансовые отношения и фонды денежных средств (денежные ресурсы). В целом это государственные и муниципальные финансы; финансы организаций. В частности это бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды, фонд оплаты труда, резервный фонд, уставный фонд и другие .
Субъекты управления (те, кто управляет). Каждой подсистеме финансов соответствуют свои субъекты управления. В качестве субъектов управления выступают публично - правовые образования (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), органы законодательной и исполнительной власти; должностные лица, специальные службы и подразделения. В каждой организации имеется финансовая структура: департамент финансов, финансовый отдел. Если компания небольшая, то финансовый сектор, если совсем маленькая, то - главный бухгалтер. Используя свои полномочия и применяя определенные инструменты воздействия, субъекты управления, стремятся достигнуть определенного результата в процессе управления. Совокупность организационных структур, осуществляющих повседневное (оперативное) управление финансами называется финансовым аппаратом.
Методы управления финансами (то, помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды денежных средств). В экономической литературе методы не редко называют элементами либо рычагами, приемами, формами, инструментами. Все эти наименования равнозначны по своему существу. Применительно к управлению финансами к таким методам относят: финансовое планирование, финансовый контроль; финансовые рычаги (налоги, таможенные пошлины, финансовые стимулы, льготы, санкции, целевые ассигнования, дотации, нормы, нормативы и другие); нормативно правовое обеспечение ( законы, указы, постановления, инструкции, методические указания); информационное обеспечение .
В теории
управления относительно новым является
понятие «финансовый
Цена
управления (состояние или результат,
к которому стремятся субъекты управления).
Относительно финансов цели управления
индивидуальны для каждого
В государственных и муниципальных финансах целями управления могут быть бездефицитность бюджета, снижение государственного долга. Для финансов организаций – максимизация прибыли; оптимизация структуры капитала; обеспечение финансовой устойчивости; снижение дебиторской задолженности [ 9, c 68].
Требования
к управлению (обусловлены статусом
объекта управления. Так, применимо
к особому статусу публично-
Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово- централизованной к рыночной экономике. В планово – централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно- административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали – выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и некоторые другие. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.
Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отложенной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовая система и финансовый рынок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в тоже время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому и в рыночной экономике управления финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, то есть материальных и нематериальных ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста.
Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирования финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.
К органам управления финансами также относятся: профильные комитеты по бюджету, по налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Минфин РФ и подведомственные ему федеральные службы; Министерство экономического развития и торговли РФ; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам (рис.2)
Рис.2 Система управления финансами
управление финансы счетный палата казначейство
Управление
финансами в современной
1. распад
Советского Союза и
2. Коммерческие банки, функции и операции
Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном бан-ковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.
Согласно
банковскому законодательству банк
- это кредитная организация, которая
имеет право привлекать денежные
средства физических и юридических
лиц, размещать их от своего имени
и за свой счет на условиях возвратности,
платности, срочности и осуществлять
расчетные операции по поручению
клиентов1. Таким образом, коммерческие
банки осуществляют (должны осуществлять)
комплексное обслуживание клиентов,
что отличает их от специальных кредитных
организаций небанковского
• аккумуляции (привлечения) средств в депозиты;
• их размещения {"инвестиционная функция:
•
расчетно-кассового
Экономическую основу операций банка по аккумуляции и размещению кредитных ресурсов составляет движение денежных средств как объективного процесса, оказывающего влияние на формирование и использование ссужаемых стоимостей. Организуя этот процесс, коммерческий банк выступает коммерческим предприятием, обеспечивающим выгодное помещение аккумулированных кредитных ресурсов.
В последние
годы, как в нашей стране, так
и в мировой банковской практике,
эксперты отмечают наличие двух, на
первый взгляд взаимоисключающих, тенденций:
универсализацию и
Операции
коммерческого банка
• привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;
• предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;
• открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;
•
осуществление расчетов по поручению
клиентов, в том числе банков-
•
инкассация денежных средств, векселей,
платежных и расчетных
• управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;
•
покупка у юридических и
• осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;
• выдача банковских гарантий.
При этом
в Законе «О банках и банковской
деятельности» (в редакции 1995 г.) подчеркивается,
что небанковские кредитные организации
вправе осуществлять банковские операции,
за исключением операция, предусмотренных
пунктами 1,2,3 и 9. Допустимые сочетания
иных банковских операций для небанковских
кредитных организаций