Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль – это составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Содержание

1. Понятие и значение финансового контроля.
2. Виды финансового контроля.
3. Органы, осуществляющие финансовый контроль.
4. Аудиторский финансовый контроль.
5. Методы финансового контроля.

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое право (1).docx

— 32.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

ФИЛИАЛ  ГОУ ВПО «ИГУ» В Г. БРАТСКЕ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Финансовое право»

ВАРИАНТ №3

 

ТЕМА:  «Финансовый  контроль»

 

 

 

Проверил:                                                                                 С.А. Шмакова 

Оценка: ____________                  дата:_____________        ________________                                              

Студент:                                                                                  А. В. Бычкова         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братск, 2012

 

Финансовый контроль.

 

1. Понятие и значение  финансового контроля.

2. Виды финансового контроля.

3. Органы, осуществляющие  финансовый контроль.

4. Аудиторский финансовый  контроль. 

5. Методы финансового  контроля.

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и значение финансового контроля.

 

   Финансовый контроль – это составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

   Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

1) как строго регламентированную  деятельность специальных контролирующих  органов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой  дисциплины всех экономических  субъектов;

2) как неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками для обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.

   Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

   Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в следующем:

а) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и  органами местного самоуправления со стороны организаций и граждан;

б) проверка правильности использования  государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями  находящихся в их хозяйственном  ведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных  средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

в) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

г) выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения  оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

   В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на государственные органы власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц.

   Из этого следует что, финансовый контроль обеспечивает интересы государства, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов и т.д.). Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процессы производства и распределения опосредствуются денежными отношениями. Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти. В их системе создаются специальные контрольные органы. Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере. Таким образом, финансовый контроль – это контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальных приёмов и способов действий контролёров, позволяющий им решить поставленные задачи.

 

 

 

  1. Виды финансового контроля.

 

   Финансовый контроль подразделяется на несколько видов, исходя из разных оснований. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет особое значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

   Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.). Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

   Так же можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.

   Обязательный финансовый контроль

а) в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);

б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов).

  Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

   В зависимости от субъектов, на которых возложен финансовый контроль, он подразделяется на виды: 1) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; 2) Президента РФ или Администрации Президента РФ; 3) исполнительных органов власти общей компетенции; 4) финансово-кредитных органов; 5) ведомственный и внутрихозяйственный; 6) общественный; 7) аудиторский.

   Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, т.е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на: а) бюджетный; б) налоговый; в) валютный; г) банковский; д) за страховой деятельностью.

   Финансовый контроль классифицируется в зависимости от:

- времени проведения, он  может быть предварительным, текущим  и последующим; 

- органов (субъектов), осуществляющих  его, он может быть представительных  органов государственной власти  и местного самоуправления, президентский  контроль, контроль исполнительных  органов власти общей компетенции,  финансово-кредитных органов, ведомственный  и внутрихозяйственный контроль, общественный контроль, аудиторский  финансовый контроль.

- ведомства, к компетенции  которого относится управление  этими финансовыми отношениями,  он может быть бюджетный, налоговый,  валютный, банковский, за страховой  деятельностью.

3. Органы, осуществляющие финансовый контроль.

 

   Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В Российской Федерации государственный финансовый контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

   Субъекты государственного финансового контроля:

– Счетная палата Российской Федерации;

– Центральный Банк Российской Федерации;

– Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление

федерального Казначейства, департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное  управление);

– Министерство РФ по налогам и сборам;

– Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

– Контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

–Иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

   Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов России. Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

   К основным задачам Счетной палаты отнесены:

–организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

–определение эффективности и целесообразности расходов    государственных средств и использования федеральной собственности;

–оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

–финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных;

–правовых актов федеральных органов государственной власти;

–анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

–контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

–регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

   Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

   В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения,

   Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации. Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

   Министерство финансов Российской Федерации осуществляет нижеследующие функции:

–проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

–контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"