Контрольная работа по «Финансам и кредиту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

 

 

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012 г.

 

38.БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА  РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве.

Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система. Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. В настоящее время бюджетная система РФ отражает некоторые особенности переходного периода и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Например, в ней не урегулированы проблемы межбюджетных отношений.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на принципах:

- единства бюджетной системы  Российской Федерации;

- разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов;

- сбалансированности бюджетов;

- эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджетов;

- адресности и целевого  назначения бюджетных средств.

Несмотря на самостоятельность  каждого из бюджетов, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы РФ.

Принцип единства проявляется  во взаимодействии бюджетов всех уровней  по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения  между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой; использованием единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты; согласованными принципами бюджетного процесса; единой денежной системой; единым порядком ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого из бюджетов соответствующими представительными органами власти; правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов на каждом уровне бюджетной системы. При этом законодательно определено, что невозможно осуществить изъятие доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджета и сумм экономии по расходам бюджета. Законами также установлена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства. Следует отметить, что на практике эти условия нарушаются и принцип самостоятельности бюджетов в настоящее время не получает реального подтверждения.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы бюджетов всех уровней подлежат отражению  в бюджетах в обязательном порядке  и в полном объеме. При этом все  государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета означает обязательное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджета  предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов достижение заданных результатов необходимо осуществлять с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата должно проводиться с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип совокупного покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

В соответствии с законодательством  РФ принцип гласности предполагает обязательное предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; публикацию утвержденного бюджета после принятия закона о нем; информацию о ходе исполнения бюджета по месяцам и кварталам. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реальный подход к расчету  доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности бюджетных  средств предполагает выделение  бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Бюджетные средства могут  предоставляться в различных  формах. Говоря о современном состоянии бюджетной системы необходимо иметь ввиду двоякость ее строения. Одно - внешнее - проявляется в уровнях бюджетной системы и финансовых взаимоотношениях между ними, основанных на федеральном законодательстве (вертикальные финансовые потоки). Другое - внутреннее - представляет собой многочисленные, друг с другом не координируемые, зачастую встречные финансовые потоки, выражающие межрегиональные, всероссийские и даже международные интересы органов власти субъектов федерации и муниципалитетов (горизонтальные финансовые потоки).

В бюджетной системе России в настоящее время существуют четыре уровня. Это - федеральный, региональный, муниципальный и межгосударственный. Последний возник в 1997 г. после образования Союза Беларуси и России. Денежный фонд Союзного государства имеет все необходимые атрибуты бюджета и занимается в основном финансированием бюджетных организаций, оборонных предприятий и силовых структур обоих стран. Правда размеры бюджета Союза невелики и его влияние на перераспределение по России Национального дохода незначительно.

В бюджетную систему России как федеративного государства  входят бюджеты трех уровней, являясь  ее самостоятельными частями. К ним  относятся государственные бюджеты двух уровней: федеральный (республиканский) бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. К третьему уровню относятся местные бюджеты (рис. 1).

Федеральный бюджет – это  центральное звено (первый уровень) бюджетной системы, обеспечивающий финансирование выполнения общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом.С правовой точки зрения федеральный бюджет является формой образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей, а также бюджеты городов федерального значения.

Местные бюждеты (бюджеты  муниципальных образований) – это  форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Бюджеты  государственных  внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ и формируются на федеральном и территориальном уровнях.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1) Пенсионный фонд Российской  Федерации;

2) Фонд социального страхования  Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой  характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Все бюджеты в РФ существуют как самостоятельные денежные фонды. Для управления каждым регионом необходимо знать, какие средства сосредоточены в бюджете всех уровней, функционирующих на данной территории, поэтому законодательно предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах РФ в целом, а также субъектов Федерации и административно-территориальных единиц (кроме низового звена последних).

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов  государственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов). Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов составляют консолидированный бюджет РФ. Совокупность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов представляют собой консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации  прошла несколько этапов, была и  до сих пор связана со многими  сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр.Современная  бюджетная система России имеет  почти вековую историю и послужила  прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы ,которые ООН должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, жившего многие годы в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование. Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного лога. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Информация о работе Контрольная работа по «Финансам и кредиту»