Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:47, контрольная работа
Предметом исследования данной работы являются банковские системы Соединенных Штатов Америки и Федеративной Республики Германия. Выбор этих государств не случаен. США и ФРГ входят в восьмерку наиболее экономически развитых стран мира, их банковские системы по величине ресурсов и эффективности их использования также занимают лидирующие позиции. Тем не менее, существуют большие различия в устройстве финансовых институтов, организации контроля и управления. Изучение, сравнительный анализ банковских систем США и ФРГ позволит вычленить наиболее рациональные решения, определить существующие тенденции в развитии банков и других финансовых институтов, что является очень важным для Республики Беларусь, как государства с переходной экономикой.
Введение ………………………………………………………………..…..3
Общая характеристика банковских систем США и ФРГ…………….4
Устройство, основные функции Федеральной резервной системы США и Центрального банка ФРГ………………………………...……7
Виды, функции банков США и ФРГ………………………………....15
Основные тенденции развития банковских систем США и ФРГ…..22
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованных источников………………………………….....25
Таким образом, в странах-участницах укреплена бюджетная дисциплина и одновременно закрыт важный потенциальный источник инфляции.
Кредитные функции ФРС осуществляются строго в соответствии с основными целями денежной политики и направлены на поддержание здоровой и упорядоченной финансовой системы. Эти основные цели достигаются путем влияния на общий объем и цену кредитов через воздействие на объем и стоимость резервов депозитных учреждений. Взятие кредитов отдельными депозитными учреждениями по учетным ставкам, изменяющимся время от времени в соответствии с господствующими условиями на экономическом рынке и денежном рынке, имеет прямое воздействие на положение резервов учреждений-заемщиков и, таким образом, на их способность удовлетворять потребности в кредите своих клиентов. Вместе с тем воздействие таких займов не остается локальным, но имеет важное влияние на все денежные и кредитные условия.
Главной активной операцией федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных резервных банков банкам-членам. Если какой-либо банк – член системы нуждается в заемных средствах, он может обратиться в ФРС. Банкиры не любят часто занимать средства у ФРС, т.к. при определенных условиях, это может косвенно указывать на то, что у банка существуют проблемы.
В своей деятельности центральные банки США и ФРГ активно применяют следующие инструменты:
- Валютная интервенция;
- Операции на открытом рынке;
- Рефинансирование, регулирование учетной ставки.
Федеральная резервная система США периодически проводит скрытые интервенции. Немецкий федеральный банк и Банк Англии широко освещают свое участие в этом мероприятии - открытые интервенции.
В монетарной политике ФРС США и НФБ ФРГ применяют методы таргетирования денежной массы (при помощи монетарных денежных агрегатов) и метод таргетирования скрытого показателя.
Современные аналитики ввели понятие «индекса независимости центрального банка», который показывает, насколько самостоятелен тот или иной банк в принятии решений. Согласно последних исследований, индекс независимости Бундесбанка составляет 0,71, ФРС США – 0,51.
В курсе лекций «Экономическая сущность кредитной системы» кандидата экономических наук Д.В. Сокола приведена интересная связь между величиной индекса независимости и уровнем инфляции:
Таблица 1
Страна |
Индекс независимости центрального банка |
Среднегодовая инфляция |
ФРГ |
0,71 |
3,7 |
Швейцария |
0,65 |
3,8 |
США |
0,51 |
4,9 |
Франция |
0,34 |
6,4 |
Примечание. Источник: Экономическая сущность кредитной системы: Курс лекций / Д.В. Сокол, 2005.
Очевидно, что чем более самостоятелен центральный банк страны в принятии решений по осуществлению денежно-кредитной политики, тем эти решения эффективней.
3. Виды, функции банков США и ФРГ
Основными звеньями второго уровня банковской системы США являются коммерческие, инвестиционные, взаимно-сберегательные банки.
Коммерческие банки США по юридическому статусу подразделяются на национальные и штатные.
Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.
В ресурсах коммерческих банков США собственные капиталы занимают небольшую часть — до 7,4%; львиная доля приходится на депозиты, среди которых 44% — это депозиты до востребования и 56% —срочные депозиты.
Еще в середине XIX в. в банковской системе США возникло особое звено в виде инвестиционных банков, специализировавшихся на размещении и купле-продаже ценных бумаг.
После кризиса 1929—1933 гг. сферы деятельности коммерческих и инвестиционных банков были юридически (по закону 1933 г.) разграничены. В современных условиях инвестиции банков состоят почти на 9/10 из ценных бумаг федерального правительства США, штатов и местных органов власти. Что касается ценных бумаг промышленных и других компаний, то их выпуском и размещением занимаются инвестиционные банки.
Инвестиционные банки осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами:
1) гарантирование эмиссии
ценных бумаг (операция
2) непосредственное размещение ценных бумаг компаний. В последнем случае инвестиционные банки покупают акции и облигации компаний, а затем размещают их на рынке.
При этом инвестиционные банки широко используют средства, получаемые ими в ссуду от коммерческих банков, для инвестиций в ценные бумаги.
Таким образом, хотя сами коммерческие банки не имеют права покупать, например акции промышленных корпораций, однако косвенно — через ссуды коммерческих банков инвестиционным банкам — ресурсы коммерческих банков фактически инвестируются в эти акции.
К числу крупнейших инвестиционных банков относятся: «Ферст Бостон корпорейшн»; «Леман бразерс»; «Меррил Линч», «Пирс», «Финнер энд Смит» и др. По форме организации одни инвестиционные банки являются корпорациями (акционерными компаниями), другие — неакционерными фирмами или товариществами, включающими ограниченное число партнеров (например, «Леман бразерс» имеет 17 партнеров).
Взаимные сберегательные банки возникали на основе «взаимной» формы собственности (близкой к кооперативной). Этими банками управляли обычно не директора и доверенные лица, выбираемые бессменными учредителями, а их авторитетные представители. Прибыль банков либо выплачивалась вкладчикам, либо направлялась на финансирование развития банка. В последние годы многие сберегательные банки перешли на акционерную форму собственности. В активной части балансов сберегательных банков доминируют суммы под залог недвижимости. Сберегательные банки всегда осуществляли достаточно крупные инвестиции в приобретение ценных бумаг. В отличие от коммерческих банков они и теперь вкладывают средства в акции и облигации корпораций. В пассивной части баланса традиционно доминируют вклады на сберегательных книжках, но теперь в ней отражаются и прочие виды вкладов. Из всех ссудо-сберегательных институтов взаимные сберегательные банки первыми стали принимать чековые депозиты, составив тем самым конкуренцию коммерческим банкам. Важнейшая категория депозитов в сберегательных банках - выдача ссуд под залог недвижимости. Сегодня взаимные сберегательные банки стали похожими на коммерческие банки, однако их деятельности в большей степени ориентирована на потребителя.
Около четырех тысяч действующих в Германии кредитных учреждений можно разделить, в зависимости в зависимости от их организационно-правовой формы, на частные коммерческие банки и публично-правовые кредитные учреждения или от вида их деятельности, на универсальные и специализированные банки.
Различные коммерческо-политические цели, которые в прошлом выступали дополнительным критерием различия между банками, ныне почти утратили это значение. Только частные коммерческие банки, как и раньше, ставят перед собой цель зарабатывать прибыль, работая в промышленности. Цель кооперативных банков — обслуживание своих членов, а публично-правовые кредитные учреждения формально в качестве своей цели ставят "общественные интересы" — способствовать идее накопления сбережений и обеспечивать частных клиентов и экономику дешевыми банковскими услугами. В связи с жесткой конкуренцией между банками по привлечению клиентов условия на рынке банковских услуг сближаются и различие между отдельными банковскими группами определить трудно.
Особый характер немецкой банковской системы (по сравнению с другими промышленно развитыми странами) основан на значительном преобладании универсально действующих кредитных учреждений. Независимо от различия в организационно-правовых формах кредитных учреждений, отношений собственности, величины банков большинство из них совмещают все возможные банковские операции. Так, согласно ст. 1 Закона о кредитном деле банки осуществляют следующие виды депозитно-ссудных и инвестиционных операций:
- прием депозитов;
- предоставление кредитов и акцептов;
- учет векселей и оплата чеков;
- приобретение и продажа ценных бумаг по поручениям;
- хранение и управление ценными бумагами;
- инвестиции в ценные бумаги и другие долгосрочные активы;
- принятие обязательств по покупке требований до истечения срока;
- предоставление гарантий;
- проведение безналичных расчетов.
Создание универсальной банковской системы объясняется тем, что Германия со времени ее промышленного развития не располагала в достаточном размере собственным капиталом, что вызывало необходимость использовать банковские кредиты в больших объемах.
Основное преимущество универсальной банковской системы по сравнению с англо-саксонской банковской системой с разделением банков состоит в более высокой стабильности на базе эффектов диверсификации и в связанной с этим высокой надежности денежных вкладов. Кроме того, отсутствие внутреннего разделения по направлениям деятельности банков обеспечивает возможность предоставления клиенту обширного сервиса «из одной руки» и за счет широкого ассортимента предлагаемых услуг банк продает свои услуги в удобное для клиента время.
Основанием для критики универсальной банковской системы служит значительное промышленное влияние немецких банков. Оно существует за счет участия банков в предприятиях, банковских мандатов в наблюдательных советах и полномочий банков на право голоса.
Сегодня в ФРГ действует около 4000 кредитных учреждений, которые имеют почти 45 000 филиалов. В среднем при численности населения 80 миллионов каждое банковское отделение обслуживает около 1600 человек (Германия входит в число стран мира с одной из самых плотных сетей банковских филиалов).
Универсальные
банки можно разделить на три основные группы:
- около 350 частных коммерческих банков,
в которые входят три крупных банка, региональные
банки и прочие кредитные учреждения,
а также филиалы иностранных банков, доля
которых в деловых операциях банков составляет
около 30 процентов;
- свыше 700 публично-правовых кредитных учреждений (сберегательные кассы и земельные банки (жироцентрали)), доля которых составляет около 50 процентов;
- приблизительно 3000 кооперативных банков (Фольксбанки и Райфайзенбанки) с их центральными банками, доля которых составляет около 20 процентов.
Наряду с универсально действующими коммерческими банками Германии существует целый ряд специализированных банков. Сюда входят ипотечные банки и прочие кредитные учреждения, выдающие кредиты под залог реальных ценностей, кредитные учреждения со специальными задачами, банки, предоставляющие ссуды с погашением в рассрочку, кредитные учреждения, выдающие ссуды для индивидуального строительства, почтовый банк, кредитные учреждения промышленности и пр. Через специализированные банки происходит свыше одной четверти делового оборота всех кредитных учреждений Германии. Приблизительно каждый третий крупный банк - специализированный банк.
Основную группу специализированных банков составляют 30 частных ипотечных банков, специализированных банков по предоставлению кредитов на земельные участки и коммунальных кредитов. Они выдают долгосрочные кредиты для финансирования жилищного строительства и реконструкции жилых домов, а также для промышленных и сельскохозяйственных капиталовложений (под залог земельных участков). Второй основной вид операций - предоставление коммунальных кредитов Федерации, землям и муниципалитетам, прочим корпорациям и учреждениям публичного права. Коммунальные кредиты в значительной степени превышают кредиты на жилищное строительство. Два кредитных учреждения этой группы финансируют в качестве ипотечных банков судостроение (на базе среднесрочных и долгосрочных кредитов). Необходимые средства для кредитования указанные банки получают за счет продажи на рынке капитала закладных листов и облигаций коммунального займа.
Около десяти публично-правовых ипотечных банков, как и частные ипотечные банки, специализируются в области предоставления ипотечных и коммунальных кредитов. Эти кредитные учреждения берут свое начало из «ландшафтов» XVIII столетия. В те времена они создавались как общественно-правовые принудительные объединения землевладельцев с целью выдачи дешевых кредитов для сельского хозяйства.
Из общего числа частных и публично-правовых сберегательных касс, выдающих кредиты для индивидуального строительства, свыше 30-ти осуществляют финансирование частных домов и квартир по принципу коллективного накопления сбережений. Привлекательность накопления денежных средств состоит, прежде всего, в праве вкладчика на получение кредита для жилищного строительства со сравнительно невысокой и твердой процентной ставкой на весь срок действия кредита. Накопительные взносы на строительство жилья в сберегательной кассе при определенной величине дохода вкладчика поощряются государственной премией (в размере до 10 процентов) или эти взносы (до определенной максимальной суммы) не облагаются подоходным налогом.
Информация о работе Контрольная работа по "Финансово-кредитным системам"