Контрольная работа по дисциплине «Финансы и кредит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Содержание

1. Сущность и функции финансов, финансовая политика государства……..3-4
2. Категории плательщиков единого социального налога и государственные внебюджетные фонды…………………………………………………………..4-6
3. Валютный рынок, платежный баланс страны…………………………….6-13
4. Кредит как форма движения ссудного капитала, виды кредитов…...…13-15
5. Бюджетное финансирование, государственное заимствование РФ…....15-22
6. Организация безналичных расчетов……………………………………..22-25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 49.71 Кб (Скачать файл)

2) возмездность государственного заимствования, осуществляемого субъектом Российской Федерации.

Возмездность государственного заимствования выражается в том, что заемщик (субъект Российской Федерации) получает деньги от кредитора (займодавца) за плату.

Кредитные отношения могут  быть и безвозмездными. Так, бюджетная  ссуда, предоставляемая бюджету  субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, либо из бюджета субъекта Российской Федерации местному, может быть предоставлена  на безвозмездной основе. Безвозмездными могут быть и отношения государственного займа, но лишь в одном случае –  если заем носит принудительный характер. Однако обычно такой заем носит чрезвычайный (экстраординарный) характер. Что касается государственного заимствования (тем  более в форме государственного займа), применяемого в нормальных условиях, то оно носит возмездный характер. Если кредиторы (заимодатели), в роли которых выступают юридические  лица и граждане, не будут иметь  материальной заинтересованности в  предоставлении денег субъекту Российской Федерации, они их просто ему не дадут. Поэтому субъекту Российской Федерации  для того, чтобы разместить заем, вынуждено устанавливать выгодные условия его возврата и погашения.

Как многообразны формы государственного кредита, так и многообразны формы  его возмездности.

По сложившейся традиции плата за предоставление кредита  именуется процентами, поскольку  сам размер платы определяется в  процентах от суммы кредита в  расчете на пользование этим кредитом в течение года.

Согласно распространенному  мнению проценты есть плата за пользование  чужими денежными средствами. Иначе  говоря, деньги, предоставленные взаймы, рассматриваются в качестве имущества, за пользование которым должник  должен платить. Несмотря на определенную традиционность такого мнения, его  нельзя признать правильным по той  простой причине, что деньги, полученные взаймы, являются собственностью заемщика. Следовательно, когда он расходует  их, то осуществляет использование  не чужого, а своего имущества.

Столь же ошибочным является суждение, согласно которому проценты есть плата за деньги. Получается, что  одно лицо (заемщик) за деньги (проценты) покупает деньги (сумму займа) у другого  лица (заимодателя). Деньги (сумма займа) не выполняют функции  имущества, выступающего предметом купли-продажи, хотя бы по той простой причине, что в сделках типа Т – Д или Д – Т деньгам свойственно быть средством платежа, а не товаром.

В то же время совершенно очевидно, что кредитные отношения  являются двусторонними, эквивалентными и возмездными. Так что же оплачивает заемщик? Оплачивает он услугу займодавца, выраженную в предоставлении в собственность заемщику определенной суммы денег с условием возврата их эквивалента в определенный срок;

3) срочность государственного заимствования.

Кредит отличается от дарения  или иного безвозвратного предоставления денежных средств тем, что деньги надо возвращать. Причем, возвращать не когда-нибудь, а в оговоренный  срок. Бессрочное заимствование фактически означает безвозвратное изъятие  денег у плательщика, т. е. налогообложение;

4) добровольность государственного заимствования.

Как уже отмечалось выше, государственные займы могут  быть и принудительными. Поль Мари Годме, учитывая близость принудительных государственных  займов к налогам, даже называл такие  займы «не настоящими». Однако для  классического государственного займа, характерна добровольность вступления займодавца в кредитное правоотношение.

Таким образом для государственного заимствования, реализуемого в нормальных условиях осуществления финансовой деятельности, характерен признак добровольности. И это нашло свое отображение  в том определении государственного заимствования, которое дано в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

5) одной из сторон отношения,  возникающего при государственном  заимствовании субъекта Российской  Федерации выступает сам субъект Российской Федерации. Сказано это в связи с тем, что имеется довольно устойчивое представление, согласно которому стороной кредитного отношения выступает орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный принимать решение о выпуске займа субъекта Российской Федерации (например, губернатор, правительство субъекта Российской Федерации, финансовый орган администрации и т. п.). Кредитное отношение, в котором не присутствует субъект Российской Федерации в качестве стороны этого отношения, отношением государственного заимствования субъекта Российской Федерации быть не может. Это относится и к тем отношениям, стороной которого выступает государственное учреждение, действующее от своего имени;

6) отношения, возникающие  в процессе осуществления государственного  заимствования субъекта Российской  Федерации, существуют в правовой форме. Причем, этой формой выступает финансовый договор.

Для выяснения сущности государственного заимствования субъекта Российской Федерации важное значение имеет  вопрос о назначении этого кредита.

В настоящее время государственное  заимствование субъекта Российской Федерации увязывают с дефицитом  бюджета субъекта Российской Федерации, рассматривая заем как способ покрытия этого дефицита (т. е. как метод  сбалансирования бюджета субъекта Российской Федерации), а также с  погашением государственного долга.

Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственные  заимствования субъектов Российской Федерации используются для покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, а также для финансирования расходов этих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных  долговых обязательств субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 104 Бюджетного кодекса  Российской  Федерации ).

 

6. Организация безналичных расчетов

В рыночной экономике большая  часть денежных расчетов осуществляется в безналичной форме. Это позволяет  достигнуть значительной экономии на издержках обращения.

Безналичные расчеты –  это денежные расчеты путем записей  по счетам в банках, в результате которых деньги списываются со счета  плательщика и зачисляются на счет получателя. 

Принципы организации  безналичных расчетов:

1.      Осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам.

2.      Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

3.      Свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов.

4.      Срочность платежа.

5.      Обеспеченность платежа. Этот принцип предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств. В зависимости от характера ликвидных средств различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность определяет наличие у плательщика достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств). Перспективная обеспеченность предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей.

Операции по безналичным  расчетам открываются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых  банками. Каждое предприятие может  иметь несколько расчетных (текущих) счетов в разных банках.

Расчетные счета открываются  всем предприятиям независимо от формы  собственности, имеющим статус юридического лица. Текущие счета открываются  организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Владелец текущего счета может распоряжаться  средствами на счете в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей  организацией.

Для открытия расчетного счета  в банк предоставляются следующие  документы:

¨      заявление об открытии счета;

¨      свидетельство о государственной регистрации предприятия;

¨      копия устава, заверенная нотариально;

¨      копия учредительного договора, заверенная нотариально (если он есть);

¨      свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика;

¨      документ о подтверждении полномочий директора (протокол собрания учредителей, контракт);

¨      документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера;

¨      2 карточки с образцами подписей должностных лиц предприятия, имеющих право распоряжаться счетом, с оттиском печати, заверенные нотариально;

¨      регистрационная карточка статистических органов.

После экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный  счет с присвоением номера, а также  заключает с клиентом договор  о расчетно-кассовом обслуживании (договор  банковского счета).

По договору банковского  счета банк обязуется принимать  и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и  проведении других операций по счету. В договоре предусматривается плата  за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету, за кассовое обслуживание клиентов.

Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать  другие ограничения его права  распоряжаться денежными средствами.

Банк обязан зачислять  поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского  счета.

Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять  со счета денежные средства клиента  не позже дня, следующего за днем поступления  в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены  законом или договором.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств  со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни  и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь –  по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств  для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь – по платежным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств  для расчетов по оплате труда с  лицами, работающими по трудовому  договору (контракту), а также по отчислениям в фонды (ПФ, ФСС, ФОМС);

в четвертую очередь –  по платежным документам, предусматривающим  платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены  в третьей очереди;

в пятую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим  удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь – по другим платежным документам в порядке  календарной очередности.

Списание средств со счета  по требованиям, относящимся к одной  очереди, производится в порядке  календарной очередности поступления  документов.

Положением ЦБР от 03.10.2002г. № 2-П «О безналичных расчетах в  РФ» установлены следующие формы  расчетов:

1)      расчеты платежными поручениями;

2)      расчеты по аккредитивам;

3)      расчеты чеками;

4)      расчеты инкассовыми поручениями;

5)      расчеты платежными требованиями.

 

 

Список литературы

1) Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учебное пособие. - М.: ГУВШЭ: Макс Пресс, 2004 - 240 с. 

2) Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 - 540 с. 

3) Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 511 с. 

4) Горбунов О.Н. Бюджетная право России: Учебное пособие / Под ред.О.Н. Горбунова, А.Д. Селюкова. - М.: КноРус, 2002 - 191 с. 

5) Плотников В.И. Правовое регулирование и формирование доходов и расходов бюджетов: монография - Тула, 2006 - 176 с. 

6) Деева А.И. Финансы:  Учебное пособие / Под ред. А.И.  Деевой; Моск. Акад. Экономики и права. - М.: Экзамен, 2002 - 540 с. 

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Финансы и кредит»