Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:02, курсовая работа
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей. Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед страной и отраслями в целом.
Введение 3
Глава 1 История и принципы налогообложения
История развития косвенного налогообложения 5
Принципы налогообложения 10
Глава 2 Структура и классификация налогов
Общая характеристика косвенных налогов 14
Налог на добавленную стоимость, акцизы и их 16
характеристика
Таможенные пошлины 26
Глава 3 Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета
3.1 Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета 31
Заключение 35
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Магнитогорский Государственный Университет»
Кафедра Экономики и предпринимательства
Курсовая работа
Тема: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ
Выполнила: Студентка МаГУ ОЗО
ФЭУ 3 курс 34 группа
Краснянская Валерия Николаевна
Проверила: Кудряшова Л.Н.
Магнитогорск г. 2013
Содержание:
Введение
Глава 1 История и принципы налогообложения
Глава 2 Структура и классификация налогов
характеристика
Глава 3 Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета
3.1 Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета 31
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе основным источником формирования доходов бюджетной системы являются налоги, а эффективно функционирующая налоговая система имеет определяющее значение для успешного функционирования рыночной экономики.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - это основная форма доходов государства. Помимо этой финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Общеизвестно, что изменение состава и высоты налогов сказывается на экономике страны, приводит к несоответствию целей и полученных результатов. В свою очередь налоговые изменения влияют на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, рост производства, поступлений в казну, инвестиционные процессы.
На настоящем этапе налогообложение характеризуется прямым налоговым распределением, чередующимся с различными формами переложения налогов. Данные процессы заметно влияют на номенклатуру производимых товаров, размеры цен, их структуру, уровень потребления.
Поступления прямых налогов отличаются большей регулярностью, нежели косвенных налогов, так как они взимаются с заранее оцененных имущества и доходов, в то время как косвенные связаны с потреблением, размеры которого стихийны, подвержены значительным колебаниям.
Опыт новейшей российской налоговой реформы демонстрирует необходимость использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. Так доля поступлений косвенных налогов в общей сумме средств составляет более 40%. Однако мировой опыт требует осторожности и постепенности при введении косвенных налогов, что определяется возможными негативными социальными последствиями. Поэтому требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического использования косвенных налогов.
Теоретическая актуальность и практическая значимость косвенного налогообложения предопределили цель и задачи данного исследования.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения истории косвенного налогообложения, теории налогов, анализа действующего налогового законодательства и результатов практического применения косвенных налогов в России определить их место в налоговой системе Р.Ф.
Реализация цели исследовании достигалась посредством решения следующих задач:
Объектом исследования в настоящей работе является механизм организации косвенного налогообложения. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при взимании косвенных налогов, контролируемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ И ПРИНЦЕПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Косвенное налогообложение имеет многовековую историю. Оно возникло еще в рабовладельческом государстве. Развитие косвенных налогов обусловлено расширением деятельности государства и товарно-денежных отношений. Так, еще в Древнерусском государстве в форме торговых и судебных пошлин. Они взимались за провоз товаров через горные заставы, реки, за право иметь склады, устраивать рынки, за взвешивание и измерение товаров. Судебные пошлины взимались с лиц совершивших преступления. В средние века на Руси косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
В Московском государстве взимался налог на хлеб, мясо, соль, а с XVII века был добавлен налог на водку. При Петре I в качестве косвенных налогов применялись пошлины, монополии, регалии. Но самое большое распространение получили откупа. Так, в России было запрещено разведение табака. При Петре I пошлины стали приобретать протекциониский характер, их ставки колебались от 5 до 37% в зависимости от вида товара. Кроме того, была сделана попытка, упорядочить сбор косвенных налогов. Петр I поручал их сбор отставным солдатам. Особого успеха она не имела. С 1718 г. в каждом уезде выбирался земский комиссар для наблюдения за местными откупщиками.
Особенного развития косвенное обложение достигло в XVII - XVIII веках. Джеймс Стюарт в «Исследовании о началах политэкономии» так объяснил налоговый процесс: «В неограниченной монархии государи относятся как бы с некоторого рода завистью к росту богатств и поэтому взимают налоги с тех, кто богатеет - облагают производство. При конституционном же правлении налоги падают на тех, кто беднеет - облагается потребление». В то время облагались налогом все - товары, привозимые из-за границы, и товары, производимые внутри страны, предметы роскоши и предметы первой необходимости.
Оценивая влияние косвенного обложения того времени, финансовая наука приходила к выводу, что «косвенные налоги буквально не давали дышать тогдашнему поселянину, в высокой степени тормозили торговлю и промышленность». [33, С.5]
Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Обычно он взимался у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда экспорт освобождался от налогов. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Научного обоснования размеров акцизов не было. И в России второй половины XVIII века косвенные налоги играли основную роль. Так, от общей суммы налоговых доходов они составляли в 1764 г. и в 1796г. 42% и 43% соответственно. Почти половину суммы косвенных налогов в России приносили питейные налоги.
С конца XVIII века наметился перелом и стал развиваться процесс снижения масштабов косвенного обложения. Эта тенденция сохранялась в течение всего XIX века, и касалась отмены налогов на предметы первой необходимости. В части стран были ликвидированы налог на соль и таможенный налог на хлеб. Во Франции в течение XIX столетия сохранялось обложение предметов потребления в виде местного налога, называвшегося превратными сборами. С 70-х годов XIX века, когда Европа наводнилась дешевым американским хлебом, цены на хлеб стали падать, и европейские землевладельцы стали разоряться, был восстановлен таможенный налог на ввозимый хлеб в Германии, Франции, Италии, Австро-Венгрии, и в других странах, где класс землевладельцев имел влияние на государственную политику. Это привело к удорожанию пищевых продуктов внутри этих стран, причем главная выгода от обложения шла в пользу землевладельцев. В большинстве европейских государств сохранился налог на соль, особенно тяжело ложившийся на бедные слои населения.
В начале XX века, косвенное налогообложение в России по прежнему было преобладающим, включающем в себя 6 видов: питейный доход, сахарный доход, нефтяной доход, спичечный доход, табачный доход и таможенные пошлины.
Так, по бюджетной росписи 1914 года прямые налоги составляли 264,5 млн. руб., косвенные налоги - 710 млн. руб. и пошлина - около 230 млн. руб. Из косвенных налогов почти половину - 351,9 млн. руб. составляли таможенные сборы. 150 млн. руб. - акциз на сахар, 98,4 млн. руб. акциз на табачные изделия и спички.
С точки зрения финансовой науки «меньшими пороками грешат налоги на такие предметы потребления, которые вообще нежелательны для потребления, в частности, спиртные напитки и табак». В России, учитывая регрессивный характер косвенного обложения, чрезмерное повышение налогов на спирт и табак всегда отрицательно сказывалось на экономическом положении простого народа. Доходы от обложения спиртных напитков в истории России всегда занимали особое место, включая и советский период.
По смете 1902 г. 25,6 % доходов бюджета получено от налогов с продажи спиртных напитков, являвшейся самой крупной доходной статьей бюджета, за ней следовали поступления от таможенных сборов - 11,4 %. На 1903 г. было запланировано получить от обложения спиртных напитков 356 млн. руб. «Вот почему против сколько-нибудь заметного уменьшения потребления вина были решительно все министры финансов России, ибо такое сокращение было бы равносильно понижению государственного дохода». [47, С.7]
Важную роль в становлении налоговой системы, равно как и в теории налогообложения, сыграл Н.И. Тургенев. В 1818г. он издает труд «Опыт теории налогов», где изложены, пять правил установления и взимания налогов:
В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги. В конце ХIХ века вместо подушной подати вводится налог с городских строений, большое значение придается оброку - плате крестьян за пользование землей (земельный налог). Новые экономические виды деятельности порождают новые налоги.
Первого сентября 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну, что губительным образом сказалось на финансовом благополучии государства. Чтобы покрыть военные расходы правительство повышает налоги и сборы, вводит новые акцизы, прибегает к внутренним и внешним займам. Февральская революция только усугубила положение. С 1917 г. начинаются новые экономические преобразования в России. В 1920 г. готовится проект Постановления СНК о прямых налогах. Молодая Советская республика часто изменяет систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий, вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары. В 1921 г. на смену политике «военного коммунизма» пришла новая экономическая политика (НЭП). Вместо продразверстки введен продналог, появились иностранные концессии, разработана система займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В 1930 г. начинается очередной этап налоговых реформ: издается Постановление ЦИК и СНК от 02.09.1930 г. «О налоговой реформе».
Информация о работе Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ