Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:01, реферат
До 70-х годов XIX в. Германия не имела единой денежной системы. К этому времени на ее территории находилось более двадцати государств и княжеств, которые пользовались семью различными монетными системами. Все эти системы, за исключением бременской (золотой талер), основывались на серебряном монометаллизме. Золотые монеты -- фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты -- обращались с переменным курсом по отношению к серебру. Наряду с монетами обращались бумажные деньги 21 немецкого государства и банкноты 33 эмиссионных банков.
По мере восстановления западногерманского империализма гроссбанки шаг за шагом отвоевывали свои позиции, опираясь на банковский закон от 29 марта 1952 г. («Гроссбанкгезетц»), официально легализовавший деятельность гроссбанков. Вся территория Западной Германии была разбита на три района (север, запад, юг), в котором каждый из трех гроссбанков имел одного преемника. Таким образом, их стало 9 вместо прежних 30. Это означало большой шаг по пути концентрации и централизации банковского капитала и восстановления его прежних позиций.
Законом «Об
отмене ограничений в области
открытия отделений кредитных
Наряду с центральным банком, стоящим над всеми кредитными учреждениями, и коммерческими банками, операции которых носят универсальный характер, кредитная система ФРГ включает звенья, отличающиеся четко выраженной специализацией. Это относится как к пассивным, так и активным операциям следующих кредитных учреждений: сберегательных касс, ипотечных банков, государственных кредитных учреждений, банков потребительского кредита, кредитных товариществ, страховых обществ, инвестиционных компаний.
Почти все
сберегательные кассы в ФРГ являются
государственными. Как по числу, так
и по величине активов они значительно
превышают ведущее звено
Германия является
родиной ипотечного кредита. Большие
потрясения происходили с ипотечными
банками в периоды войн и инфляции,
когда должники погашали свои обязательства
обесцененными денежными
После второй
мировой войны и сепаратной денежной
реформы 1948 г. в Западной Германии начали
деятельность 33 банка. В дальнейшем
их число росло и достигло к
концу 1975 г. 41 (27-- частных и 14 -- государственных).
В большинстве частных
К государственным
кредитным учреждениям
Первый банк потребительского кредита возник в Германии в 1926 г., накануне второй мировой войны их было уже 50, ныне--152, и они быстро развиваются. Важнейшими причинами роста служат трудности реализации продукции, прибыльность данной сферы деятельности, изменения структуры потребления и недостаточный платежеспособный спрос населения.
Из общего числа банков потребительского кредита в ФРГ выделяются два ведущих банка, на долю которых (включая их дочерние банки) приходится более 1/3 всех их активов: банк «Гефа» (Общество по финансированию сбыта) в Вуппертале и «Кунден-кредитбанк» в Дюссельдорфе.
В отличие от коммерческих банков, кредиты которых способствуют главным образом расширению производства товаров и предоставляются поэтому функционирующим капиталистам, банки потребительского кредита призваны помогать реализации произведенной продукции. Их кредит предоставляется, как правило, потребителям. К концу 1975 г. потребительский кредит всей кредитной системы составил 43 млрд. марок, в том числе 37,7% выдано банками потребительского кредита.
Кредитные товарищества
возникли, как и акционерные банки,
в XIX в. Процесс индустриализации страны
вызвал огромный спрос на кредит, в
котором особо острый недостаток
ощущали мелкие и средние предприятия
из-за меньшего доступа к рынку
капиталов и банковскому
Страховые учреждения
ФРГ располагают огромными
После второй
мировой войны произошли
В Германии вплоть до конца второй, мировой войны инвестиционные компании фактически отсутствовали. Начало деятельности инвестиционных компаний в ФРГ относится лишь к середине 50-х годов. В настоящее время существуют более десятка инвестиционных обществ с активами в 24,5 млрд. марок (на конец августа 1976 г.). Сущность операций инвестиционных обществ заключается в том, что они реализуют свои сертификаты (или акции) и на привлеченные таким образом капиталы приобретают акции промышленных и других предприятий. Кроме средств, полученных от реализации сертификатов, инвестиционные общества обязаны по закону 1957 г. иметь основной капитал не менее 0,5 млн. марок.
Инвестиционные общества являются важным дополнительным орудием централизации капитала в руках банковских монополий. Путем продажи сертификатов и «народных акций» монополистический капитал пытается привлечь сбережения широких слоев населения и использовать их в своих интересах. Акции промышленных и торговых компаний, приобретаемые инвестиционными обществами, попадают к гроссбанкам и позволяют им формировать контрольные пакеты без затрат собственных средств.
Заключение.
Непосредственным
проводником государственной
Операции по переучету вначале не играли в Западной Германии значительную роль. Закон о кредитной системе 1962 г. усилил действенность учетной политики с помощью увязки уровня процентных ставок коммерческих банков (по активам и пассивам) с процентом центрального эмиссионного банка.
Для усиления воздействия дисконтной политики на ликвидность кредитных учреждений, а через нее на ход экономического развития Немецкий федеральный банк применяет также систему изменения лимитов переучета векселей. Однако эта мера используется слабо в западногерманской практике. До 1965 г. Немецкий федеральный банк проводил рестрикционную политику только в периоды подъема. Начиная с 1965--1966 гг. рестрикционные меры были направлены главным образом на борьбу с усилившейся инфляцией.
Операции на открытом рынке связаны с краткосрочными казначейскими векселями, среднесрочными беспроцентными казначейскими свидетельствами (до двух лет), а также импортно-складскими свидетельствами.
Немецкий федеральный
банк, покупая или продавая государственные
долговые обязательства, воздействует
на ликвидность кредитных
Наиболее действенной формой денежно-кредитной политики ФРГ является регулирование норм обязательных резервов для кредитных учреждений. Эти меры были предусмотрены в законе 1934 г., но практического применения в Германии не имели. В ФРГ им было отведено видное место после второй мировой войны. Изменение норм обязательных резервов в отличие от других мер императивно затрагивает кредитную деятельность коммерческих банков, ухудшая или улучшая их ликвидность.
Синхронное
действие всех форм денежно-кредитного
регулирования оказывает