Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:05, курсовая работа
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
- описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
- оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, группой Всемирного банка.
Всемирный банк включает в себя две большие организации: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международную ассоциацию развития (MAP). Помимо того, в группу Банка входят и другие организации: объединенная с МБРР, но юридически и финансово независимая от него Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Все вместе они носят название группы Всемирного банка. Штаб-квартиры Всемирного банка и связанных с ним организаций находятся в Вашингтоне (США)
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ.
Со времени создания Всемирного
банка в 1944 году эта организация
превратилась из одного учреждения в
группу тесно связанных между
собой учреждений развития. На начальном
этапе своего существования Международный
банк реконструкции и развития (МБРР)
оказывал содействие в послевоенном
восстановлении, а теперь вместе с
Международной ассоциацией
Реконструкция остается одним
из важных направлений деятельности
Банка, учитывая задачи ликвидации последствий
стихийных бедствий и постконфликтного
восстановления, стоящие перед развивающимися
странами и странами с переходной
экономикой. Однако мы существенно
расширили масштабы своей деятельности.
Теперь мы финансируем проекты в
социальной сфере, способствуем сокращению
бедности, облегчению бремени задолженности
и повышению эффективности
Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР – долгосрочные – 15-20 лет.
Деятельность МВФ и МБРР взаимно увязана, они дополняют друг друга. При чем членом МБРР может стать лишь член МВФ.
Международная ассоциация развития (МАР создана в 1960г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 30-35 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 34% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов – поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности МБРР и совместном кредитовании проектов.
Международная финансовая корпорация
(МФК, создана в 1956г.) стимулирует
направление частных инвестиций
в промышленность развивающихся
стран для роста частного сектора.
Кредиты предоставляются
Многостороннее агентство
по гарантированию инвестиций (МАГИ создано
в 1988г.) осуществляет страхование (сроком
от 15 до 20 лет) прямых инвестиций от некоммерческих
рисков, консультирует
Международная финансовая корпорация
(МФК) выполняет функции, несколько
отличные от МБРР. Поэтому в юридическом
и финансовом аспектах это относительно
самостоятельная организация, хотя
имеет общие с Всемирным
МФК была создана с целью
мобилизации национального и
иностранного капитала для развития
частного сектора в развивающихся
странах. МФК кредитует также
государственные предприятия, работающие
как самостоятельные
МФК выполняет ряд специфических функций: содействует развитию предпринимательства в малом бизнесе, оказывает содействие в управлении рисками, оказывает техническую помощь частным фирмам, а также осуществляет информационную деятельность.
К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в уставной капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках.
Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 году, является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью.
МАИГ как третий филиал
МБРР служит такой специальной цели,
как поощрение инвестиций в акционерный
капитал и другие направления
прямых капиталовложений в развивающихся
странах посредством их страхования
от некоммерческих рисков. Такими рисками
могут быть следующие: отмена конвертируемости
национальной валюты и связанные
с этим препятствия в переводе
прибылей в страну инвестора; экспроприация
имущества инвестора; военные действия;
перевороты и последующие изменения
в социально-политической обстановке;
невыполнение контракта вследствие
правительственного решения. МАИГ предлагает
гарантии против перечисленных некоммерческих
рисков, консультирует
Основной целью МАИГ является
поощрение иностранных
Особое место среди
международных валютно-
Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.
Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом - предоставление долго- и среднесрочных кредитов, прежде всего для осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, создан в 1990г.) – местонахождение – Лондон. Главная цель ЕБРР – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в пределах 15-150 млн. долларов.
Региональные банки развития созданы в 60-х годах в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.
2 СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Российская Федерация
вступила в Международный валютный
фонд в 1992 г., и нашу страну представляет
отдельный исполнительный директор
в Исполнительном совете, что говорит
о признании МВФ статуса
В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.
В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.
С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.
После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд. Данные о предоставлении кредитов МВФ России представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Кредиты МВФ России и их условия
Дата |
Виды
|
Сумма, млрд. $ |
Период использования |
Сроки погашения |
Условия договоренностей (Обязательства России) |
26 марта 1996 г. |
Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования |
10,1 |
3 г. |
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу |
Продолжение и углубление макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита государственного бюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.; снижение инфляции к концу 1996 г. до среднемесячного уровня в 1%, а в 1998 г. выход на уровень однозначной величины 6,9% годовых. МВФ в 1996 г. ежемесячно, а сначала 1997 г. Ежеквартально будет контролировать ход выполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ |
20 июля 1998 г. |
Договоренность о кредитном пакете: 1) Добавление к кредиту
в рамках механизма 2) Кредит в рамках механизма финансирования дополнительных резервов 3) Кредит в рамках механизма
компенсационного и |
3,0
5,3
2,9 |
Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г. Единовременно в полном объеме |
1,5 года с отсрочкой погашения на 10 лет по каждому отдельному траншу
5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев |
Выполнение объявленной антикризисной программы. Ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г. Увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г., реформирование налоговой системы и улучшение механизма сбора налогов. Структурные
реформы: решение проблем неплатежей
и содействие развитию частного сектора;
реструктурирование банковской системы,
включая: совершенствование |