Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ расходов федерального бюджета за 2009-2011 годы и определение мероприятий по повышению их эффективности.
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
1. Раскрыть понятие и назначение бюджетных расходов и их классификацию;
2. Провести анализ расходов Федерального бюджета за 2009-2011 годы и определить динамику;
3. Рассмотреть мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов………………… 5
1.1 Понятие и социально-экономическое назначение
бюджетных расходов………………………………………………………….. 5
1.2 Принципы осуществления расходов бюджета……………………….... 7
1.3 Классификация расходов бюджета с целью планирования
и анализа……………………………………………………………………….. 11
Глава 2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг................................................................................................... 14
2.1 Динамика расходов федерального бюджета………………………… 14
2.2 Финансирование социально-культурных мероприятий……………. 17
2.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность................. 24
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета…………………………………………………………………………. 28
3.1 Приоритеты бюджетных расходов…………………………………. 28
3.2 Бюджетная политика в условиях глобальных рисков……………. 33
Заключение……………………………………………………………………… 37
Список литературы……………………………………………………………. 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.89 Кб (Скачать файл)

 

Введение………………………………………………………………………...

3

Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов…………………

5

       1.1 Понятие и социально-экономическое назначение

бюджетных расходов…………………………………………………………..

5

     1.2 Принципы осуществления расходов бюджета………………………....

7

    1.3 Классификация расходов бюджета с целью планирования

и анализа………………………………………………………………………..

11

Глава 2. Анализ состава и  структуры расходов федерального бюджета  на 2009-2011 гг...................................................................................................

14

     2.1 Динамика  расходов федерального бюджета…………………………

14

     2.2 Финансирование  социально-культурных мероприятий…………….

17

     2.3 Расходы на оборону страны и национальную безопасность.................

24

Глава 3. Мероприятия по повышению  эффективности расходной части  бюджета………………………………………………………………………….

28

        3.1 Приоритеты  бюджетных расходов………………………………….

28

        3.2 Бюджетная политика в условиях глобальных рисков…………….

33

Заключение………………………………………………………………………

37

Список литературы…………………………………………………………….

39

Приложения

 




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества играет государственное  регулирование. Одним из механизмов государственного регулирования является бюджет. Регулирующая роль бюджета проявляется через соответствующие группы отношений – доходы и расходы бюджета. Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Бюджетные расходы - это форма перераспределения имеющихся в распоряжении государства финансовых ресурсов в целях максимально возможного удовлетворения потребностей, обеспечивающих осуществление процесса государственного и муниципального управления. Основное назначение расходов - обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в  качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать  производственные и социальные процессы.

На величину и структуру  расходов федерального бюджета влияют множество факторов, таких как: государственное  устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень  экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора  в экономике и многие другие факторы.

 

Объект – работы расходы  федерального бюджета Предмет –федеральный бюджет.

Актуальность данной темы очевидна. Несомненно, расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей  в регулировании экономики государством. И  эффективное расходование  бюджетных средств является гарантом стабильного и динамичного роста  экономики страны в целом.

Целью курсовой работы является анализ расходов федерального бюджета  за 2009-2011 годы и определение мероприятий  по повышению их эффективности.

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

    1. Раскрыть понятие  и назначение бюджетных расходов и их классификацию;
    2. Провести анализ расходов Федерального бюджета за 2009-2011 годы и определить динамику;
    3. Рассмотреть мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

 Методы которые использовались при анализе:

      - математический;

      - метод обобщения;

      - метод сравнительного анализа;

      - метод дедукции.

  Работа изложена на 39 листах машинописным текстом. Включает в себя: три главы, введение, заключение, список литературы и 14 приложений. Работа включает в себя 2 рисунка, 14 таблиц.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

1.1. Понятие и социально - экономическое назначение бюджетных расходов

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в  хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

 По своему экономическому  содержанию расходы бюджета представляют  собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством  своих функций. Они представляют собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическим лицами, между органами государственной власти и местного самоуправления в связи с распределением и использованием бюджетных фондов различных уровней.

Расходы бюджета, как установлено  редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации, - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета.

Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается в бюджетном  плане и определяется экономической  ситуацией в стране и общественными  приоритетами.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется  в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них  государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.

Расходы бюджета связаны  с функциями государства по управлению общественным развитием, через них  оказывается воздействие на экономическое  и социальное состояние общества. Поэтому структура расходов, особенно консолидированного и федерального бюджетов, отражает структуру государственного управления. На величину, а также  структуру расходов бюджета влияют такие факторы как: внешняя и внутренняя политика государства; государственное устройство; благосостояние населения; общий уровень развития экономики; доля государственного сектора в экономике и  другие.

Их сочетание определяет систему бюджетных расходов государства  на определенном этапе социально-экономического развития.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: национальная оборона и содержание государственного аппарата; финансирование хозяйства; финансовое обеспечение социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальное обеспечение, просвещение, наука и другие); выплата процентов по государственному долгу.

Расходы государственного бюджета  тесно связаны с доходами. Эта  взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам. С одной  стороны, объем расходов бюджета  лимитируется жесткими рамками поступающих  доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями  государства. С другой стороны, расходы  при надлежащем использовании бюджетных  средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели  — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям  затрат, а непосредственные расходы  осуществляют бюджетополучатели. Кроме  того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и бюджетные ссуды. Следует  помнить, что расходы бюджета  осуществляются за счёт денег налогоплательщиков, и, следовательно, государство взяло  на себя ответственность перед ними за выполнение функциональных обязательств.

Таким образом, под расходами  бюджетов следует понимать сложную  систему перераспределения, включаемых в доходы бюджетов, денежных средств, в процессе функционирования которой  такие доходы направляются на финансовое обеспечение деятельности государства  и муниципальных образований. Иными  словами, расходы бюджета являются комплексом отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению.

 

1.2. Принципы осуществления расходов бюджета

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, в результате взаимодействия которых и формируется та или иная модель бюджетного устройства страны, обеспечивается ее равновесие на всех этапах бюджетного процесса.

Принципы – это целевые  установки, определяющие вектор развития определенных отношений.

Среди принципов, подчиняющих  расходование средств бюджета государства  и муниципальных образований, можно  выделить следующие группы:

1) Принципы осуществления  бюджетных расходов, соответствующие  принципам бюджетной системы  в целом: разграничение расходов  между уровнями бюджетной системы; адресный и целевой характер бюджетных средств; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов; сбалансированность бюджета; полнота отражения расходов бюджетов; достоверность бюджета; гласность и другие. [1;ст.28]

2) Принципы осуществления  бюджетных расходов, вытекающие  из правовых норм, прямо или  косвенно связанных с нормативным  воздействием на сферу бюджетных отношений: принцип «дополнительности»; результативность расходов бюджетов; своевременность финансирования расходов бюджетов;

3) Принципы осуществления  бюджетных расходов, следующие из  сущности затрат государства,  но непосредственно в праве  не закрепленные: законность; публичность; обязательность; рациональность.

Рассмотрим подробнее  отдельные принципы осуществления расходов. Прежде следует уделить внимание тем принципам расходов бюджета, которые производны от принципов бюджетной системы государства:

1. Принцип разграничения  расходов означает, что осуществление  расходов обуславливается их  разграничением между бюджетами  различных уровней бюджетной системы Российской Федерации - федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами то есть  закрепления на долговременной основе расходов (в соответствии с возложенными на органы власти и управления полномочиями) за органами государственной власти федерации, субъектов федерации, органами местного самоуправления. [1;ст.30]

В качестве критерия разграничения  расходов можно привести принцип  «дополнительности» - возложение на органы власти каждого уровня такого объема расходных полномочий, который они в состоянии выполнить.

2. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что расходование средств бюджета преследует реализацию определенных целей: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, что отражено в бюджетной росписи. [1;ст.38]

Публичность расходов бюджета  заключается в том, что они  представляют собой не просто денежные ассигнования, а финансирование деятельности государства и муниципальных  образований в лице органов власти и управления, бюджетных учреждений, нацеленное на реализацию задач и  функций государства.

 Содержание принципа  адресности и целевого характера бюджетных средств и принципа публичности позволяет судить о важности соблюдения подразумеваемых ими требований для эффективного функционирования бюджетной сферы, а значит, о необходимости формирования режима подконтрольности распределения бюджета.

3. Принцип эффективности  и экономности означает, что при  составлении и исполнении бюджетов  уполномоченные органы и получатели  бюджетных средств должны исходить  из необходимости достижения  заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Иными словами, исполнение расходов бюджета подразумевает направление материальных ресурсов на наиболее значимые мероприятия в действительно требующихся объемах, рациональность использования бюджетных средств. [1;ст.34]

Информация о работе Мероприятия по повышению эффективности расходной части бюджета