Методы и методика экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы проанализировать финансовое состояние ОАО «Фирма Медполимер» и на основании проведенного анализа рассмотреть возможные к принятию управленческие решения.
Задачи курсовой работы:
1 – изучить методы и методику экономического анализа
2 – проанализировать финансовое состоянии организации
3 – сделать выводы и рассмотреть возможные управленческие решения

Содержание

Введение
Глава 1. Методы и методика экономического анализа………………………
Глава 2. Практическая часть на примере ОАО «Фирма Медполимер»……..12
2.1.Характеристика ОАО «Фирма Медполимер»……………….12
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Фирма Медполимер»
2.2.1. Анализ состава, структуры и динамики активов организации
2.2.2. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования активов организации
2.2.3. Расчет величины собственного капитала в обороте
2.2.4. Расчет и оценка коэффициентов финансовой независимости организации
2.2.5. Группировка активов организации по уровню ликвидности
2.2.6. Расчет и оценка коэффициентов платежеспособности (ликвидности) организации
2.2.7. Расчет и оценка стоимости чистых активов организации
2.2.8 Расчет и оценка динамики показателей оборачиваемости оборотных активов и запасов организации
2.2.9. Расчет и оценка динамики оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности организации
2.2.10. Анализ структуры баланса и реальных возможностей восстановления (утраты) платежеспособности
2.2.11. Обобщенная оценка финансового состояния организации
2.2.12 Анализ динамики финансовых результатов организации
2.2.13 Анализ рентабельности организации
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 472.50 Кб (Скачать файл)

 

План по производству товара А перевыполнен на 9%, а по изделию В - недовыполнен на 10 %.

2) Проверка обоснованности плановых показателей осуществляется с использованием фактических показателей за 3-5 лет, средние значения этих показателей сравниваются с плановыми показателями текущего года (Таблица 1.2).

Таблица 1.2

Пример сравнения показателей для оценки обоснованности планов

Вид

товара

Производство товаров за прошлые годы, шт.

В среднем

за 4 года, шт.

План на

будущий год, шт.

1

2

3

4

А

280

300

300

320

300

300

В

200

205

218

221

211

250


 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что план по производству товара А является недостаточно обоснованным, так как плановый показатель текущего года находится на уровне фактически достигнутых результатов в среднем за четыре года и ниже объема производства продукции за прошлый год.

3) Выявление резервов производства осуществляется путем сравнения фактических данных о росте объема производства в результате проведенных мероприятий за год с плановыми показателями. Если план по увеличению выпуска товаров не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства. (Таблица 1.3).

 

Таблица 1.3

Пример сравнения показателей для анализа эффективности мероприятий по совершенствованию производства

 

Мероприятия

Выпуск товаров, шт.

Изменения (+,-)

По плану

Факти-

чески

Абсолютное, шт.

Относительное, %

1.Внедрение новой технологии

150

120

-30

-20

2.Модернизация действующего оборудования

300

270

-30

-10

3.Приобретение новой техники

500

545

45

+9

 

Не выполнен план увеличения выпуска товаров по первым двум мероприятиям, выявленный резерв – 60 изделий.

4) Сопоставление фактических показателей с утвержденными нормами необходимо для выявления экономии или перерасходов ресурсов на производство товаров, для оценки утерянных возможностей выпуска товаров и снижения себестоимости.

5) Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов дает возможность оценить темпы изменения изученных показателей и определить закономерности развития экономических процессов в организации.

6) Сопоставление показателей, оценивающих деятельность организации, с достижениями науки и передовыми показателями результатов работы других организаций позволяет выявить новые возможности производства.

7) Сравнение показателей, оценивающих деятельность организации, со средними показателями других организаций данной отрасли, по городу или региону также позволяет выявить новые возможности производства.

В каждом случае сравнение зависит от цели анализа и стоящих перед ним задач. Непременным условием сравнения должны быть сопоставимость показателей, одинаковость по содержанию и структуре.

Выявленные отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При анализе отклонений от плановых значений выявляются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования. Так, например, значительные плюсовые отклонения от плана могут быть результатом заниженного или недостаточно напряженного плана.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Используют несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Рассчитав индексы и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно судить о динамике объема производства.

Способы табличного отражения аналитических данных, графические способы являются наиболее рациональными и удобными для восприятия формами представления результатов анализа.

Существует три вида таблиц:

- простые таблицы (где перечисляются элементы характеризуемого объекта);

- групповые таблицы (данные объединяются в группы по однородному признаку);

- комбинированные (данные разбиваются на группы и подгруппы по нескольким признакам).

Групповые и комбинированные таблицы предназначены для установления связи между изучаемыми явлениями, а простые таблицы дают перечень информации об изучаемом объекте.

Графическим отражением результатов является изображение их на графиках при помощи тех или иных геометрических фигур, линий, точек, - наиболее наглядный способ показа и характеристики анализируемых данных. В экономическом анализе применяют два основных вида графиков - диаграммы и картограммы. В диаграммах отчетные данные изображаются в виде различных фигур и линий, а в картограммах - в виде условных обозначений на схемах. В зависимости от способа построения различают столбиковые, секторные (круговые), линейные и фигурные диаграммы.

Группировки аналитических данных широко применяются при анализе плановых и отчетных показателей. Группировка информации - деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от целей анализа используют структурные типологические и аналитические группировки. Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателя и соотношение в нем отдельных частей. Например, с помощью структурной группировки можно изучить состав рабочих по профессиям, стажу работы, по возрасту и т.д. Примером типологической группировки может быть группировка организаций по видам деятельности или по формам собственности. Аналитические группировки используются для определения связей между отдельными изучаемыми объектами.

Группировки подразделяются по сложности построения:

- простые (с помощью которых изучается взаимосвязь между объектами, структурированными по определенному признаку);

- комбинированные (сначала делятся по одному признаку, а потом внутри каждой подгруппы происходит деление по другим признакам).

Только продуманные группировки дают возможность глубоко проанализировать явления, характеризовать их черты, взаимосвязи между отдельными показателями. С их помощью можно показать зависимость уровня затрат от объема продаж, оборачиваемости и др. Без них нельзя узнать, за счет чего перевыполнен или недовыполнен план, как он выполняется разными типами организаций.

В процессе аналитической работы можно сгруппировать подразделения организации по уровню выполнения плана, производительности труда, загрузке оборудования, оснащенности средствами автоматизации и механизации труда и др., чтобы определить уровень экономической эффективности отдельных подразделений организации, выявить резервы улучшения работы отстающих подразделений.

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Балансовая увязка различных показателей нужна для изучения отдельных сторон хозяйственной деятельности организаций. С помощью этого приема анализируют соотношение наличия и поступления товарных фондов с их использованием и т.д.

Так, при анализе обеспеченности организации сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о не полном учете факторов или о допущенных ошибках:

 

, (1.1)

 

где ∆у – изменение результативного показателя;

xi – факторы;

∆y(xi) – изменение результативного показателя за счет фактора хi.

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

 

. (1.2)

 

Балансовый прием анализа чаще всего применяется при изучении финансового положения организаций. С его помощью на основе бухгалтерского баланса сопоставляют данные актива (состав и размещение средств) с данными пассива (источники и целевое назначение средств), устанавливают правильность использования средств, банковских кредитов и т.д.

Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей — прием, который может быть проиллюстрирован тем, что уровень расходов на оплату труда взаимосвязан с показателями производительности труда и средней заработной платы одного работника:

 

%, (1.3)

 

где у — уровень расходов на оплату труда;

СЗ — средняя заработная плата;

П - производительность труда.

Взаимосвязь существует и между уровнем расходов на оплату труда, общим объемом производства и фондом оплаты труда:

 

%, (1.4)

 

где ФОТ - фонд оплаты труда;

Т – объем продаж товаров.

Каждый из показателей, приведенных в формуле, также определяется путем разработки системы взаимосвязанных показателей. Например, соотношения между фондом оплаты труда и средней заработной платой, между общим объемом производства и объемом производства на одного работника зависят от численности работников.

Способ детализации общих показателей может быть использован с целью анализа ритмичности работы организаций. Изменение уровня продаж интересно не только с точки зрения его динамики, но также и для характеристики равномерности выполнения плана. Проще всего для этого непосредственно сопоставить проценты выполнения плана отдельными подразделениями со сроками производства (в течение квартала, декады и т.д.).

Информация о работе Методы и методика экономического анализа