Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:22, доклад
Наряду с развитием общей экономической интеграции, обеспеченной динамикой взаимного торгового и инвестиционного сотрудничества государств, происходит усложнение форм и методов валютно-кредитной интеграции. Однако несмотря на многообразие, а также различные стадии интеграционных процессов, на которых находятся сейчас международные экономические сообщества, каждая страна, вступающая в тот или иной интеграционный союз, должна понимать, что в данном случае должны быть учтены многие экономические и политические факторы, а также ее цели в мировой экономике. При этом важно реально оценивать степень вариативности трансформации валютного суверенитета данного государства, в связи с чем на сегодняшний день целесообразно говорить о возможности реализации согласованной денежно-кредитной политики и адекватной реакции всех государств – участников соответствующего интеграционного объединения на одинаковое экономическое воздействие.
Наряду с развитием общей экономической
интеграции, обеспеченной динамикой взаимного торгового
и инвестиционного сотрудничества государств,
происходит усложнение форм и методов
валютно-кредитной интеграции. Однако несмотря
на многообразие, а также различные стадии
интеграционных процессов, на которых
находятся сейчас международные экономические сообщества,
каждая страна, вступающая в тот или иной
интеграционный союз, должна понимать,
что в данном случае должны быть учтены
многие экономические и политические факторы,
а также ее цели в мировой экономике. При
этом важно реально оценивать степень
вариативности трансформации валютного
суверенитета данного государства, в связи
с чем на сегодняшний день целесообразно
говорить о возможности реализации согласованной
денежно-кредитной политики и адекватной
реакции всех государств – участников
соответствующего интеграционного объединения
на одинаковое экономическое воздействие.
Именно поэтому внимание ученых и практиков сконцентрировалось на разработке методологии регулирования и управления параметрами экономической конвергенции, что нашло отражение в ряде работ и основополагающих документов, закрепляющих конкретные цифры и сроки экономической сходимости (например, Маастрихтский договор, договор Карибских государств о создании зоны валютной (монетарной) стабильности, Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, Концепция сотрудничества государств – членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере и т.д.).
Тем не менее, несмотря на наличие определенных параметров и целей развития, реальные механизмы, обеспечивающие усиление валютно-кредитной интеграции между государствами – участниками международных экономических сообществ, на сегодняшний день практически отсутствуют. В связи с чем, по мнению автора, чрезвычайно значимой является деятельность многосторонних банков развития.
Важным фактором учреждения многосторонних институтов развития в последнее время стали интеграционные процессы, активизировавшиеся в конце XX в. – начале XXI в.
Региональные интеграционные
группировки активно используют
механизмы и инструменты
От коммерческих банков многосторонние банки развития отличает особый режим их деятельности. Они выступают в качестве наднациональных организаций, участниками которых являются, как правило, государства или международные организации, поэтому функционирование институтов развития не подпадает под действие законодательства стран-участников. Поскольку это некоммерческие организации, получение прибыли не является основной целью их работы. Однако ошибочно предполагать, что многосторонние институты развития финансируют убыточные проекты. Они тщательно подходят к анализу финансовых составляющих проектов. Многосторонние банки развития используют льготный режим кредитования, в особенности для развивающихся и наименее развитых стран. При этом важно отметить, что использование принципов многосторонних банков особенно актуально для региональных группировок с участием развивающихся стран.
Во-первых, развивающиеся страны имеют значительные трудности в привлечении внешнего финансирования, а в условиях создания наднационального банковского учреждения, привлекая государственные гарантии и средства развитых стран, они решают проблему с доступом на мировой рынок ссудных капиталов.
Во-вторых, в условиях неразвитости финансовых рынков в развивающихся странах многосторонний банк развития является механизмом привлечения свободных средств и их размещения в целях углубления интеграции.
В-третьих, многосторонний институт развития в интеграционных группировках позволяет финансировать непривлекательные для коммерческих банковских организаций инвестиционные проекты [1].
Изучение мирового опыта функционирования многосторонних банков развития показало, что на сегодняшний день именно эти организации являются основными кредиторами средне и долгосрочных интеграционных проектов, реализуемых в сферах электроэнергетики, здравоохранения, экологии, развития транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, а также в высокотехнологичных отраслях. Размеры кредитных средств, предоставляемых международными банками развития в данные проекты, зачастую превышают внутристрановые аналоги, при этом имеют конкурентоспособные ценовые параметры (см. табл. ниже).
Таблица
Основные показатели кредитной деятельности многосторонних банков развития
Показатель |
МБРР |
ЕИБ |
ЕБРР |
АБР |
АфБР |
Объем кредитов, предоставленных в 2010 году (млрд $) |
44,2 |
77,6 |
12,2 |
11,5 |
4,6 |
Количество проектов в 2010 году (шт.) |
>150 |
>300 |
>300 |
>100 |
>50 |
Максимальный срок кредитования (лет) |
< 20 |
< 20 |
< 15 |
< 40 |
< 20 |
Информационно-аналитическая
При финансовых кризисах влияние многосторонних банков развития, на наш взгляд, усиливается. В условиях, когда предприятия реального сектора экономики не имеют доступа к долгосрочным финансовым ресурсам и испытывают их нехватку при выполнении своих инвестиционных программ, роль многосторонних банков развития особенно возрастает. Некоторые ученые прогнозируют, что в ближайшие 5–10 лет ни один из механизмов генерирования инвестиций, кроме системы таких банков, не сможет обеспечить повышение инвестиционной активности [2].
Также целесообразно отметить, что в связи с осуществлением активной инвестиционной деятельности регулярный анализ развития экономической ситуации в странах-контрагентах является неотъемлемым направлением деятельности практически каждого многостороннего банка развития. Анализ публикуемых ресурсов указанных финансовых организаций показал, что сформированные базы статистических данных и информационно-аналитических материалов на сегодняшний день являются уникальными источниками информации, в том числе регулярно обновляемых сводных данных о ключевых показателях развития соответствующих стран.
Одновременно можно выделить следующие положительные тенденции в проведении многосторонними банками развития информационно-аналитической работы, которые, несомненно, необходимо продолжать:
– существенное повышение прозрачности информации и открытости процедур банков;
– представление заинтересованным пользователям информации готовых инструментов для самостоятельных исследований – баз данных в общедоступных форматах и на безвозмездной основе;
– усиление эффекта «обратной связи» с контрагентами и общественностью в результате активной консультационной деятельности, а также работы с жалобами/претензиями по вопросам осуществления проектов, непредставления информации и др.;
– повышение
уровня данного направления
Заключение
Выявленные тенденции
информационно-аналитической
Очевидно, что по мере расширения межгосударственного сотрудничества, роль многосторонних банков развития будет только увеличиваться. Как следствие, это делает востребованными дальнейшую разработку общего теоретико-практического подхода к вопросам валютно-кредитной интеграции и изучение роли института многосторонних банков развития в данном процессе.
Литература:
1. Абалкина А. Роль многосторонних банков
развития в содействии экономической
интеграции // Вестник «Континент Партнерства».
– 2006. − Вып. 12. – С. 31−39.
2. Турчановский Д., Деятельность банков
развития в условиях финансового кризиса
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://mangoinvest.net/006/
4. Азиатский банк развития: официальный
сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.adb.org.
5. Африканский банк развития: официальный
сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.afdb.org.
6. Европейский банк реконструкции и развития:
официальный сайт [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.ebrd.com.
7. Европейский инвестиционный банк: официальный
сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.eib.org.
8. Международный банк реконструкции и
развития: официальный сайт [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://web.worldbank.org.