Муниципальный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:47, реферат

Краткое описание

Проблемы финансовой основы местного самоуправления диктуют необходимость объективного контроля состояния финансовой сферы муниципального образования. Указанную задачу призван решать муниципальный финансовый контроль.

Вложенные файлы: 1 файл

муниципальный финансовый контроль.docx

— 31.43 Кб (Скачать файл)

7) финансово-экономическая  экспертиза проектов законов  субъекта Российской Федерации  и нормативных правовых актов  органов государственной власти  субъекта Российской Федерации  (включая обоснованность финансово-экономических  обоснований) в части, касающейся  расходных обязательств субъекта  Российской Федерации, а также  государственных программ субъекта  Российской Федерации;

8) анализ бюджетного процесса  в субъекте Российской Федерации  и подготовка предложений, направленных  на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) подготовка информации  о ходе исполнения бюджета  субъекта Российской Федерации,  бюджета территориального государственного  внебюджетного фонда, о результатах  проведенных контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий и представление  такой информации в законодательный  (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  и высшему должностному лицу  субъекта Российской Федерации  (руководителю высшего исполнительного  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации);

11) участие в пределах  полномочий в мероприятиях, направленных  на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в  сфере внешнего государственного  финансового контроля, установленные  федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта  Российской Федерации.

2. Контрольно-счетный орган  муниципального образования осуществляет  следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов  местного бюджета;

3) внешняя проверка годового  отчета об исполнении местного  бюджета;

4) организация и осуществление  контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности  предоставления налоговых и иных  льгот и преимуществ, бюджетных  кредитов за счет средств местного  бюджета, а также оценка законности  предоставления муниципальных гарантий  и поручительств или обеспечения  исполнения обязательств другими  способами по сделкам, совершаемым  юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями за счет средств  местного бюджета и имущества,  находящегося в муниципальной  собственности;

7) финансово-экономическая  экспертиза проектов муниципальных  правовых актов (включая обоснованность  финансово-экономических обоснований)  в части, касающейся расходных  обязательств муниципального образования,  а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса  в муниципальном образовании  и подготовка предложений, направленных  на его совершенствование;

9) подготовка информации  о ходе исполнения местного  бюджета, о результатах проведенных  контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий и представление  такой информации в представительный  орган муниципального образования  и главе муниципального образования;

10) участие в пределах  полномочий в мероприятиях, направленных  на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в  сфере внешнего муниципального  финансового контроля, установленные  федеральными законами, законами  субъекта Российской Федерации,  уставом и нормативными правовыми  актами представительного органа  муниципального образования.

3. Контрольно-счетный орган  муниципального района, помимо полномочий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.

4. Внешний государственный  и муниципальный финансовый контроль  осуществляется контрольно-счетными  органами:

1) в отношении органов  государственной власти и государственных  органов, органов территориальных  государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления  и муниципальных органов, государственных  (муниципальных) учреждений и  унитарных предприятий соответствующего  субъекта Российской Федерации  (муниципального образования), а  также иных организаций, если  они используют имущество, находящееся  в государственной (муниципальной)  собственности соответствующего  субъекта Российской Федерации  (муниципального образования);

2) в отношении иных  организаций путем осуществления  проверки соблюдения условий  получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего  бюджета в порядке контроля  за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств  бюджета субъекта Российской  Федерации или местного бюджета,  предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность  проверок указанных организаций  установлена в договорах о  предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Далеко  не  случайно,  что  сама  по  себе функция  финансово-бюджетного  контроля традиционно  признается  имманентной  органам  народного  представительства.  В  рамках национальной  правовой  системы  это  в  нормативной форме подтверждено правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной  им  в  отношении  федерального парламента, но по своей  сути и методологическим  предпосылкам  имеющей  общее  значение  для  институционализации  финансово-экономического контроля в системе публичной  власти как таковой.

В соответствии со ст. 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее  – БК РФ) к бюджетным  полномочиям  представительного органа местного самоуправления отнесено рассмотрение и утверждение бюджетов и отчётов  об  их  исполнении,  осуществление  последующего контроля за исполнением местных бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением местных бюджетов.

Региональное законодательство субъекта Федерации в соответствии с федеральным законодательством  устанавливает  перечень  органов,  уполномоченных  осуществлять  финансовый контроль в субъекте Российской Федерации. 

Контроль представительного  органа муниципального  образования,  его  постоянных комиссий  и  депутатов  осуществляется  посредством следующих  форм и методов:

– организация и проведение расследований  представительным  органом  муниципального  образования,  депутатских  расследований;

– организация  и  проведение  публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных  правовых  актов  по  вопросам  местного  значения,  в  том  числе  в  обязательном порядке  проектов  устава  муниципального образования  и внесения в него изменений и  дополнений,  местного  бюджета  и  отчёта  о его исполнении, планов и программ развития муниципального  образования,  вопросы  преобразования муниципального образования;

– заслушивание  отчётов,  сообщений  и информаций  главы  муниципального  образования,  главы  местной  администрации,  руководителей  иных органов и должностных лиц  муниципального образования, руководителей  органов  местной  администрации,  муниципальных унитарных предприятий  и муниципальных  учреждений  по  различным  вопросам  осуществления  местного  самоуправления;

– утверждение  и  принятие  местного бюджета и отчёта о его  исполнении, планов и программ  развития  муниципального  образования и  отчётов об их исполнении, структуры  местной администрации и положений  об органах местной администрации;

– дача  согласия  главе  местной  администрации  на  назначение  заместителей  главы местной  администрации,  руководителей  органов  местной администрации;

– направление депутатских  запросов органам и должностным  лицам муниципального  образования,  руководителям  органов  местной  администрации,  муниципальных  унитарных  предприятий  и  муниципальных  учреждений;

– затребование  необходимых  документов и материалов по готовящимся  и рассматриваемым вопросам в  представительном органе, его комиссиях  и рабочих группах.

Действенной  формой  контроля  представительных  органов  за  деятельностью  органов и  должностных  лиц  муниципального  образования  являются  их  отчёты  перед  представительными  органами,  в  ходе  которых  могут быть  высказаны  замечания  и  предложения, вынесена оценка их работе, а при необходимости  принято решение о недоверии (доверии).

Таким образом, муниципальный  финансовый контроль, является важной частью финансовой структуры страны и одновременно самостоятельной  областью денежных потоков внутри муниципалитета. Однако, говорить о ее обособленности не приходится, так как все финансы одной страны тесно между собой взаимосвязаны.

Региональный  финансовый  контроль,  в  зависимости  от территории, можно разделить: 

– на региональный финансовый контроль  на  уровне  субъектов  Российской Федерации;

– на региональный финансовый контроль на уровне муниципальных образований. 

Региональные  финансово-контрольные  органы (контрольные органы субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных  образований),  как  правило, имеют  схожие  проблемы  (кадровые,  организационно-технические  и  др.).    При этом  нельзя  сказать,  что  данные  органы действуют  полностью обособленно и независимо друг от друга. Нельзя забывать, что  можно говорить о единых подходах в рамках  отдельно  взятого  субъекта  Российской Федерации, но ни в коем случае нельзя утверждать, что в России действует  единая  система  региональных  финансово-контрольных  органов на всей территории страны.  

Также  проявлением  финансового  контроля  выступают  направления  деятельности контрольных органов. 

Направление  деятельности  органов регионального  финансового  контроля  – это  то,  на  что  направлены  контрольные  мероприятия  (формы  осуществления) финансового контроля.   

Эти направления регионального  финансового  контроля  имеют  свою  специфику  по  отношению  к  общегосударственному контролю, а именно:

 –  контроль  в   процессе  собирания доходов.  Доходы  субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных  образований  делятся  на:  налоговые,  неналоговые и  межбюджетные  трансферты.  Региональные внешние контрольные органы в основном осуществляют контроль за получением  неналоговых доходов (и то  не всех  их  разновидностей)  и предоставлением налоговых льгот предприятиям  и индивидуальным предпринимателям; 

–  контроль  в  процессе  распределения  и  перераспределения  расходов.

Внешние  контрольные  органы  дают  заключение на проект бюджета, это полномочие существенно  не отличается от деятельности  Счетной  палаты  Российской Федерации.  Однако  данная  деятельность является не столько  финансовым контролем,  сколько  экспертной  деятельностью.

Более  того,  в  региональном  законодательстве  нет  четких  критериев,  на  основании которых  должно готовиться данное экспертное заключение;

–  контроль  за  использованием  региональных  и местных бюджетных средств.  Региональные  контрольные органы  осуществляют  финансовый  контроль с помощью тех возможностей, которые указаны в региональном законодательстве,  при этом  в разных  субъектах Российской  Федерации и тем более муниципалитетах эти возможности существенно различаются. Кроме того, нет четкого разграничения компетенции между внешними  (подотчетными  законодательным или представительным органом власти) и внутренними (в системе исполнительной власти) контрольными органами. На  данном  этапе контрольный орган составляет  внешнюю проверку  отчета  об исполнении  соответствующего  бюджета.

Часто работа региональных контрольных органов  направлена  просто  на  выполнение  требований  БК  РФ  и  своих  законов (решений) о бюджетном процессе.

Внешние отличия также  можно увидеть,  применяя  функциональный  подход к  изучению  системы  регионального  финансового  контроля,  а  именно  исследуя функции,  которые  выполняет  внешний контрольный  орган  субъекта  Российской Федерации в целом  для всего региона.

Все  вышеперечисленные  факты  позволяют считать региональный финансовый контроль формой организации  общегосударственного финансового  контроля, который имеет свои отличительные  признаки.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

  1. Федеральный закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131 от 6.10. 2003г
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов российской федерации и муниципальных образований» № 6 от 7.02.2011г
  3. Ильичев, Е.И. О муниципальном финансовом контроле / Е.И. Ильичев// управление городом: теория и практика: Белгород. – 2013. – №1 (8). – С.81-87
  4. Шагиева, Р.В. Государственный контроль и надзор: теоретические аспекты соотношения понятий (на примере финансового контроля)/ Р.В. Шагиева// Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата: М.- 2012. - №1.- с. 34
  5. Киселев, И.А. О муниципальном финансовом контроле/ И.А. Киселев// Вестник омского университета. Серия: право: Омск. – 2009. - № 1. – С. 5-11
  6. Павлова, Ю.А. Финансовый контроль, его формы и характеристика, основные задачи внутреннего контроля/ Ю.А. Павлова// Учет и статистика: Ростов-на-Дону. – 2010. - №17.- С. 40-45
  7. Лагутин, И.Б Региональный финансовый контроль как форма финансового контроля (финансово-правовые основы)/ И.Б. Лагутин// Известия юго-западного государственного университета: Курск. – 2006. - №2. – С.122-129 

Информация о работе Муниципальный финансовый контроль