Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:07, контрольная работа

Краткое описание

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

Содержание

Введение……………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Понятие налогов, их сущность, функция и классификация……………………………………………….. 5
Понятие налога и его сущность………………………….... 5
Функции налогов…………………………………………... 6
Классификация налогов, взимаемых на территории РФ… 8
ГЛАВА 2. Анализ налоговой системы РФ………………... 12
2.1 Понятие и структура налоговой системы РФ…………….12
2.2 Принципы построения налоговой системы РФ, анализ их выполнения…………………………………………………….. 13
2.3 Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета………………………………………... 17
4. Заключение…………………………………………………….. 21
5. Список литературы…………………………………………… 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РФ. 
 
2.1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 
 
   В настоящее время в теории налогов понятие «налоговая система» воспринимается по-разному. Нередко оно отождествляется с понятиями «система налогов и сборов», «система налогообложения» и «система законодательства о налогах и сборах», что является не вполне правильным. Положение усугубляется еще и тем, что в Конституции РФ и законодательстве о налогах и сборах РФ в настоящее время отсутствует нормативно определенное понятие «налоговая система». В частности, п. 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом»[7].  Заметим, что закон РФ «Об основах налоговой системы РФ» содержал понятие налоговой системы, под которой, правда, понималась лишь «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке». В зарубежной научной литературе, а также в нормативных актах Европейского Сообщества понятие налоговой системы тоже не определяется. Налоги являются частью системы «собственных ресурсов» ЕС. Имеются также другие источники пополнения бюджета ЕС: займы и таможенные пошлины, взимаемые на границах ЕС.  Система налогов и сборов представляет собой определенную группу, совокупность обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением.  
 
  Таким образом, налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов[8].  
 
   Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами:  
 
-     уровнем экономического развития, 
 
-     общественно-экономическим устройством общества, 
 
-     господствующей в обществе экономической доктриной, 
 
- государственным устройством общества (унитарное или федеративное), 
 
-     историческим развитием налоговой системы. 
 
   Безусловно, налоговые системы разных стран различаются, т.к. они исторически складывались под влиянием неодинаковых экономических, политических и социальных условий. Отличия заключаются в составе применяемых налогов и сборов, их структуре, способах взимания, уровнях ставок, расчётах налоговой базы, составе и порядке предоставления льгот, фискальных полномочий различных уровней власти, законодательных процедур налогообложения и, наконец, приверженности государственной власти той или иной концепции экономического развития и регулирования. Вместе с тем, есть черты, общие свойства которых присущи налоговым системам в целом. Таковыми являются: направленность налогообложения на увеличение доходов государства и обеспечение сбалансированности бюджета; приверженность общепринятым принципам экономической теории о равенстве и справедливости и эффективности налоговых платежей; устранение двойного обложения на разных стадиях продвижения товаров или разных уровнях административного управления; ориентация налоговых льгот по отдельным налогам с учетом приоритетов экономической и фискальной политики.  
 
   Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

2.2 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ, АНАЛИЗ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ 
 
   Современная российская налоговая система сложилась на рубеже 1991г. - 1992г., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране — вес эти факторы непосредственно повлияли на ее становление. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. 
 
   В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах: единства налоговой системы; подвижности; стабильности; множественности налогов; исчерпывающего перечня региональных и местных налогов; однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения.  
 
    
1. Принцип единства налоговой системы. 
 
  Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подпункте «б» ст. 114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики[9]. Это положение развивало одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства.  
 
   В Налоговом кодексе в ст.3 указывается на то, что «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций», а также «недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».  
 
   Принцип единства налоговой системы обеспечивается также единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы в субъектах федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов. 
 
2. Принцип подвижности (эластичности). 
 
   Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые политические и экономические условия. Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении правовых провалов в налоговом законодательстве страны. В большинстве случаев подвижность выступает в качестве контрмер государства против активных действий части непослушных налогоплательщиков. Поскольку не все налоги обладают одинаковой подвижностью, налоговая система должна содержать в себе и такие налоги, которые при росте потребностей можно было бы увеличить. Однако подвижность вовсе не означает качественное реформирование налоговой системы, напротив это постепенное внутреннее ее развитие.  
 
3. Принцип стабильности. 
 
   Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года. Реализация данного принципа в российской налоговой системе имеет серьезные недостатки. В частности, по мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являлись одной из самых серьезных причин, по которым они отказывались работать в России. Это было вызвано тем, что «налоговая нестабильность» не позволяла произвести точный расчет экономических показателей при инвестировании в России, что существенно снижало ее инвестиционный рейтинг. 
 
4. Принцип множественности налогов. 
 
   Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и объектов обложения должна образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками. Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться. Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление. Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно повлечет за собой рост платежей по другому налогу.  
 
5. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. 
 
   Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данное положение - проявление государственно-правовой идеи фискального федерализма между федеральными и региональными властями, а также органами самоуправления.  
 
   В соответствии с Налоговым кодексом федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом.  
 
6. Принцип однократности налогообложения. 
 
   Данный принцип означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.  
 
7. Принцип равенства и справедливости налогообложения. 
 
   В Налоговом кодексе отмечается, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала за исключением ввозных таможенных пошлин.  
 
   Принцип равенства и справедливости налогообложения на практике не осуществляется. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования, в том числе в Российской Федерации, налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты.

2.3 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 
 
   Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов. В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%). 
 
   К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.  
 
   Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

   Налог на добавленную стоимость (НДС) – федеральный косвенный налог на потребление, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2012г. составила около 18%. Налогоплательщиками НДС признаются: организации, лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу, индивидуальные предприниматели. 
 
   Акцизы, как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 12,7%.  Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. 
 
   С 2002г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы. Сейчас этот налог играет очень важную роль. Так, в 2012г. его доля в доходах федерального бюджета составила 45%. Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

   Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций. Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Поступление налогов в консолидированный бюджет РФ за 8 месяцев 2012г. составило 7 трлн 253,3 млрд руб., что на 13,3% больше, чем в январе-августе 2011г. (6,4 трлн руб.). Об этом говорится в материалах Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ. Напомним, поступление налогов в консолидированный бюджет РФ в январе-августе 2011г. составило 6,4 трлн руб. При этом поступления в федеральный бюджет РФ выросли на 17,3% - до 3 трлн 402,2 млрд руб., в консолидированные бюджеты субъектов РФ - увеличились на 10% - до 3 трлн 851,1 млрд руб. Поступления налога на прибыль организаций консолидированный бюджет РФ за январь-август 2012г. составили 1 трлн 656 млрд руб., налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - 1 трлн 404,9 млрд руб., налога на добавленную стоимость (НДС) на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, - 1 трлн 732,8 млрд руб., НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, - 66,6 млрд руб., акцизов по товарам, производимым в РФ, - 511,16 млрд руб., имущественных налогов - 534,9 млрд руб. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами за январь-август 2012г. поступили в консолидированный бюджет РФ в объеме 1 трлн 640,1 млрд руб.

   Напомним, доходы консолидированного бюджета РФ, администрируемые ФНС РФ, в январе-июле 2012г. увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2011г. на 14,7% - до 6 трлн 488,3 млрд руб.

   Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Современный характер налогообложения прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню. 
 
   Единый социальный налог был введен с 1 января 2001г., он носит целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. На данный момент он обеспечивает около 10% налоговых поступлений в федеральный бюджет. 
 
   С 2005г. введена в действие гл. 25.2 «Водный налог». В Налоговом кодексе РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты. 
 

   После трех лет тяжелых дискуссий и обсуждений принята и с 1 января 2005г. введена в действие гл. 25.3 «Государственная пошлина». Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовать зеркальный по отношению к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающее всеми признаками налога и сбора, если они прямо не поименованы в НК РФ. Обращаясь в те или иные уполномоченные государственные органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить в размере, предусмотренных НК РФ.

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
   В данной контрольной работе были рассмотрены особенности современной налоговой системы РФ. Были исследованы следующие вопросы: основные принципы построения налоговой системы, структура действующей налоговой системы Российской Федерации, анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет РФ. 
 
   На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении.  
 
   Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекает инвесторов в предприятия России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамику общества.  
 
   Российской Федерации остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // СПС «Гарант», 2010г.;
  2. Александров И.М. «Налоги и налогообложение»// Учебное пособие «Дашков и Ко», 2008г.;
  3. Пансков В.Г. «Налоги и налоговая система Российской Федерации»// Учебник «Финансы и статистика», 2006г.;
  4. Сайт ФНС России: www.nalog.ru.
  5. Скрипниченко В.А. «Налоги и налогообложение»// Учебное пособие «БИНФА», 2009г.;

 


                   [1] Александров И.М. «Налоги и налогообложение»// Учебное

                        пособие «Дашков и Ко», 2008г.

                   [2] Александров И.М. «Налоги и  налогообложение»// Учебное 

                        пособие «Дашков и Ко», 2008г.

                   [3] Скрипниченко В.А. «Налоги и  налогообложение»// Учебное 

                        пособие «БИНФА», 2009г.

                   [4] Александров И.М. «Налоги и  налогообложение»// Учебное 

                        пособие «Дашков и Ко», 2008г.

                   [5] Скрипниченко В.А. «Налоги и  налогообложение»// Учебное 

                        пособие «БИНФА», 2009г.

                   [6] Пансков В.Г. «Налоги и налоговая система Российской

                        Федерации»// Учебник «Финансы и  статистика», 2006г.

                   [7] Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993г. // СПС 

                       «Гарант», 2010г.

                   [8] Пансков В.Г. «Налоги и налоговая система Российской

                        Федерации»// Учебник «Финансы и  статистика», 2006г.

                   [9] Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993г. //ст.8//

                        СПС «Гарант», 2010г.

                  

             

 


Информация о работе Налоговая система РФ