Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 43.70 Кб (Скачать файл)

Глобальная налоговая система  широко применяется в Западных государствах.

2. Налоговая система  Российской Федерации

2.1. Структура налогообложения  РФ

С 1992 года в нашей стране действует  новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон  « Об основах налоговой системы  в РФ » от 27.12.91 г. Он установил  перечень идущих в бюджетную систему  налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права  и обязанности, а также права  и обязанности налоговых органов.

В соответствии с законом под  налогом, сбором, пошлиной и другими  платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управления России, подчиняется Президенту и  Правительству РФ и возглавляется  руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных  законодательством.

Под термином « налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных  законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные  налоги. Конституционный суд РФ в  постановлении от 04.04.96 г.[5] [5] указал, что “ установить налог или  сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут  считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти ” ( п. 4 Постановления ).

Таким образом, понятие « законно  установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании  которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает  взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и  т.п.

Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность  по уплате налога, если не известны обязанное  лицо, размер налогового обязательства  и порядок его исполнения.

Установить налог – значит установить и определить все существенные элементы его конструкции ( налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый  период и т.д. ). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона « Об основах налоговой системы  в Российской Федерации » в  целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные  акты устанавливают и определяют налогоплательщика ( субъекта налога ), объект и источник налога, единицу  налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или  внебюджетный фонд, в который зачисляется  налоговый оклад.

Законом « Об основах налоговой  системы в Российской Федерации  » впервые в России вводится трехуровневая  система налогообложения.

1. Федеральные налоги взимаются  по всей территории России. При  этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны  зачисляться в федеральный бюджет  Российской Федерации.

2. Республиканские налоги являются  общеобязательными. При этом сумма  платежей, например, по налогу на  имущество предприятий, равными  долями зачисляется в бюджет  республики, края, автономного образования,  а также в бюджеты города  и района, на территории которого  находится предприятие.

3. Из местных налогов ( а их  всего 22 ) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических  лиц, земельный, а также регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в условиях рынка  налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию  по ставке до 5% от стоимости услуг  по рекламе.

 

2.2. Основные налоги, взимаемые  в России

Федеральные налоги

- налог на добавленную стоимость

- федеральные платежи за пользование  природными ресурсами

- акцизы на отдельные группы  и виды товаров

- подоходный налог

- налог на доходы банков

- подоходный налог с физических  лиц

- налог на доходы от страховой  деятельности

- налоги – источники образования  дорожных фондов

- налог на операции с ценными  бумагами

- гербовый сбор[6] [6]

- таможенная пошлина

- государственная пошлина

- отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы

- налог с имущества, переходящего  в порядке наследования и дарения

- налог с биржевой деятельности

Республиканские налоги и  налоги краев, областей, автономных образований

- республиканские платежи за  пользование природными ресурсами

- лесной налог

- налог на имущество предприятий

- плата за воду, забираемую промышленными  предприятиями из водохозяйственных  систем 

Местные налоги

- земельный налог

- регистрационный сбор с физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью

- налог на имущество физических  лиц

- сбор за право торговли

- налог на строительство объектов  производственного назначения в  курортной зоне

- целевые сборы с населения  и предприятий всех организационно-правовых  форм на содержание милиции,  на благоустройство и другие  цели

- курортный сбор

- налог на перепродажу автомобилей  и ЭВМ

- налог на рекламу

- лицензионный сбор за право  торговли вино-водочными изделиями

- сбор с владельцев собак

- сбор за выдачу ордера на  квартиру

- лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов  и лотерей

- сбор за право использования  местной символики

- сбор за парковку транспорта

- сбор за выигрыш на бегах

- сбор за участие в бегах  на ипподромах

- сбор с лиц, участвующих в  игре на тотализаторе на ипподроме

- сбор со сделок, совершаемых  на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными  актами о налогообложении операций  с ценными бумагами

- сбор за право проведения  кино- и телесъемок

- сбор за уборку территорий  населенных пунктов

- другие виды местных налогов

3. Виды ответственности  за нарушение налогового законодательства  в Российской Федерации

3.1. Налоговая ответственность  – самостоятельный вид юридической  ответственности

Правовое регулирование[7] [7] ответственности  в сфере налогообложения является составной частью налогового законодательства и представляет собой совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные  интересы государства по обеспечению  доходной части бюджета.

Как известно, метод налогового права  носит комплексный характер. Основным правовым методом налогового регулирования  являются государственно-властные предписания  со стороны органов власти в области  налогообложения. Этот метод применяется  относительно субъектов налоговых  отношений, которые находятся в  административных налоговых отношениях. Вместе с тем по объектам налоговых  отношений, которые охватывают собственность ( имущество и доходы ) юридических  и физических лиц, государственных  органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового  метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень  защиты каждой из них.

О налоговой ответственности, как  новом виде юридической ответственности, есть основания говорить и с позиции  правовой природы правоотношения, являющегося  объектом налогового нарушения. Характер этого правонарушения[8] [8] при ответственности за налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права.

Выделению налоговой ответственности  в отдельный вид юридической  ответственности способствует установление Налоговым кодексом Российской Федерации  процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

В Налоговом кодексе имеет место  попытка установления самостоятельной  налоговой ответственности, т.е. нового правового режима. В настоящее  время только создаются определенные научные подхода для выстраивания системы институтов как налогового права, так и налогового законодательства. С точки зрения правовой теории ответственности  следует отметить, что в Налоговом  кодексе приведен достаточно полный перечень принципов налоговой ответственности. Между тем принципы – не просто правовые декларации, это база для дальнейшего правотворчества, они определяют пределы и характер применения налогового законодательства в спорных ситуациях, когда возможно неоднозначное толкование правовых предписаний. Для уяснения правовой природы налогового правонарушения в Налоговом кодексе также раскрываются такие элементы состава нарушения, как субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения[9] [9].

Основополагающий принцип юридической  ответственности – « без вины и нет ответственности ». Применимость этого принципа к ответственности  за налоговые правонарушения не должна подвергаться сомнению. Конституционный  Суд Российской Федерации В постановлении  от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части  первой ст. 11 Закона Российской Федерации  от 24 июня 1993 г. “ О федеральных  органах налоговой полиции ”  указал, что налоговое правонарушение есть « предусмотренное законом  виновное деяние, совершенное умышленно  либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам  факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика  ».

Таким образом, налоговую ответственность  можно определить как реализацию налоговых санкций[10] [10] за допущенные в налоговых правоотношениях  нарушения.

3.2. Юридическая ответственность  за невыполнение налоговых обязательств

Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в  уплате налога: ” Каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы “.

Следовательно, в сферу налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

Невыполнение налогового обязательства  состоит в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью  любого нарушения налогового законодательства. В недополучении бюджетом причитающихся  ему сумм выражен ущерб, причененный  правонарушением.

Ст. 13 Закона Российской Федерации  « Об основах налоговой системы  в Российской Федерации » устанавливает  ответственность налогоплательщика  за нарушение налогового законодательства в виде финансовых санкций и предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

Однако вызывает сомнение утверждение, что за налоговые правонарушения может наступать дисциплинарная ответственность. Ответственность  дисциплинарную и материальную лицо понесет перед предприятием, понесшим ущерб в результате уплаты штрафов  и пени. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми, но налоговым  правом не регулируются. За нарушения  налогово-правовых норм наступает ответственность  трех видов – административная, уголовная и налоговая.

В настоящее время вопрос о конкретных видах и размерах ответственности  участников налоговых отношений  решается в целом ряде нормативных  актов. Прежде всего это Закон  РФ от 27 декабря 1991 г. « Об основах  налоговой системы в Российской Федерации » ( ст. 13,15 ), Закон РФ от 21 марта 1991 г. « О государственной  налоговой службе РСФСР » (п. 12 ст.7), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 156 «Уклонение от подачи декларации о доходах »), Таможенный кодекс РФ (ст.124 « Взыскание таможенных платежей и меры ответственности »). Две  статьи, предусматривающие ответственность  за нарушение налогового законодательства, содержатся в Уголовном кодексе  РФ ( ст. 198 « Уклонение гражданина от уплаты налога », ст. 199 « Уклонение  от уплаты налогов с организаций  »).

Налоговый кодекс РФ вводит понятие  налогового правонарушения (ст. 119), налоговой  санкции (ст. 128) и закрепляет права  налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин «ответственность за налоговое нарушение» законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности  она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных  налоговых правонарушений. В целом  выделение специальной ответственности  за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность  в этих случаях недостаточна и  к тому же не применима в отношении  юридических лиц.

Информация о работе Налоговая система РФ