Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных проблем развития и совершенствования налогов и налоговой системы РФ.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматриваются теоретические аспекты функционирования налоговой системы РФ;
характеризуется налоговый механизма пути его совершенствования;
проводится анализ налоговой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………..……..……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…….…...…….5
1.1.История налоговой системы в России…………………………………...……5
1.2. Принципы построения налоговой системы…………………………...……...8
1.3. Правовое регулирование налоговой системы в РФ………………….……...11
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…….20
2.1. Регулирование налоговой системы ее структура и функции………………20
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в
бюджетную систему РФ………………………………………………………...…23
2.3. Анализ поступления налоговых платежей на региональном уровне на примере Курской облати………………………………………………...………...24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…………………………………………….……29
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…….29
3.2. Пути совершенствования налоговой системы…………………….…………32
3.3. Основные направления налоговой политики на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов………………………………………………….………34
Заключение…………………………………………………….……………………41
Список использованных источников...………………………………..……
Налогоплательщики обязаны:
В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы вправе: 1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления. 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; 3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений, 5) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, 6) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды) [17, с.147].
Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях, полномочиях налоговых органов и предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ [4, c.25].
На основании изучения
теоретических основ налоговой
системы можно сделать
Налоговая система любого государства представляет собой:
во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
во-вторых, систему законов
и подзаконных нормативных
в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
С известной долей условности первый из названных аспектов может быть назван системой налогов, второй - системой налогового законодательства, а третий - институциональной системой налогообложения. Все указанные аспекты не существуют и не могут существовать сами по себе независимо друг от друга.
Структура налоговой системы может рассматриваться в следующих основных аспектах:
с точки зрения соотношения прямых и косвенных налогов;
с точки зрения распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
с точки зрения роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;
с точки зрения распределения
налоговых доходов между
С точки зрения проблем
макроэкономического регулирова
Косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции.
В рамках российской налоговой системы в целом косвенные налоги играют весьма значительную роль особенно при формировании доходов федерального бюджета.
По итогам 2011г. структура российской налоговой системы с точки зрения соотношения в ней прямых и косвенных налогов представлена в таблице 1 [25].
Таблица 1
Структура налоговой системы РФ в 2011г.
Налоги |
Консолидированный бюджет |
Федеральный бюджет | ||
в % к итогу |
в % от ВВП |
в % к итогу |
в % от ВВП | |
Прямые |
34,36 |
8,67 |
9,09 |
1,39 |
Косвенные |
51,70 |
13,05 |
78,27 |
11,94 |
Прочие |
13,94 |
3,52 |
12,64 |
1,93 |
Таблица 2
Структура налоговой системы России по видам налогов и уровням бюджетной системы по итогам 2011 г.
Налоги |
Консолидированный бюджет |
Федеральный бюджет |
Бюджеты субъектов Федерации | |||
в % к итогу |
в % от ВВП |
в % к итогу |
в % от ВВП |
в % к итогу |
в % от ВВП | |
Налог на прибыль |
15,68 |
3,96 |
8,42 |
1,28 |
26,77 |
2,67 |
Налог на доход физических лиц |
13,57 |
3,42 |
0,00 |
0,00 |
34,3 |
3.42 |
Налог на добавленную стоимость |
26,27 |
6,63 |
43,46 |
6,63 |
0,00 |
0,00 |
Акцизы |
10, 19 |
2,57 |
12,44 |
1,90 |
6,76 |
0,67 |
Таможенные пошлины |
13,49 |
3,40 |
22,31 |
3,40 |
0,00 |
0,00 |
Налоги на совокупный доход |
0,90 |
0,23 |
0,50 |
0,08 |
1,51 |
0,15 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
9,87 |
2,49 |
12,17 |
1,86 |
6,36 |
0,64 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
0,74 |
0, 19 |
0,13 |
0,02 |
1,66 |
0,17 |
Государственная пошлина |
0, 20 |
0,05 |
0,14 |
0,02 |
0,29 |
0,03 |
Налоги на имущество |
4,10 |
1,03 |
0,08 |
0,01 |
10,25 |
1,02 |
Налог с продаж |
1,68 |
0,42 |
0,00 |
0,00 |
4,25 |
0,42 |
Налог на игорный бизнес |
0,11% |
0,03% |
0,09% |
0,01% |
0,14% |
0,01% |
Земельный налог |
1,10% |
0,28% |
0,00% |
0,00% |
2,77% |
0,28% |
Итого налоговые доходы |
100,00 |
25,24 |
100,00 |
15,25 |
100,00 |
9,98 |
Таким образом, можно говорить о том, что в рамках российской налоговой системы в целом доминируют косвенные налоги, объем которых составляет 13,05% ВВП. Доля прямых налогов ощутимо ниже - всего 8,67% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, базируется на косвенных налогах (последние формируют 78% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в целом в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги. Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 73% [24, c.320].
Основными налогами российской налоговой системы, как было показано выше, являются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий и организаций.
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
Налоги являются
главным методом
В период 2004-2011год показатели доходов бюджетной системы колебались в диапазоне от 36,4 до 40,2% ВВП. Доходы федерального бюджета с 2004 года постепенно увеличивались год от года и в 2011 году составили 23,6% ВВП, что выше уровня 2004 года на 8,1 п.п. ВВП. Особенно сильный рост доходов бюджетной системы наблюдался в последние годы - в период с 2009 по 2011 год. (Приложение А)
Интересно отметить, что в течение последних восьми лет существенно вырос удельный вес доходов федерального бюджета в общих доходах бюджетной системы. Если в 2004 году доля федерального бюджета составляла чуть более 40%, то в 2011 она выросла до 57%.
Основной причиной роста доходов, ровно, как и усиления роли федерального бюджета являлось повышение мировых цен на энергоносители. Также, в 2009 и 2011 годах в бюджетную систему поступили дополнительные средства, связанные с погашением налоговой задолженности. [26].
Как видно из таблицы, уровень расходов бюджетной системы снижался по отношению к ВВП в период с 2006 по 2010 год, однако в 2011 году уровень расходов практически вернулся на уровень начала 2004 в результате перечисления значительной части средств федерального бюджета в созданные институты развития. По этой причине и уровень расходов федерального бюджета был значительно выше в 2011 году по сравнению с предшествующими годами – он достиг 18,1% ВВП.
Также нужно отметить
постепенный переход к
Несмотря на высокий уровень доходов в 2011 году по сравнению с предыдущим периодом, профицит бюджетной системы в целом, а также консолидированного и федерального бюджета оказался на более низком уровне в связи с упомянутыми выше одноразовыми расходами федерального бюджета на капитализацию институтов развития. [13, с. 22]
2.3. Анализ поступления
налоговых платежей на
Динамика собираемости налоговых платежей и сборов на территории Курской области демонстрирует устойчивые темпы роста, что свидетельствует о повышении эффективности работы налоговых органов региона. Так, в 2009 году от налогоплательщиков Курской области поступило налогов и сборов в консолидированный бюджет в сумме 17416,7 млн. руб., что на 1602,5 млн. руб., или на 10,1% больше, чем за 2008 год. С учетом взносов в государственные внебюджетные фонды поступления составили 23900,3 млн. руб., что на 2721,2 млн. руб., или на 12,8% больше поступлений прошлого года [27].
В областной бюджет было мобилизовано 8907,7 млн. руб. доходов, администрируемых налоговыми органами, что составило 102,9% к бюджетным назначениям, утвержденным Законом Курской области от 29.12.2008 года №115-ЗКО «Об областном бюджете на 2009 год». Значительно возросли поступления в государственные социальные внебюджетные фонды (без учета расходов на социальное страхование) - 4828,5 млн. рублей. Рост к уровню прошлого года составил 119%, или 775 млн. рублей.
По данным УФНС Курской области, в 2010 году был обеспечен рост поступлений в консолидированный бюджет на 21,5 процента: с 18,9 миллиарда рублей в 2009 году до 23 миллиардов в 2010 г. Однако этот показатель ниже среднего по России (28 процентов). При этом налоговое бремя для предприятий в среднем по области снизилось с 19,6 процента до 18.
Таблица 3
Показатели поступлений в федеральный бюджет
Российской Федерации от налогоплательщиков Курской области в
2010-2011 г., тыс. руб.
Период |
Всего поступило налогов и сборов |
в том числе: | |||||
Налог на прибыль организаций |
НДС |
Акцизы |
Платежи за пользование природными ресурсами |
Прочие налоги и сборы |
Социальные отчисления | ||
2011г. |
9 297 477 |
2 402 591 |
4004 935 |
49 418 |
160 995 |
281 622 |
2 397 916 |
2010г. |
7 787 469 |
1 626 419 |
3692 334 |
77 301 |
140 707 |
310 145 |
1 940 563 |
Изм. к соотв. периоду прошлого года (%) |
119,4 |
147,7 |
108,5 |
63,9 |
114,4 |
90,8 |
123,6 |
Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования