Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 20:09, курсовая работа
Цель работы: подведение итогов формирования налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем ее функционирования и вынесение предложений по реконструированию системы налогообложения России.
Введение 3
1. Налоговая система России: сущность и принципы построения 5
1.1. Понятие налоговой системы и её элементов 5
1.2. Виды налогов Российской налоговой системы 13
1.3.Правовая основа налоговой системы 22
1.4.Структура российской налоговой системы 23
2. Этапы развития налоговой системы России 25
2.1. Этап становления налоговой системы России 25
2.2. Современный этап реформирования налоговой системы 31
Заключение 38
Список использованной литературы 42
При этом в Российской Федерации используется смешанная модель системы налогов, в которой, несмотря на фактическое доминирование прямых налогов, из года в год наблюдается устойчивая тенденция повышения значимости косвенных налогов.
В рыночной экономике хорошо отлаженная налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Как показала моя курсовая работа, в процессе нескольких этапов реформирования, действующая российская налоговая система по своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей, приобрела очертания соответствующие системам налогообложения юридических и физических лиц, применяемым в развитых странах с рыночной экономикой. На современном этапе завершения налоговой реформы, действия государства, направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от уплаты налогов, на снижение налоговой нагрузки и на усиление роли регулирующей и стимулирующей функции налогов. Все это способствует тому, что основное предназначение налоговой системы - наполнение государственного бюджета налоговыми доходами - выполняется. Но такое положение дел существовало не всегда.
С самого начала построения
налоговой системы России был
взят фискальный ориентир. Налоговая
система приобретала
И хотя, многие недостатки прежней налоговой системы в ходе проведенной в 1998-2004 годах масштабной реформы были устранены, и в налоговом законодательстве произошло немало позитивных, радикальных изменений, для того, чтобы отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков, предстоит сделать еще очень много.
Ныне основной недостаток
налоговой системы России состоит
в том, что она не достаточно увязана
с развитием экономики и
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, государственных служащих, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.
Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует "вздувание" цен. Такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить максимальную прибыль для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления "любой ценой". А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, рост цен на потребительские товары. Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс "накачивания" налоговой массы.
Современная налоговая система
слишком сложна для понимания
налогоплательщиком и эффективного
управления со стороны налоговых
органов. Это ведет к лишним административным
издержкам и порождает
По моему мнению, для оптимизации налоговой системы России, необходимо существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля над эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основные направления налоговой реформы в России видятся следующими:
- дальнейшее ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов;
- расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом "налоговой справедливости";
- постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц; при этом перераспределение тяжести налогообложения граждан с малоимущих слоев населения на лица с высокими и сверхвысокими доходами;
- решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
На данный момент целесообразно:
- увеличить налогооблагаемую
базу и ставки ресурсных
- расширить меры по
налоговому стимулированию
- освободить от налогообложения
часть прибыли, направляемой
- усилить социальную
Для этого нужно, с одной стороны, установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов (не менее 2,5 тыс. руб. в месяц), а с другой - расширение круга подакцизных предметов роскоши и повышение ставки акцизов на них.
Первоочередными стратегическими целями государства в области планирования налогообложения на ближайший период, по нашему мнению, должны быть:
1) ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков;
2) налоговое стимулирование
производства и реализации
3) совершенствование принципов
федерализма, развитие
Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для отечественных товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и НДС, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.
Заканчивая работу, необходимо отметить, что если российское государство действительно желает серьезного прогресса в налоговом пополнении бюджета, в борьбе с "теневой экономикой" и с уклонениями от уплаты налогов, необходимо не только полагаться на снижение налоговых ставок, а лучше распоряжаться бюджетными средствами, сокращать коррупцию, детально отчитываться перед налогоплательщиками, докладывая, на что потрачены уплаченные налоги.
Информация о работе Налоговая система РФ, особенности ее формирования и развития