Налоговая система РФ, особенности ее формирования и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: подведение итогов формирования налоговой системы Российской Федерации, выявление проблем ее функционирования и вынесение предложений по реконструированию системы налогообложения России.

Содержание

Введение 3
1. Налоговая система России: сущность и принципы построения 5
1.1. Понятие налоговой системы и её элементов 5
1.2. Виды налогов Российской налоговой системы 13
1.3.Правовая основа налоговой системы 22
1.4.Структура российской налоговой системы 23
2. Этапы развития налоговой системы России 25
2.1. Этап становления налоговой системы России 25
2.2. Современный этап реформирования налоговой системы 31
Заключение 38
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 5 курс.docx

— 111.59 Кб (Скачать файл)

При этом в Российской Федерации  используется смешанная модель системы  налогов, в которой, несмотря на фактическое  доминирование прямых налогов, из года в год наблюдается устойчивая тенденция повышения значимости косвенных налогов.

В рыночной экономике хорошо отлаженная налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования  социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Как показала моя курсовая работа, в процессе нескольких этапов реформирования, действующая российская налоговая система по своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей, приобрела очертания соответствующие системам налогообложения юридических и физических лиц, применяемым в развитых странах с рыночной экономикой. На современном этапе завершения налоговой реформы, действия государства, направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от уплаты налогов, на снижение налоговой нагрузки и на усиление роли регулирующей и стимулирующей функции налогов. Все это способствует тому, что основное предназначение налоговой системы - наполнение государственного бюджета налоговыми доходами - выполняется. Но такое положение дел существовало не всегда.

С самого начала построения налоговой системы России был  взят фискальный ориентир. Налоговая  система приобретала конфискационный  характер. Через различные налоги у предприятий изымалось до 85-90% прибыли. Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита. Созидательный аспект налогообложения фактически отсутствовал. Это приводило к серьезным перекосам в инвестиционной деятельности, оттоку капиталов из отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в сферу спекулятивных "коротких денег", в теневую экономику, создавало предпосылки для развития криминального бизнеса и массового уклонения от налогообложения.

И хотя, многие недостатки прежней  налоговой системы в ходе проведенной в 1998-2004 годах масштабной реформы были устранены, и в налоговом законодательстве произошло немало позитивных, радикальных изменений, для того, чтобы отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков, предстоит сделать еще очень много.

Ныне основной недостаток налоговой системы России состоит  в том, что она не достаточно увязана  с развитием экономики и деятельностью  непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи приводит к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика становится затратной. Поэтому налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании  интересов всех социальных слоев  общества - предпринимателей, государственных служащих, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.

Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует  в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует "вздувание" цен. Такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить максимальную прибыль для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления "любой ценой". А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, рост цен на потребительские товары. Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс "накачивания" налоговой массы.

Современная налоговая система  слишком сложна для понимания  налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых  органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов. Все еще тяжелая налоговая  нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленные лазейки для сокрытия доходов и налогов создают в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции между законопослушными и закононепослушными налогоплательщиками, способствуют развитию теневой экономики.

По моему мнению, для оптимизации налоговой системы России, необходимо существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля над эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основные направления налоговой реформы в России видятся следующими:

- дальнейшее ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов;

- расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом "налоговой справедливости";

- постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц; при этом перераспределение тяжести налогообложения граждан с малоимущих слоев населения на лица с высокими и сверхвысокими доходами;

- решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На данный момент целесообразно:

- увеличить налогооблагаемую  базу и ставки ресурсных платежей  как основной составляющей дифференциальной  ренты, которая должна поступать  в доход государства; 

- расширить меры по  налоговому стимулированию развития  малого бизнеса, аграрного сектора; 

- освободить от налогообложения  часть прибыли, направляемой на  цели развития производства и  освоения новой техники, научных  исследований и разработок, пополнения оборотных средств предприятий;

- усилить социальную направленность  налогов. 

Для этого нужно, с одной стороны, установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов (не менее 2,5 тыс. руб. в месяц), а с другой - расширение круга подакцизных предметов роскоши и повышение ставки акцизов на них.

Первоочередными стратегическими  целями государства в области  планирования налогообложения на ближайший  период, по нашему мнению, должны быть:

1) ужесточение налоговой  дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков;

2) налоговое стимулирование  производства и реализации конкурентоспособных  отечественных товаров; 

3) совершенствование принципов  федерализма, развитие муниципальных  налоговых систем.

Реформирование действующей  налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для отечественных товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и НДС, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

Заканчивая работу, необходимо отметить, что если российское государство действительно желает серьезного прогресса в налоговом пополнении бюджета, в борьбе с "теневой экономикой" и с уклонениями от уплаты налогов, необходимо не только полагаться на снижение налоговых ставок, а лучше распоряжаться бюджетными средствами, сокращать коррупцию, детально отчитываться перед налогоплательщиками, докладывая, на что потрачены уплаченные налоги.

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон РФ от 27. 12. 1991 № 2118-1 " Об основах  налоговой системы, в Российской Федерации " (с изм. и доп., вступившими  с 01. 01. 2004) // "Ведомости СНД и  ВС РФ". - 1992.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // "Российская газета" от 6 августа 1998 г.
  3. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами РФ с 1994 г. " // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 52. - ст. 5074
  4. Постановление КС РФ от 4 апреля 1996г. №9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области. Ставропольского края. Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996.
  5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенные) / Под ред. А. В. Брызгалина. - М. : Аналитика-Пресс, 1999.
  6. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь. /Под ред. Толкушина А. В. - М: Юристъ. 2005.
  7. Грачева Е. Ю. Налоговое право. Вопросы и ответы: Учебное пособие. - М. ИНФРА-М 2001..
  8. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие /Под ред. С. Г. Пепеляева. - М. : Инвест Фонд, 2000.
  9. Черник Д. Г. Основы налоговой системы: Учебник /Д. Г. Черник, А. П. Починок, В. П. Морозов. - М., 2006.
  10. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд. - М. ИНФРА-М. 2002.
  11. Аронов А. В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник - 2001.
  12. Бобоев М. Р. О проблемах и перспективах развития налоговой системы Российской Федерации / М. Р. Бобоев, Д. В. Наумчев // Налоговый вестник. - 2001.
  13. Галаганов В. П., Куприян С. В. О применении индивидуальными предпринимателями специальных налоговых режимов // Современное право. - 2003.
  14. Ильин А. В. Российская налоговая система на рубеже ХХ века // Финансы. - 2004.
  15. Ильяков Д. Совершенствование налоговой системы России // ПиЖ. - 2000.
  16. Кашин В. А. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник. - 2002.
  17. Кудрин А. Л. Федеральный бюджет: итоги и задачи // Финансы. - 2003.
  18. Кудрин А. Л. Федеральный бюджет - 2004: новые экономические тенденции // Финансы. - 2004.
  19. Разгулин С. Новая система налогов и сборов // Бизнес-журнал. -2004.
  20. Рашин А. Г. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на современном этапе // Государство и право. - 2002.
  21. Рашин А. Г. Прямые и косвенные налоги как элемент налоговой системы // Государство и право 2003.
  22. Самохвалов А., Куникеев Б. Налоги в России // Свободная мысль. - 2002.
  23. Воронин Ю. Налоговая система России и экономическая политика /http: // www. rau. su/observer/N10-12_96/10-12_12. HTM
  24. Информация к Всероссийскому совещанию налоговых органов Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции "Об итогах работы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам за 2000 год" 13 февраля 2001 // www. nalog. ru
  25. Мищенко В. В. Роль налоговой системы в повышении эффективности функционирования национальной экономики. Сервер электронных публикаций ММЦ АГУ http: // irbis. asu. ru/mmc.
  26. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2004 год и задачах экономической политики Правительства РФ на 2005 год (из пресс-релиза к заседанию Правительства РФ 24 февраля 2005 г). // Сайт Правительства РФ www government ru.

 

 


Информация о работе Налоговая система РФ, особенности ее формирования и развития