Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 11:41, контрольная работа
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.
Введение……………………………………………………………………………………...4
История развития налоговой системы………………………………………………….6
Характеристика налоговых систем развитых стран………………………………….14
Понятие налоговой системы…………………………………………………….14
Содержание основных понятий налогового права…………………………….19
Функции налогов………………………………………………………………...23
Основные виды налогов…………………………………………………………26
Налоговые системы и тенденции их развития в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………………………………………...31
Налоговая система США………………………………………………………..31
Налоговая система Великобритании…………………………………………...35
Налоговая система Германии…………………………………………………...39
Налоговая система Франции……………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………………………………………49
К числу государств, имеющих
высокоцентрализованную финансовую систему,
относится и Германия. Основной чертой
системы налогообложения в этой
стране является закрепленное в Конституции
положение, регулирующее разделение налоговых
доходов между бюджетами
Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.
Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые определяются традиционной ориентацией на масштабное государственное регулирование.
Стимулирующая функция данной
системы налогообложения
Реализация фискальной функции налоговой системы Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица.
Налоги в ФРГ рассматриваются правительством как главное орудие воздействия государства на экономику страны, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества.
Налоги делятся на:
Федеральные налоги не подлежат никакому перераспределению. Они включают поступления в бюджет от обложения продукции потребительского спроса: бензина и другого нефтяного топлива (5,6%), табака (3,1%), вино-водочных изделий (0,8%) и пр. в земельном бюджете налоговые сборы от продажи ряда потребительских товаров (пиво, кофе, сахар и пр.) также играют определенную роль. Но более важным компонентом являются налоги на имущество и транспортные средства.
В общинных сборах решающую роль играют промысловый и поземельный налоги. В отличие от федеральных и земельных, остающихся целиком в бюджетах соответствующих управленческих уровней, общинный промысловый налог частично (около 18%) передается в распоряжение федерации и земли.
Федерация решает вопросы о распределении налогов между землей и федерацией, о доли муниципальных органов в подоходном налоге, о финансовой подсудности и др. Федеральные законы о налогах, часть которых принадлежит землям и муниципалитетам, требуют согласия бундесрата.
К основным налогам относятся подоходный налог, в том числе и в виде налога на заработную плату, промысловый налог, земельный налог, корпоративный налог, налог на имущество, налог на доход с капитала, налог на добавленную стоимость. Сумма перечисленных пяти видов налогов составляет около 92% от общей суммы налогов.
Подоходный налог является
одним из важнейших прямых налогов
в Германии. Подоходным налогом с
физических лиц облагается совокупный
годовой доход, полученный в календарном
году. Им облагается заработная плата
лиц, работающих по найму, доходы лиц
свободных профессий (гонорары), доходы
на капитал, проценты на банковские вклады,
аренда, сдача жилых помещений, индивидуальная
трудовая деятельность и др. В основу
налогообложения положен
Методика расчета этого налога также сложна, как и, например, в США, но количество предусмотренных налоговых льгот и вычетов из налогооблагаемой базы меньше. Кроме подоходного налога, граждане Германии делают социальные отчисления в размере около 7% начислений заработной платы (половина общего объема).
Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% – в бюджет соответствующей земли и 15% – в местный бюджет.
Весь налогооблагаемый доход
для целей налогообложения
Налог на прибыль корпораций является основным налогом, который уплачивают юридические лица. Общая ставка налога составляет 45%. Данный налог предусматривает так называемую систему зачета, которая позволяет учесть интересы акционеров – физических лиц.
Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами.
Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам, но соотношения часто изменяются. Ранее он распределялся так: 60% – в федеральный бюджет, 35% – в земельные бюджеты и 5% – в местные. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям – Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.
В настоящее время в Германии два крупнейших налога – подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет – 28 %. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %.
Налоги в Германии рассматриваются правительством как главное орудие воздействия государства на развитие экономики страны, их место в бюджете очень высоко. В общих доходах бюджета налоги составляют, как правило, около 80%.
Главная цель финансовой политики государства, по мнению секретаря финансов Германии, профессора X. Цитцельсбергером, – это сокращение структурной и конъюнктурной безработицы. Условия инвестирования должны стать вполне конкурентоспособными. Снижение налогов даст существенный экономический и финансово-психологический стимул для немецких и иностранных инвесторов. Определенные реформой долгосрочные ориентиры придадут финансовой политике государства надежность. Одновременно будет создана предпосылка для оживления экономического роста в стране, что может сказаться уже в краткосрочной перспективе. Согласно имеющимся расчетам, налоговые меры позволят ежегодно достигать дополнительного прироста темпов развития примерно на 1%.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ
Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954г. внедрен налог на добавленную стоимость. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления.
Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации регулирующей функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.
Характерные черты налоговой системы Франции:
Для французской системы характерна также жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов.
Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения.
Налоговая система является главным источником поступлений в центральный бюджет, которые составляют более 90% его доходной базы.
Налоговая система Франции
предусматривает следующие
Существует строгое разделение
налогов на поступающие в центральный
бюджет и на местные налоги. Это
связано с политикой
К налогам, идущим в центральный бюджет относятся: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы (кроме обычных продуктов, к акцизам относят: спички, мин. вода, услуги авиатранспорта), налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и другие.
Основные местные налоги6 туристский сбор, налог на семью, налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.
Преобладают два вида местных налогов: налог на предприятие и налоги на семью. Налог на предприятия вносится в виде налога на профессии, а налоги на семью состоят из следующих налогов: налог на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю.
Подоходный налог с физических лиц во Франции обеспечивает около 20% доходов государственного бюджета, а его главной особенностью является то, что фискальную единицу представляет собой не отдельный гражданин, а семья.
На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52%). Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии – от 0 до 56,8% в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Подоходный налог должны уплачивать все проживающие во Франции с доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений.
Существенно более весомым является налогообложение доходов юридических лиц (хозяйствующих субъектов), которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10 до 42%, а наиболее распространенный уровень – 34%) уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда (налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5 – 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%)).
Налогообложение собственности (имущества) во Франции также ориентировано, главным образом, на юридических лиц и включает налог на имущество хозяйствующих субъектов, взимаемый по прогрессивной шкале (до 1,5% стоимости), налог на земельный участок, а также налог на автотранспорт и налог на жилье, который уплачивают и собственники жилья, и арендаторы. В целом этот вид налогообложения формирует менее 10% налоговых доходов государства.
Главным источником государственных
доходов во Франции являются акцизы
и НДС, который обеспечивает 45% всех
налоговых бюджетных