Направления совершенствования финансирования образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.
Нехватка собственных финансовых ресурсов в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на развитии материальной базы и качестве подготовки специалистов, вызывает отток наиболее одаренной части научно-педагогического персонала, снижает уровень социально-экономического развития региона, его конкурентоспособности на мировом рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества
1.2 Правовые основы деятельности учреждений образования
1.3 Источники финансирования системы образования
2. Действующая практика финансирования учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.1 Общая характеристика деятельности и структура расходов учреждений образования Азнакаевского муниципального района РТ
2.2 Порядок финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
2.3 Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне
3. Направления совершенствования финансирования образования
3.1 Основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования
3.2 Направления повышения уровня финансирования деятельности системы образования
3.3 Переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансирование учреждений образования.docx

— 46.85 Кб (Скачать файл)

Суть деятельности ЮНЕСКО – способствование  сближению и взаимному пониманию  народов путем использования  всех средств информации, поощрение  развитию народного образования, сохранение, увеличении и распространении знаний.

Важным шагом в изменении  подхода ЮНЕСКО к проблеме образования  явилась XI сессия Генеральной Конференции ООН 1960 г. утвердившая приоритет просвещения в программах ЮНЕСКО. ЮНЕСКО сотрудничает с рядом международных организаций, работающих в области образования: – Международным бюро просвещения, Международной Ассоциацией университетов, Всемирной Организацией дошкольного воспитания, Международной федерацией детских домов и другими в проведении совместных исследований по вопросам развития и подготовки национальных кадров, организации конференций и совещаний.

В целях объединения усилий государств – членов Совета Европы, защиты прав человека на образование, была принята  Конвенция о защите прав человека и основных свобод. При подписании Конвенции страны Европы договорились о том, что никому не может быть отказано в праве на образование. В статье 4 Конвенции сказано: «Государство при выполнении любых обязанностей, которое оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование, которое  соответствует их религиозным и  философским убеждениям».

Нижеприведенные конвенции Совета Европы предусматривали практически  все ситуации и коллизии, которые  могли возникнуть в сфере академического признания между подписавшими их западно - европейскими странами. Этими документами являются: Конвенция «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы», Всемирная декларация «Об образовании для всех и Региональные рамки действий для стран Европы и Северной Америки»; Европейская конвенция «Об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты» 1953 г.(№ 15); Европейская культурная Конвенция, Европейская конвенция «Об эквивалентности университетских периодов обучения» 1956 г. (№ 21), Европейская конвенция «Об академическом признании университетских квалификаций» (№ 32), Европейское соглашение «О сохранении выплат стипендии студентам, продолжающим обучение за рубежом» 1969 г., Конвенция «О защите архитектурного наследия Европы» 1985, 1992 гг., Конвенция «О признании квалификаций, касающихся высшего образования в Европейском регионе»1997 г.

Основные правила взаимодействия субъектов Российской Федерации  между собой и другими субъектами установлены следующими документами:

- Конституцией Российской Федерации  от 12 декабря 1993г.;

- Гражданским кодексом Российской  Федерации;

- Федеральным Законом Российской  Федерации „Об образовании“;

- другими законодательными и  нормативными актами.

Гражданский кодекс Российской Федерации, будучи главным документом, определяющим основные условия участия организаций  в гражданских (равноправных) отношениях, выделяет ряд особенностей для некоммерческих организаций. Важно отметить, что  Кодекс допускает наличие таких  особенностей у различных видов  учреждений и разрешает, если допустимо  так выразиться, их регулирование  „законодательными и иными нормативными актами“. [6;ст. 120, пункт 3]

Конституционные положения обычно не реализуются непосредственно. Они  конкретизируются в положениях других законодательных актов. В области  образования такая конкретизация  осуществлена принятым 10 июля 1992г. основополагающим для системы образования Законом  Российской Федерации «Об образовании». Принятие Закона было очень важным шагом в становлении правового  пространства, определяющего порядок  функционирования системы образования  в условиях рыночной экономики. Положения  Закона были и остаются предметом  дискуссий и анализа, по результатам  которых в него вносятся изменения  и дополнения. 13января 1996г. Закон  был издан в новой редакции, которая к настоящему времени  также претерпела существенные изменения.

Закон «Об образовании» важен следующими своими положениями:

- в практику были введены  определения образовательного процесса, образовательного учреждения и  ряд других;

- был установлен единый подход  к определению понятия образовательного  учреждения - это юридическое лицо, не коммерческая организация  в форме учреждения (в последней  редакции было сделано дополнение  для того, чтобы образовательную  деятельность могли осуществлять  и иные не коммерческие организации), осуществляющая образовательный  процесс;

- установлены пределы компетенции  по уровням управления образованием  и определен круг функций и  задач, реализуемых в сфере  образования органами власти  и управления на каждом уровне;

- определены экономические отношения  в сфере образования: введено  понятие „не предпринимательской  деятельности“ в сфере образования,  определено содержание экономической  автономии образовательного учреждения, отношения собственности в системе  образования, обозначена необходимость  налоговых льгот для образовательных  учреждений;

- Закон в значительной мере  уравнял государственные и не  государственные образовательные  учреждения в возможностях осуществления  образовательной деятельности, закрепив, правда, и некоторые существенные  отличия: не государственным образовательным  учреждениям в первой редакции  Закона было предоставлено право  получать бюджетное финансирование  при наличии у них государственной  аккредитации, но в дальнейшем  такая возможность была оставлена  только для учреждений, реализующих  программы общего образования  и имеющих государственную аккредитацию;

- государственные и муниципальные  образовательные учреждения получили  право осуществлять приносящую  доходы деятельность, причем не  только в сфере образования  и науки, но и по другим  направлениям [19;168].

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную  отрасль регламентировано серией законодательных  актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить Федеральные законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и  ряд других.

Безусловно, важным фактом явилось  и определение набора государственных гарантий приоритетности сферы образования. Это обстоятельство трудно оценить однозначно:

- с одной стороны, государство  взяло на себя определенные  обязательства по отношению к  сфере образования, что, безусловно, положительно;

- с другой стороны - эти обязательства  стабильно не выполнялись, постоянно  поднимался вопрос об отмене  установленных льгот и обязательств, что порождало социальную напряженность  в системе, и, в итоге, в  большинстве своем эти гарантии  были отменены.

Право ведения приносящей доход деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

- статьей 50 Гражданского кодекса  Российской Федерации: «Некоммерческие  организации могут осуществлять  предпринимательскую деятельность  лишь постольку, поскольку это  служит достижению целей, ради  которых они созданы, и соответствующую  этим целям». Важно, что образовательные  учреждения, будучи некоммерческими  организациями, могут осуществлять  деятельность, приносящую доходы;

- статьей 43 Закона Российской  Федерации «Об образовании»: «Образовательное  учреждение вправе с согласия  собственника использовать закрепленные  за ним финансовые средства  и иные объекты собственности  в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник  получает право на часть дохода  от использования закрепленных  за ним объектов собственности  в размере, определенном договором  между собственником и образовательным  учреждением».

Собственник - это государство, поэтому  было бы логичнее часть дохода перечислять  в бюджет, что, говоря формально, сейчас и делается, но, как всегда, «сплеча». В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам  соответствующих бюджетов. Добавим  сразу, что на эти средства в полном объеме распространяются положения  Бюджетного кодекса, регламентирующие учет и движение бюджетных средств.

Статьей 48 Закона «Об образовании» от 13.01.1996г. образовательным учреждениям  предоставлено право осуществления  платной образовательной деятельности. «Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц». Более того, там же указано, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя.

Указы Президента РФ, среди  которых можно выделить две основные группы [17232]:

а) указы, принятые исключительно  для регулирования отношений  в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 11.07.1991 №1 «О первоочередных мерах по развитию образования  в РСФСР»; от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным  законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.);

б) указы, содержащие отдельные  положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в  указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти» и от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных  органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства  РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», от 18.10.2000 №796 «Об утверждении Положения  о лицензировании образовательной  деятельности», от 05.04.2001 №264 «Об утверждении  Типового положения об образовательном  учреждении высшего профессионального  образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере  образования (постановление Правительства  РФ от 13.09.1994 №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных  правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

1) нормативные правовые  акты Министерства образования  и науки РФ (до 9 марта 2004 года  – Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России  от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения  о порядке проведения практики  студентов образовательных учреждений  высшего профессионального образования»  и т.д.);

2) нормативные правовые  акты иных федеральных органов  исполнительной власти, в том  числе: а) «профильные», т.е.принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации» и др.).

Деятельность государственных  и муниципальных образовательных  учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

- типовыми положениями  об образовательных учреждениях  соответствующих типов и видов,  утверждаемыми Правительством Российской  Федерации. Для негосударственных  образовательных учреждений типовые  положения об образовательных  учреждениях выполняют функции  примерных;

- разрабатываемыми на  их основе уставами этих образовательных  учреждений;

- иными нормативными документами,  устанавливающими порядок решения  конкретных проблем в сфере  образования.

Отдельно следует выделить законодательные и нормативные  акты, не относящиеся прямо к системе  образования, но определяющие условия  функционирования образовательных  учреждений и организаций. К ним  относятся в первую очередь документы  по налоговому регулированию, организации  бюджетного финансирования, бухгалтерскому учету и отчетности и т.д. [17;245].

Информация о работе Направления совершенствования финансирования образования