В 1882 году было решено оставить
лишь один эмиссионный центр. С тех пор
и поныне его функции выполняет Банк Японии.
Остальные государственные банки были
перепрофилированы в обычные (коммерческие)
кредитные институты, встав в один ряд
с параллельно возникшими частными банками
(коммерческими и сберегательными, выросшими
из торгово-ростовщических контор). Подобные
частные структуры были "легализованы"
законом о банках от 1890 года.6 Все эти банки
занимались обычной коммерческой деятельностью,
привлечением свободных средств, выдачей
кредитов и расчетами между предприятиями.
Однако профинансировать модернизацию
и индустриализацию страны в полном объеме,
в силу своего коммерческого характера
и относительно небольшого объема находившихся
в их распоряжении денежных ресурсов,
эти обычные банки были не в состоянии.
К решению задачи подключилось государство,
создав полуправительственные/получастные
кредитные институты, такие, как "Валютный
банк Иокогамы" (для финансирования
внешней торговли, позднее - "Банк Токио"),
"Японский промышленный банк" (для
финансирования долгосрочных проектов)
и т.п. В 1900 году был принят закон о промышленных
кооперативах, который положил начало
созданию специализированных институтов
по поддержке малого бизнеса, таких, как
Центральный банк промышленных кооперативов
(позднее - "Центральный банк сельского
и лесного хозяйства").7 Пика своего
развития эта банковская система достигла
в 1901 году, когда в стране насчитывалось
1867 обычных банков. Среди прочих важных
нововведений необходимо отметить, что
в 1915 году существовавшие с незапамятных
времен специфически японские кооперативы
мудзин, финансировавшие предпринимательскую
деятельность, получили официальный статус
компаний взаимного финансирования малого
бизнеса. В 1917 году были созданы первые
структуры жилищного кредитования.8 Наконец,
после Первой мировой войны возник рынок
онкольных займов (право на получение
кредита на определенных условиях, практикуются
для урегулирования краткосрочных расчетов
между банками).
В ходе кризиса 1927 года начался
процесс разорения маломощных банков.
В 1927 году был принят новый закон о банках,
в котором был впервые оговорен обязательный
для банков минимум капитала. Тем самым
закон побудил банки к слиянию и укрупнению.
В результате этих процессов, к исходу
Второй мировой войны, в стране насчитывалось
всего 64 обычных и 4 сберегательных кредитных
института.9 В ходе самой войны были сделаны
два важных шага по пути универсализации
и консолидации банковского бизнеса -
обычные банки получили права сберегательных,
а межбанковские расчеты стали осуществляться
через Банк Японии.
Отличия формирования банковской
системы Японии.
После окончания Второй мировой
войны в условиях крайне низкой конъюнктуры
и крупного бюджетного дефицита в Японии
началась гиперинфляция. Были предприняты
чрезвычайные меры в области денежного
обращения: блокированы сбережения населения
и банковские ценные бумаги. В области
кредитования начал осуществляться «курс
на развитие производства», в соответствии
с которым были определены приоритетные
направления кредитования, а ссуды в другие
отрасли целенаправленно ограничивались.
В послевоенный период был взят
курс на создание немногочисленных банков,
действующих по всей стране, а также на
образование местных банков по принципу:
«одна префектура -- один банк». Эти два
вида банков должны были осуществлять
финансирование на уровне всей страны
и регионов. Для предотвращения безработицы,
поддержания деятельности средних и мелких
предприятий были созданы кредитная кооперация
и доверительные фонды.
По мере оживления национальной
экономики, а также для стимулирования
экспорта стали создаваться частные финансовые
учреждения по предоставлению кредитов
на длительный срок и специализированные
кредитные банки. В отличие от некоторых
развитых стран, например Франции, в Японии
в послевоенный период основные финансовые
рычаги остались в руках частных банков.10
Однако степень государственного контроля
за их деятельностью оставалась очень
высокой.
Параллельно с частными банками
была воссоздана разветвленная сеть правительственных
институтов. Для кредитования внешней
торговли в 1950г. был основан Экспортный
банк, главной функцией которого на этом
этапе являлось кредитование экспорта
продукции японского судостроения и машиностроения.
Капитал банка принадлежит государству,
а контроль за его деятельностью осуществляет
министерство финансов. В 1951 г. был учрежден
Японский банк развития с передачей ему
средств и функций Банка финансирования
восстановления и Эквивалентного фонда,
действовавшего с 1949 г. для зачисления
выручки от реализации товаров, поступивших
в порядке помощи от США.
Деятельность банка сосредоточена
на льготном (на сроки менее 1 года) кредитовании
отраслей экономики, в выдаче кредитов,
которого не заинтересованы частные банки.
Особенность развития банковской
системы Японии в послевоенный период
-- образование финансово-промышленных
групп.
Во главе каждой из них стоит
крупный частный коммерческий банк, а
вокруг него группируются промышленные
компании. Именно банки несли основную
нагрузку по финансированию бурного индустриального
развития Японии. Внутри групп сформировались
устойчивые связи, основанные на отношениях
партнеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая система это совокупность
финансовых отношений, связанных с товарообменом.
Финансовая система позволяет наиболее
эффективно достичь одной из главных целей,
ради которых создавалось государство
– разделение труда. На современном этапе
выделяют четыре основных составляющих
финансовой системы: государственный
бюджет, местные финансы, финансы государственных
предприятий и специальные правительственные
фонды.
Государственный бюджет –
основное звено финансовой системы в любом
государстве. Устройство бюджетной системы
страны определяется ее государственным
устройством. Бюджетная система России
состоит из трех уровней: федеральный
бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные
бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные
фонды были включены в первый уровень
бюджетной системы.
Финансовая политика играет
важнейшую роль для достижения целей,
поставленных перед государством. Финансовая
политика определяет основные направления
использования финансов. С помощью финансовой
политики реализуется цель повышения
эффективности использования финансовых
ресурсов, достижение более высокого уровня
жизни.
Как показал проведенный в работе анализ
основных параметров действующей в настоящее
время в Российской Федерации финансовой
системы, по своим основным — внешним
— характеристикам она вполне соответствует
общепринятым в экономической науке и
мировой практике представлениям: финансовая
система Российской Федерации — это совокупность
органов и институтов (звеньев), которые
связаны с аккумуляцией, перераспределением
и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств.
Что же касается внутреннего
устройства и основных принципов действия
финансовой системы Российской Федерации,
то они мало изменились со времени господства
командно-административных методов управления
и, как представляется, не полностью соответствуют
задачам эффективной финансовой деятельности
государства в условиях рыночной экономики.
Подтверждением тому могут служить финансовые
кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую
практику государства всевозможных «нетрадиционных»
способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых
отношений с федеральным бюджетом и т.п..
Появление последних, кстати, говорит
о том, что государственная власть, во-первых,
создает неравные условия для конкуренции,
что недопустимо с точки зрения цивилизованного
рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность
действующей системы налогообложения,
кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям
Список использованной
литературы
- Бурцев В.В. Факторы
финансовой безопасности России //
Менеджмент в России и за рубежом. 2001.
№1.
- В России у человека
нет права на достойную жизнь. Интервью
с О. Мироновым // Независимая газета. 2002.
- Ефимов В.А. Российские
ученые предлагают премьер-министру новую
модель развития экономики // Правда. 2002.
19 июня
- Международная научно-практическая
конференция по проблемам финансового
права (бюджет — налоги — банки) // Государство
и право. 1998. № 10. С. 5-14
- Нешитой А.С. О состоянии
экономики и финансов Российской Федерации
// Финансовый менеджмент. 2001. № 4.