Национальный проект России: «Доступное жилье: цели, механизм реализации и источники финансирования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы и является рассмотреть проект «Доступное жилье», его цели, механизм реализации и источники финансирования и провести анализ этого проекта.
Задачи работы:
а). Ознакомиться с проектом
б). Рассмотреть цели, механизм реализации и источники финансирования проекта
в). Провести анализ
г). Выделить мероприятия для улучшения проекта
д). Сформулировать выводы

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3стр
1. Теоретические аспекты рынка жилья
1.1 Характеристика Основных проблем жилищного рынка…………5стр
1.2 Правовое регулирование рынка жилья…………………………...6 стр
2. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России»
2.1 Социально-экономическое развитие России……………………..9 стр
2.2 Характеристика национального проекта………………………..12 стр
2.3 Анализ национального проекта………………………………….17 стр
2.4 Предложения по совершенствованию национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России»…………………...21 стр
Выводы и предложения…………………………………………………….24стр
Список использованных источников………………………………………2

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 43.63 Кб (Скачать файл)

Проведенный анализ состояния  социального и экономического положения России свидетельствует о наличии здесь системного кризиса, продолжающегося  уже 16 лет. На протяжении этого периода происходит сокращение производства. В первый период (1992-2001 гг.) более чем в 2 раза сократился объем валового внутреннего продукта (ВВП), материальные потери более чем в 2 раза превысили потери понесенные страной в период Великой Отечественной войны. (Тогда эти потери были равны одной трети общественного богатства страны).  Людские потери  можно приравнять к потерям на фронтах этой войны.  В период, охватывающий 2001-2007 гг. произошло увеличение ВВП лишь за счет роста экспортных цен на нефть и газ. Реально же только за счет действия экспортного фактора за период 2001-2006 гг. произошло падение объема ВВП на 15%  по сравнению с 2000 годом.  Кризис в экономической базе общества привел к обнищанию основной части населения, ухудшению положения в здравоохранении, народном образовании, культуре. Производство обслуживает в основном паразитические слои населения и это также отрицательно сказывается  на  благосостоянии основной массы народа.

Отсутствие поступательного развития общества в период «демократических» реформ, его деградация свидетельствуют о неспособности российского капитализма  оказывать благотворное влияние на развитие производительных сил общества. Этот вывод относится ко всей  мировой системе капитализма, которая находится в глубоком кризисе, из которого она вряд ли выйдет.

Выход из кризиса возможен только путем перехода страны к системе обновленного социализма. Это означает: изменение ориентации производства с прибыли на показатели удовлетворения потребностей населения, обеспечение господства государственной собственности,  создание хозяйственного механизма способного стимулировать научно-технический прогресс, рост производства, повышение качества продукции.

 

 

 

2.2 Характеристика национального  проекта

Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России») — программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 5 сентября 2005 года на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов. ( Приложение. Схема 1.)

Доступное и комфортное жилье - программа, имеющая первостепенное значение для общества. От того, в каких квартирах мы будем жить, в какие сады и школы будут ходить наши дети, зависит будущее всех последующих поколений. Красивый двор и уютный подъезд - это не только эстетика окружающего пространства, но и основа воспитания.

Цели и механизм реализации проекта

Целью приоритетного национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.

Главным организационно-финансовым механизмом реализации национального проекта является федеральная целевая программа "Жилище", которая является базовым механизмом реализации национального проекта и входящие в ее состав подпрограммы.

Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Важной особенностью новой Программы является ее сбалансированность, стимулирование не только спроса, но и предложения на рынке жилья. Государство не сможет способствовать созданию рынка доступного жилья, занимаясь каждым направлением в отдельности.

Обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, государство рассчитывает уже в течение ближайших пяти лет переломить ситуацию. К 2010 году объемы жилищного строительства должны увеличиться как минимум до 80 млн. кв. м, а ставки по ипотечным кредитам уменьшатся до 8% годовых. При этом каждый третий гражданин страны должен иметь возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств.

Согласно Федеральной программе «Жилище» межведомственная группа осуществляет общую координацию хода реализации программы «Жилище».

В 2006 — 2007 приоритетными являлись четыре направления:

а). увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования;

б). повышение доступности жилья;

в). увеличение объёмов строительства жилья и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

г). выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём установленных категорий граждан.

Конкретными планами по реализации данных направлений стали:

а). улучшение жилищных условий 69,5 тыс. молодым семьям;

б). увеличение объёмов ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (в 2006 году объём выданных ипотечных кредитов составит 108 млрд. руб., в 2007 году - 151 млрд. рублей), а также снижение в 2006 году ставки по ипотечным кредитам до 12% годовых в рублях, а в 2007 году - до 11%;

в). увеличение общего годового объёма ввода жилья в 2006 году на 4,3 млн кв.м. за счёт мероприятий проекта и на 7,8 млн кв. м. за счёт мероприятий проекта в 2007 году; а также увеличение доли частных инвестиций в коммунальном секторе до 20% и снижение износа коммунальной инфраструктуры до 55%.

г). улучшение жилищных условий 76,2 тыс. семьями, включая ветеранов и инвалидов.

В 2007 году Правительство обнаружило дефицит промышленных мощностей для увеличения строительства жилья. По данным Росстата за девять месяцев 2007 года, темпы прироста строительства жилья составили 31 %, а рост производства стройматериалов — 11 %. По оценке «Евроцемент», ежегодный дефицит цемента в России составляет 20 млн тонн.

Объём ипотечного кредитования значительно превзошёл ожидания правительства — в 2006 г. он составил около 263,5 млрд рублей, а в 2007 г. вырос более чем в два раза, до 556,4 млрд рублей. Однако средневзвешенная ставка по рублёвым кредитам в 2007 году также была выше ожидаемой — 12,8% при средневзвешенном сроке кредитования – 16 лет (в валюте - 11% и чуть более 15 лет соответственно).

Годовой объём ввода жилья

а). 2005 — 43,6 млн мІ

б). 2006 — 50,2 млн мІ (рост на 6,6 млн м2 при плане в 4,3 млн мІ)

в). 2007 — 60,9 млн мІ (рост на 10,7 млн м2 при плане в 7,8 млн мІ)

В 2008 году приоритетными являлись три направления:

а). улучшение жилищных условий молодых семей;

б). увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования;

в). увеличение объёмов жилищного строительства.

Конкретными планами по реализации данных направлений стали:

а). предоставление субсидий 50 тыс. молодых семей на приобретение жилья, оплату первоначального взноса при получении или на погашение ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;

б). увеличение объёма ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 600 млрд руб. в 2008 г., увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жильё, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заёмных средств до 25%;

в). увеличение годового объёма ввода жилья в 2008 г. до 72,5 млн мІ.

По данным заместителя Председателя Правительства Александра Жукова в 2008 году на реализацию проекта было выделено 90,5 млрд руб.

Объем ипотечного кредитования вырос до 630 млрд руб., превысив плановый показатель на 5%.

28 февраля 2008 года Президент  РФ переформировал Межведомственную  рабочую группу по приоритетному  национальному проекту «Доступное  и комфортное жилье – гражданам  России» и назначил ее руководителем  министра регионального развития  РФ Дмитрия Козака. Однако через  несколько месяцев в связи  с уходом Дмитрия Козака с  поста министра регионального  развития состав группы снова  пришлось менять, и 30 октября 2008 года  ее руководителем был назначен  новый министр Виктор Басаргин.

К последнему в 2008 году заседанию Совета по национальным проектам были подготовлены программа реализации проекта на 2009 - 2012 год.

Основными направлениями проекта продекларированы:

а). развитие массового жилищного строительства;

б). государственная поддержка спроса на рынке жилья;

в). повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг.

Установленный план ввода жилья на 2009 год - 52 млн мІ, выход на показатели 2008 года ожидается лишь в 2012 году.

Самым затратным мероприятием в 2009 году станет увеличение уставного капитала АИЖК на 200 млрд рублей в рамках поддержки спроса на жилье. Включены в проект расходы на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем увольняемых военнослужащих, работников органов внутренних дел, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, участников Великой Отечественной войны и других льготников. Выделяются деньги на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирых домов. Предусмотрены инвестиции в развитие и модернизацию инфраструктуры (коммунальной, социальной, инженерной).

Источники финансирования проекта

Бюджет приоритетного национального проекта (средства федерального бюджета) на первом этапе (2006–2007 гг.) составлял 134,3 млрд руб., в том числе прямые расходы – 84,7 млрд руб. и государственные гарантии – 49,6 млрд руб.

Впрочем, это не значит, что государство будет платить за все. Основной объем финансирования обеспечат внебюджетные источники. Благодаря государственной поддержке, субсидированию процентных ставок по кредитам и предоставлению государственных гарантий строительным компаниям, банкам и другим предприятиям станет выгоднее работать на рынке жилищного строительства. Они будут нести меньше расходов, снизятся экономические риски и, как следствие, цены на жилье.

2009 году объем финансирования  программ в рамках нацпроекта  «Доступное и комфортное жилье  – гражданам России» составит  более 1 трлн. рублей. Об этом 24 декабря  сообщил министр регионального  развития РФ Виктор Басаргин на заседании Совета по реализации нацпроектов в Кремле.

По его словам, в общей сложности в следующем году на реализацию данного нацпроекта планируется направить более 1 трлн. рублей. Более 320 млрд. рублей будет выделено из федерального бюджета, около 80 млрд. рублей направят бюджеты регионов РФ и местные бюджеты. Свыше 80 млрд. рублей будут выделены из средств фондов ЖКХ и «Строительство». Кроме того, порядка 570 млрд. в нацпроект планируется привлечь за счет частных инвесторов и кредиторов.

На господдержку спроса на рынке жилья планируется направить из федерального бюджета 294,5 млрд. рублей. В том числе 20,8 млрд. рублей пойдет на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны до мая 2010 года, 4,7 млрд. рублей будут выделены на жилье для молодых семей. Кроме того, 200 млрд. рублей планируется вложить в увеличение уставного капитала агентства ипотечного жилищного кредитования.

На повышение качества жилищного фонда РФ планируется потратить 6,1 млрд. рублей в виде субсидий из федерального бюджета на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.

На реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2006-2008 годах из федеральной казны было выделено 191,7 млрд. рублей. Также были предоставлены государственные гарантии в объеме 88 млрд. рублей. За этот период жильем было обеспечено 82 тыс. семей, а 30 тыс. семей стали обладателями государственных жилищных сертификатов. За время реализации нацпроекта годовой объем ввода жилья увеличился более чем на 40 % и составит в 2008 году свыше 60 млн. квадратных метров.

 

2.3 Анализ национального  проекта

В течение последних лет государство предприняло ряд серьезных усилий для развития ипотеки в России. В первую очередь это касается нормативно-правовой базы. Однако еще остаются проблемы в области законодательства, решение которых позволит развиваться рынку доступного жилья и ипотеки в России.

По оценкам экспертов, возможность приобретения жилья сегодня имеют лишь 10% населения, а по некоторым данным, и того меньше — всего 4-5%. Основная часть россиян – почти 100 млн. человек — не имеет возможности единовременно оплатить стоимость квартиры, а кредитования под доступные проценты практически не существует. На Ипотечное кредитование развивается неравномерно, в основном в крупных городах.

Для того чтобы ипотека стала доступной для большинства граждан страны, надо решить ряд вопросов:

1. нужна система привлечения  долгосрочных, недорогих ресурсов;

2. меры, направленные на  повышение уровня платежеспособности  населения, а также четкая и  ясная система поддержки людей. На сегодняшний день нет закона, гарантирующего льготы врачу, учителю, военному, молодой семье, чтобы они  получили льготный процент по  кредиту или сниженный первоначальный  взнос;

3. строительство недорогого  жилья. Нужна развернутая программа, зафиксированная отдельной строкой  в бюджете.

Косвенное отношение к ипотеке имеет закон «О жилищных накопительных кооперативах», который входит в пакет «Доступное жилье». Но как форма долгосрочного кредитования, возникшая стихийно, она должна была рано или поздно обрести законодательную поддержку. С моей точки зрения, закон не совершенен.

Российская академия архитектуры и строительных наук в своей научно-исследовательской работе уделяет значительное внимание основным направлениям жилищного строительства на перспективу в части формирования теоретических основ архитектурной типологии жилища для различных слоев населения с учетом региональных особенностей и места строительства.

Определены основные принципы для дальнейшей разработки параметров и критериев доступности жилья на данный этап экономического развития страны, исходя из потребностей большинства нуждающихся семей для улучшения условий проживания.

Доступность жилья - это приемлемая доля оплаты за приобретение жилья в совокупном доходе семьи, выраженная в процентах, когда влияние на доступность оказывает соотношение стоимости жилья и доходов семьи, т.е. доступность - это умеренная цена, которая не превышает определенную меру оплаты за жилье, не причиняя покупателю ущерба.

Основным показателем доступности, характеризующим состояние рынка жилья, с точки зрения возможности его приобретения гражданам является коэффициент доступности жилья, измеряемый как соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метров к среднему годовому доходу семьи из 3-х человек.

Коэффициент доступности характеризует способность граждан приобретать жилье за счет собственных доходов за определенное число лет, причем, чем выше значение коэффициента доступности, тем ниже доступность жилья.

Информация о работе Национальный проект России: «Доступное жилье: цели, механизм реализации и источники финансирования»