Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:11, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
- анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
Введение
3
1. Сущность и состав неналоговых доходов
4
1.1. Понятие неналоговых доходов и их роль в формировании доходов бюджета
4
1.2. Классификация неналоговых доходов
7
2. Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета
9
2.1. Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета
9
2.2. Анализ структуры доходов от внешнеэкономической деятельности
15
2.3. Анализ структуры доходов от использования имущества
19
3. Обобщение возможных путей пополнения доходов федерального бюджета за счёт неналоговых доходов
23
Заключение
26
Список литературы
28
Приложения
В общей массе доходов от внешнеэкономической деятельности большую долю составляют вывозные таможенные пошлины в 2010 году этот показатель составил 80,2 %, а в 2011 году 80,7 %. В целом по всем статьям наблюдается увеличение показателей, кроме таких статей как вывозные таможенные пошлины на нефть сырую они уменьшились на 2,8 %, вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти на 2 %, и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности снизились на 0,6 %.
Как видно из графика большую часть доходов составляют вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, природный газ и на товары, выработанные из нефти.
Представим табличные данные на рисунке 3.
Рис. 3. Структура поступлений от внешнеэкономической деятельности, %
Поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин на 2011 год на 323 423,2 млн. рублей или на 13,3% больше суммы доходов по уточненной оценке за 2010 год.
Такое увеличение доходов федерального бюджета от взимания вывозных таможенных пошлин обусловлено влиянием следующих факторов:
- повышение средневзвешенных цен на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья и страны СНГ, - на 116 493,7 млн. рублей;
- отмена с 1 января 2011 г. Пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую с Ванкорского месторождения Восточной Сибири (79,01 долларов США за баррель) и переход к взиманию вывозной таможенной пошлины по общеустановленной ставке – на 97 268,3 млн. рублей;
- рост прогнозируемых объемов экспорта газа природного в страны дальнего зарубежья и страны СНГ - на 44 372,4 млн. рублей;
- увеличение прогнозируемых объемов экспорта нефти сырой и товаров, выработанных из нефти, - на 31 044,2 млн. рублей;
- установление ставки вывозной таможенной пошлины на медь и повышение ставки на никель – на 15 356,2 млн. рублей;
- повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю – на 8 668,4 млн. рублей;
- введение нового порядка взимания вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, - на 5 912,5 млн. рублей;
- рост облагаемых объемов экспорта товаров, не относящихся к топливно-энергетической группе ТН ВЭД, - на 4 307,5 млн. рублей [8].
Второе место в доходах от внешнеэкономической деятельности занимают поступления от взимания ввозных таможенных пошлин.
Прогнозируемая сумма доходов от взимания ввозных таможенных пошлин на 2011 год на 96 988,2 млн. рублей или на 18,2% больше суммы доходов федерального бюджета по уточненной оценке за 2010 год. В результате роста облагаемых объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю доходы федерального бюджета увеличатся на 103 219,4 млн. рублей, а снижение средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ с учетом льгот по облагаемому импорту из стран дальнего зарубежья приведет к уменьшению доходов на 6 231,2 млн. рублей [3].
Таким образом, прочие поступления занимают незначительную долю в совокупности доходов от внешнеэкономической деятельности – около 2%.
2.3. Структура доходов от использования имущества
Второе место в общей совокупности неналоговых доходов федерального бюджета составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Рассмотрим их состав и структуру за 2010-2011 гг. (приложение Б).
Представим долю каждого вида поступления в общей совокупности доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в таблице 6.
Таблица 6
Структура доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, %
Источник дохода |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное изменение, % |
2011 г. - 2010 г. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, всего |
100,0 |
100,0 |
- |
В том числе: |
|||
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим российской федерации |
11,2 |
30,9 |
+19,7 |
Доходы от размещения средств федерального бюджета, всего |
31,9 |
32,3 |
+0,4 |
в том числе: |
|||
доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств резервного фонда и фонда национального благосостояния |
3,2 |
14,8 |
+11,6 |
доходы от управления средствами резервного фонда |
40,5 |
17,2 |
-23,3 |
доходы от управления средствами фонда национального благосостояния |
56,3 |
68,0 |
+11,7 |
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета |
1,3 |
2,3 |
+1 |
Проценты по государственным кредитам |
4,9 |
3,4 |
-1,5 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных бюджетных и автономных учреждений) |
1,3 |
1,3 |
- |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений |
0,6 |
0,8 |
+0,2 |
Доходы от перечисления части прибыли центрального банка российской федерации |
46,7 |
23,7 |
-2,3 |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий |
1,6 |
4,5 |
+2,9 |
Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности |
0,5 |
0,7 |
+0,2 |
Сбор за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам российской федерации |
0,1 |
0,1 |
- |
Из полученных данных делаем следующий вывод максимально увеличились за период с 2010 года по 2011 год доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим российской федерации это увеличение составило 19,7 %, максимально снизились доходы от управления средствами резервного фонда уменьшение составило 23,3 %. Самую большую долю в доходах от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности занимают доходы от управления средствами фонда национального благосостояния в 2010 году 56,3%, а в 2011 году 68,0 %.
Представим табличные данные на рисунке 4.
Как видно из рисунка, наибольшие доли составляют такие поступления как: доходы от участия государства в уставном капитале предприятий, доходы от размещения средств федерального бюджета и доходы от перечисления части прибыли Центрального Банка РФ. Рассмотрим каждый источник отдельно.
Рис. 4. Структура поступлений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Поступление доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2011 год прогнозируется в сумме 78 161,0 млн. рублей, что на 33 175,0 млн. рублей или в 1,7 раза больше уточненной оценки 2010 года. Расчет указанных поступлений произведен на основе данных о финансовых результатах работы организаций в 2009 году и роста прибыли организаций в 2010 году на 10,6% (увеличение прибыли в плановом периоде до 11,9%), а также с учетом решений Правительства Российской Федерации о направлении на выплату дивидендов по акциям, находящихся в федеральной собственности, не менее 25% чистой прибыли большинством акционерных обществ [3].
Поступление доходов от размещения средств федерального бюджета в 2011 году снижаются по сравнению с уточненной оценкой за 2010 год на 46 832,5 млн. рублей или на 36,5%, что обусловлено уменьшением поступлений процентов за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в Банке России для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (на 54 701,8 млн. рублей) в связи со значительным снижением объема Резервного фонда на начало 2010 года (1 830 506,6 млн. рублей) по сравнению с объемом на начало 2009 года (4 027 636,5 млн. рублей) [3].
Поступление доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет на 2011 год прогнозируется в сумме 60 000,0 млн. рублей, что на 128 444,4 млн. рублей или в 3,2 раза меньше суммы, перечисленной в 2010 году [3].
Таким образом, снижение указанных поступлений обусловлено, в основном, уменьшением прогнозируемых доходов Банка России от операций по предоставлению ликвидности банкам, в том числе в виде субординированных кредитов, предоставленных Сбербанку России в соответствии с Федеральным законом от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», в связи с досрочным погашением части указанных кредитов и планируемым изменением условий их предоставления при одновременном росте прогнозируемых расходов, связанных с абсорбированием свободной ликвидности кредитных организаций, в том числе с использованием облигаций Банка России.
3. Обобщение возможных путей пополнения доходов федерального бюджета за счет неналоговых доходов
Как известно, одними
из основных источников неналоговых
доходов можно считать
В настоящее время, в целом, следует говорить о низкой эффективности управления государственной собственностью, что является одним из факторов, ограничивающих рост неналоговых доходов федерального бюджета.
Вместе с тем существуют определенные резервы для повышения неналоговых доходов, формирующихся за счет использования государственной собственности. Прежде всего, такое увеличение может быть получено за счет совершенствования управления долей государственной собственности в акционерных компаниях и, соответственно, увеличения объема дивидендов по акциям, принадлежащим государству.
Несмотря на то, что общий объем дивидендов по акциям, принадлежащим государству, за последние годы растет, их доля в структуре неналоговых доходов все еще остается незначительной. В 2010 году они составили всего 44,9 млрд. руб. В соответствии с прогнозом Росимущества доходы федерального бюджета от дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, должны составить в 2011 году 78,7 млрд. руб., а в 2012 году – 83,7 млрд. руб. [10].
Незначительная доля дивидендов объясняется тем, что не все акционерные общества, где есть доля государства, перечисляют дивиденды в бюджет. Так, в 2010 г. В доход федерального бюджета перечисляли дивиденды по акциям только 20% акционерных обществ.
Эти могли быть больше, если бы в России удалось организовать должным образом деятельность института государственных представителей. В настоящее время в акционерных обществах с государственным капиталом государственные служащие занимаются тем, что представляют интересы государства в акционерных компаниях. Поэтому вполне закономерно, что деятельность государственных представителей по управлению государственной собственностью является сегодня неэффективной. Их низкая эффективность обусловлена еще целым рядом причин.
Для повышения эффективности управления государственной собственностью можно также шире привлекать специалистов из коммерческих структур или управляющие компании, с которыми органы исполнительной власти могли бы заключать соответствующие договоры.
Одним из важных направлений увеличения неналоговых доходов федерального бюджета могло бы стать повышение эффективности деятельности государственных предприятий, а значит увеличение части их прибыли, перечисляемой в федеральный бюджет.
Повышение эффективности управления государственными предприятиями, в свою очередь, предполагает:
- ужесточение требований к руководителям госпредприятий;
- повышение роли общих собраний коллектива или советов государственных предприятий;
- оптимизацию состава и структуры государственного сектора экономики;
- более широкое использование новых организационных структур, действующих под контролем государства (холдинги, финансово-промышленные группы).
Неналоговые доходы федерального бюджета могут быть также увеличены за счет более продуманной политики в области доходов от сдачи в аренду федерального имущества и земли.
В 2010 году доходы федерального бюджета от сдачи в аренду федерального имущества составили 2,4 млрд. руб. По прогнозу Росимущества в 2011 году эти доходы несколько уменьшатся и составят 2,1 млрд. руб. В 2012 г. Они будут составлять 2,0 млрд. руб. [10].
Увеличение доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть увеличено за счет:
- повышения стоимости аренды.
- повышения степени контроля за обязательным прохождением арендных платежей через органы федерального казначейства.
- сокращения задолженности по перечислению арендных платежей в федеральный бюджет.
Информация о работе Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры