Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:35, реферат
Другой предпосылкой возникновения финансов является появление государства как субъекта распределительных отношений, выполняющий функцию обороны и другие социально значимые функции, для обеспечения которых необходимы денежные средства.
Для выявления финансов, как самостоятельной категории, необходимо выявить сущностные признаки.
Налоговые доходы составят 84% Федерального
бюджета, неналоговые доходы - 7%, доходы
целевых бюджетных фондов -9%.
Неналоговые доходы складываются из доходов
от внешнеэкономической деятельности,
а также доходов от имущества, находящегося в государственной
собственности: перечисление прибыли
Центрального банка РФ, дивиденды по акциям,
принадлежащим государству, доходы от
сдачи в аренду имущества, находящегося
в государственной собственности, консульский
сбор, доходы от проведения всероссийских
государственных лотерей.
Расходы бюджета Российской Федерации
включают следующие основные группы затрат:
- государственное управление;
- международная деятельность;
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение
безопасности государства;
- Федеральная судебная система;
- фундаментальные исследования;
- промышленность, энергетика, строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- образование;
- культура и искусство;
- средства массовой информации;
- здравоохранение и физическая культура;
- социальная политика;
- обслуживание государственного долга;
- финансовая помощь субъектам
РФ и закрытым административно-
- другие расходы.
Республиканские (бюджеты субъектов федерации)
и местные бюджеты имеют свои источники
средств и направления на расходования.
За республиканскими и местными бюджетами
закреплены второстепенные налоги (в основном
имущественные). В этих бюджетах, по сравнению
с государственным бюджетом, более высокая
доля средств направляется на социальные
нужды.
Таким образом, доходы и расходы бюджетов
республик в составе РФ и местных бюджетов
не повторяют доходов и расходов федерального
бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов
федерации и местные бюджеты получают
необходимые им средства путем субсидий
и кредитов из государственного бюджета
и выпуска местных займов, гарантированных
правительством, а также за счет зачисления
в доходную часть этих бюджетов (на законодательной
основе) определенной доли поступлений
от целого ряда федеральных налогов.
Очевидно, что основной проблемой эффективного
использования принципа фискального федерализма
при формировании финансовой системы государства
является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих
в федеральный бюджет, с одной стороны,
и в региональные и местные бюджеты - с
другой.
Важную роль в структуре централизованных финансов играют внебюджетные
фонды. В странах с развитой рыночной экономикой
наиболее крупными внебюджетными фондами
являются фонды национального страхования,
образуемые за счет страховых взносов
работников предприятий, предпринимателей
и дотаций из государственного бюджета.
Средства этих фондов используются на
выплату пенсий по возрасту, по инвалидности,
в случае потери кормильца, пособий по
временной нетрудоспособности, по безработице.
В рамках финансовой системы России
в настоящее время насчитывается более
30 внебюджетных фондов социального и производственного
назначения. Все внебюджетные фонды имеют
строго целевое назначение: для расширения
социальных услуг населению, стимулирования
развития отсталых отраслей инфраструктуры,
обеспечения дополнительных ресурсов
приоритетных отраслей экономики.
В соответствии с Указом Президента, в
целях усиления контроля за расходованием
государственных финансовых ресурсов в
республиканском бюджете РФ должны быть
консолидированы все государственные
целевые бюджетные фонды, доходы которых
формируются за счет обязательных платежей
фирм, предприятий, учреждений, организаций,
за исключением Пенсионного фонда, Фонда
социального страхования и Фонда обязательного
медицинского страхования с сохранением
целевой направленности консолидируемых
фондов. К этим фондам относятся: Федеральный
дорожный фонд, Фонд развития таможенной
системы РФ, Межведомственный фонд развития
налоговой системы и налоговой службы
РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью,
Федеральный экологический фонд РФ.
Одним из звеньев финансовой системы государства
является государственный кредит. Главная
форма экономических отношений в рамках
государственного кредита - это ситуация,
когда государство выступает как заемщик
средств. Реже оно выступает как кредитор,
предоставляя ссуды юридическим и физическим
лицам. В тех случаях, когда государство
берет на себя ответственность за погашение
займов или выполнение других обязательств,
взятых физическими и юридическими лицами,
оно является гарантом.
Как экономическая категория, государственный
кредит находится на стыке двух видов
денежных отношений: финансов и кредита - и
несет черты как тех, так и других. В качестве
звена финансовой системы он
обслуживает формирование и использование
централизованных денежных фондов государства,
т.е. государственного бюджета и внебюджетных
фондов всех уровней.
Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и
регулирующую. Через фискальную функцию государственного
кредита осуществляется формирование
централизованных денежных фондов государства.
В странах с развитой рыночной экономикой
займы являются основным источником финансирования бюджетного
дефицита.
Размещение новых государственных займов
для погашения задолженности по уже выпущенным
называется «рефинансированием государственного
долга».
Государственные займы классифицируются:
- по субъектам заемных отношений: размещаемые
центральными и местными органами управления;
- в зависимости от места размещения: на
внутренние и внешние;
- в зависимости от обращения на фондовом
рынке: рыночные, которые свободно продаются
и покупаются, и нерыночные, которые не
подлежат обращению на рынке ценных бумаг;
- в зависимости от срока погашения: краткосрочные
(срок обращения до года), среднесрочные
(от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
- по характеру выплачиваемого долга: выигрышные
(на основе лотереи), процентные и с нулевым
купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются
краткосрочные ценные бумаги государства,
они реализуются с дисконтом, т.е. ниже
стоимости, а погашаются по номиналу