Организация безналичных расчетов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ безналичных расчетов в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие безналичных расчетов, принципы их организации и правовую основу в российской Федерации.
2. Проанализировать основные формы безналичных расчетов.
3. Изучить методические аспекты организации безналичных расчетов предприятия

Вложенные файлы: 1 файл

сама работа.docx

— 97.38 Кб (Скачать файл)

Данной форме расчета  присущи три особенности:

  1. данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции;
  2. требования оплачиваются с предварительным акцептом;

Срок предварительного акцепта  составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в  банк. В течение этого времени  покупатель проверяет выполнение поставщиком  условий договора.

Плательщик имеет право  заявить обслуживающему его банку  отказ от акцепта требования в  течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ может быть полным или частичным с указанием  соответствующих мотивов. Основанием для отказа могут быть:

  • отсутствие договора;
  • предъявление бестоварного требования;
  • отсутствие данной формы расчетов в договоре.

Плательщик имеет право  полностью отказаться от акцепта  требования, а банк обязан принять  отказ в случаях:

  • отсутствия договора;
  • отсутствия данной формы расчетов в договоре;
  • предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;
  • предъявления требования за ранее оплаченный товар;
  • несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.

Банки не рассматривают споры  между получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.

  1. данная форма расчета осуществляется через систему инкассо.

Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению  своего клиента – получателя средств  и на основании составленного  им (получателем) расчетного документа  получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика  и зачисляет ее в установленном  порядке на счет получателя[8].

Ответственный исполнитель  банка, принимающий документы на инкассо, обязан проверить:

  1. наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
  2. наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
  3. при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов – дату их отсылки (вручения) плательщику;
  4. соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
  5. правильность составления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком.

Требования, не отвечающие правилам, установленным для предоставления документов в банк, вычеркиваются  из реестра с исправлением его итогов и возвращаются представившему их предприятию.

Расчеты платежными требованиями имеют свои достоинства и недостатки. Эта форма прежде всего устраивает плательщика, так как позволяет ему проверить выполнение поставщиком условий договора в части номенклатуры и качества продукции и заявить мотивированный отказ от оплаты. Основной же недостаток заключается в трудоемкости, связанной с операциями по инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований.

Безналичные расчеты платежными поручениями

Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой  один банк (банк–отправитель) по поручению  клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк–получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Безналичные расчеты платежными требованиями-поручениями

Платежное требование-поручение - расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.

Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной  формы и, вместе с отгрузочными и  другими, предусмотренными договором  документами, направляются непосредственно  плательщику. Первый экземпляр требования-поручения  должен быть оформлен подписями и  оттиском печати получателя средств.

Плательщик, при согласии оплатить требование-поручение, представляет его в обслуживающий банк в 3-х  экземплярах. В реквизите требования-поручения  «Сумма к оплате» должна быть проставлена  цифрами и прописью сумма, акцептованная  плательщиком и подлежащая списанию с его счета.

Требование-поручение принимается  банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка, второй - направляется банку получателя для приложения к выписке из счета получателя, третий - выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.

Срок, в течение которого плательщик обязан представить в  банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется[3].

Эта форма имеет достоинство, выражающееся в упрощении документооборота и сокращение издержек, а также  повышении ответственности за расчеты  поставщика и плательщика. А недостаток выражается в отсутствии гарантии платежа  и возможности замедления оборачиваемости  средств в случае несвоевременной оплаты счетов покупателей.

Безналичные расчеты аккредитивами

Под аккредитивом понимается обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя.[18]

К этой форме расчетов, как  правило, стороны прибегают в  случаях отсутствия у них уверенности, что договор будет выполнен, так  как в прошлом наблюдалась  систематическая задержка платежей.

Аккредитив предназначается  для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара, а безотзывной не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.

По способу обеспечения  платежа различают покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные) аккредитивы.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий  аккредитив, перечисляет собственные  средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего  банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение  этого срока в банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате».

При установлении между банками  покупателя и поставщика корреспондентских  отношений в исполняющем банке  может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему  права списывать всю сумму  аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Открытие аккредитива  производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован[10].

Для открытия аккредитива  приказодатель представляет в банк-эмитент заявление в 4-х экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.

В заявлении на аккредитив должны быть указаны:

  • вид аккредитива;
  • наименование приказодателя;
  • наименование и место нахождения банка-эмитента;
  • наименование бенефициара;
  • наименование и место нахождения банка-бенефициара;
  • сумма аккредитива;
  • номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив;
  • срок действия аккредитива;
  • порядок оплаты документов (по предъявлении, с рассрочкой платежа, допускаются ли частичные выплаты, с акцептом лица, уполномоченного приказодателем, или без акцепта);
  • если условиями аккредитива предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление должно содержать: фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) и образец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт;
  • полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;
  • срок представления документов в банк бенефициара;
  • наименование товара;
  • дата отгрузки товара.

Допускается включение в  заявление об открытии аккредитива  других необходимых условий. Условия  аккредитива должны быть полными  и точными и не содержать излишних подробностей, затрудняющих работу банка.

Ответственный исполнитель  банка проверяет правильность оформления заявления об открытии аккредитива.

Принятый к исполнению аккредитив регистрируется в журнале  с присвоением регистрационного номера, с указанием наименования приказодателя, суммы аккредитива, даты представления заявления, наименование бенефициара и обслуживающего его  банка, срока действия аккредитива.

На всех экземплярах принятого  к исполнению заявления об открытии аккредитива ответственный исполнитель  проставляет регистрационный номер, дату приема, свою подпись, на третьем  и четвертом экземплярах - штамп  банка.

Первый экземпляр заявления  служит основанием для списания средств  со счета плательщика, и после  совершения операции помещается в документы  для банка-эмитента. Второй экземпляр  заявления помещается в картотеку  к внебалансовому счету «Покрытые аккредитивы к оплате» для последующего контроля за соблюдением срока и исполнением условий аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициара для извещения бенефициара об открытии аккредитива в его пользу. Четвертый экземпляр аккредитива возвращается приказодателю в подтверждение приема аккредитива к исполнению[9].

Преимущества данной формы  безналичных расчетов: гарантия платежа  поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками. Недостатки: сложный документооборот; отвлекаются средства от хозяйственного оборота.

Безналичные расчеты чеками

Расчетный чек - это именной  расчетно-денежный документ, составленный на специальном бланке, содержащий письменное поручение чекодателя банку  о перечислении с его счета  определенной суммы на счет получателя-чекодержателя.

Чекодатель - физическое или  юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары и услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает его.

Чекодержатель - юридическое  лицо, являющееся получателем платежа  по чеку.

Чеки используются в расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь как между физическими  и юридическими лицами, так и между  юридическими лицами.

Различают расчеты разовыми чеками и с помощью расчетных  чековых книжек. Расчетная чековая  книжка выдается на год, ее можно пополнять  или переносить на другую чековую  книжку.

Расчетные чеки являются бланками строгой отчетности. Расчетный чек  может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете  физического лица, либо после внесения в банк наличных денежных средств.

Расчеты чеками между юридическими лицами производятся с депонированием средств на отдельном счете (по поручению  покупателя). На депонированную банком по расчетному чеку сумму не может  быть наложен арест, а также обращено взыскание по претензиям к чекодателю.

Информация о работе Организация безналичных расчетов предприятия