Организация стратегического планирования на предприятии (на примере ООО «Северяночка»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что четкая стратегия и процесс её формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды, как с финансовой, так и с чисто психологической стороны. Применение стратегического планирования позволяет с наименьшими затратами достигнуть эффективности в работе. Стратегическое планирование является важнейшим средством достижения главной цели предприятия, поэтому необходимость стратегического планирования в наши дни не вызывает сомнений.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Стратегическое планирование как средство достижения целей предприятия 5
1.2. Этапы стратегического планирования на предприятии 6
1.3. Методы анализа (прогнозирования) в стратегическом планировании: подходы и технологии 11
2. Организация стратегического планирования на предприятии (на примере ООО «Северяночка») 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ внутренний среды предприятия 16
2.3. Анализ внешней среды 22
2.4. Порядок разработки стратегических планов 22
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Стратегическое планирование на предприятии.doc

— 783.50 Кб (Скачать файл)

Нами предложено воплощать стратегию в детальный комплексный план. Годовой стратегический план необходимо объединять с годовым финансовым планом. Их совокупность образует внутрифирменный план, который будет являться инструментом согласования стратегического и оперативного планирования. При стратегическое планирование следует опираться на результаты анализа. 

Наиболее простым и распространенным инструментом стратегического анализа является SWOT- анализ, который, будучи фактически зеркальным отражением состояния дел в компании, помогает ей определять стратегические направления дальнейшего развития. Результаты SWOT- анализа ООО «Северяночка» отображены в приложении.

Их можно использовать следующим образом: проанализировав выделенные факторы, нужно, во-первых, провести оценку степени их влияния на бизнес организации… Во-вторых, факторы нужно проранжировать по убыванию степени их влияния на бизнес. В-третьих, следует попытаться понять, каким образом можно усилить влияние благоприятных факторов внешней среды и избежать угроз, как более эффективно использовать сильные стороны компании и что делать со слабыми.

На основании проведенного  SWOT- анализа проведем оценку выбранных стратегий ООО «Северяночка»:

Конкурентная стратегия:

Преимущества

Недостатки

1.Анализ динамики издержек позволяет выявить резервы;                                    2.Активизация маркетинговой деятельности позволит увеличить объем продаж;

1.Разработка плана размещения  магазинов и его реализация потребует крупных финансовых вложений;                

2.Повышение квалификации  персонала потребует дополнительных издержек


Производственная стратегия:

Преимущества

Недостатки

1.Увеличение сменности магазинов приведет к увеличению объема продаж,  

2.Реконструкция и модернизация основных фондов привлечет покупателей, улучшит условия труда, обеспечит сохранность материальных ценностей

3.Улучшение условий труда

4.Рост рентабельности

5.Снижение физического  и морального износа основных средств

Реконструкция и модернизация основных фондов потребует крупных инвестиций


Финансовая стратегия:

Преимущества

Недостатки

Прозрачность фин. Отчетности и контроль над использованием денежных средств                                                            Ускорение оборачиваемости капитала

Дополнительные затраты


Стратегия управления персоналом:

Преимущества

Недостатки

1.Повышение квалификации персонала повысит производительность труда  2.Улучшение условий труда приведет к улучшению здоровья кадров, снижению простоев

1.Сокращение численности персонала

2.Возможность возникновения производственных конфликтов


Маркетинговая стратегия:

Преимущества

Недостатки

1.Рост товарооборота 

2.Рост рентабельности 

3.Повышение привлекательности

Повышение квалификации персонала, активизация рекламы потребует дополнительных издержек


Стратегия информатизации:

Преимущества

Недостатки

1. Повышение эффективности управления

2.Повышение рентабельности

Дополнительные затраты


По окончании анализа должен разрабатываться комплекс стратегий.

Необходим комплексный подход ко всей системе управления результатами бизнеса, включающий и ключевые показатели эффективности, и планирование, и постановку задач на их основе, и процесс управления, основанный на этих вводных.

 

 

 

 

 

Заключение

Стратегическое планирование представляет собой принимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. Процесс стратегического планирования – это инструмент принятия управленческих решений. Это одно из средств воспроизведения предприятием предпринимательского поведения.

При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии.

 Исследованиями, проведенными  в части организации стратегического планирования на ООО «Северяночка» выявлено следующее:

Предприятие работает прибыльно, его финансовое положение является устойчивым, но имеется высокий финансовый риск зависимости от кредиторов. Оно является ликвидным, то есть платежеспособным: своими активами способно погасить все имеющиеся долговые обязательства. Общество широко использует заемные средства, вовремя погашает свои обязательства по кредитам, имеет хорошую репутацию в деловом мире.

Система управления текущей деятельности ООО «Северяночка» организована в виде бизнес – процессов, т.е. регулярно выполняемых циклических операций.    Итак, реализацию стратегии нужно организовывать путем выделения и решения конкретных стратегических задач, чтобы на них было сконцентрировано внимание, и отделить их от текущей деятельности.    Для решения перечисленных проблем, улучшения показателей деятельности предприятия (прибыли, рентабельности, увеличения объемов продаж, оборачиваемости, эффективности использования персонала и других) автором совместно со специалистами предприятия разработаны следующие рекомендации:

Провести инвентаризацию материальных запасов с целью выявления неликвидных запасов, с низкой оборачиваемостью. За счет снижения цен следует снизить сумму материальных запасов, тем самым высвободив средства для уменьшения кредиторской задолженности.

Чтобы избежать  последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Регулярно проводить анализ финансовой устойчивости предприятия с целью выявления тенденций, принимать меры по повышению устойчивости предприятия; привлекать к выполнению анализа специалистов всех уровней.

Улучшить маркетинговую деятельность предприятия путем активного использования рекламы, анкетирования, изменения структуры товарооборота в пользу товаров, имеющих наибольшую доходную ставку – увеличения доли промышленных товаров ежедневного спроса. Чтобы избежать невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Провести модернизацию оборудования, включить в стратегический план строительство магазина по торговле промышленными товарами.

Привлекать к грузоперевозкам частных предпринимателей, предоставляющих более дешевые транспортные услуги. При заключении договоров на перевозку грузов использовать наиболее выгодный договорной тариф.

Разработать эффективную комбинированную систему оплаты труда.

Повышение уровня квалификации персонала на курсах переподготовки, дополнительного профессионального образования, на семинарах, тематических совещания.

Активнее изучать положительный опыт торговых предприятий в России и за рубежом при помощи специальной литературы, публикаций в периодической печати по специальности; использовать его в работе ООО «Северяночка».

Организовать стратегическое планирование на основе SWOT- анализа, выявляя слабые и сильные стороны предприятия, возможности и угрозы внешней среды, разрабатывать детальный комплексный план по совершенствованию деятельности.

 

 

Список литературы

  1. Алпатова Н. Куда идем, чего хотим? / Управление корпорацией. – 2006. -  № 4. – с.45-48.
  2. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  3. Вахтеров С. Управление эффективностью / Управление  корпорацией. – 2005. - №12.- с.35-38.
  4. Годовая бухгалтерская и статистическая отчетность ООО «Северяночка» (форма №1, 2, 3, 5, 5-з, 1-предприятие, 4-П) за 2004-2008 гг.
  5. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 285с.
  6. Жиделева В.В. Среда бизнеса: Учебное пособие. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2003.
  7. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – 2-е изд. – М.: Издательство: Новое знание, 2004. – 640 с.
  8. Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации / Управление корпорацией. - 2006.-  №2, №3, №4.
  9. Малых В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. – М.: Экзамен, 2000. – 192с.
  10. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело , 2004 - 702 с.
  11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 272с.
  12. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г.Лапусты. – 5-е изд, пераб. и допол. – М,: ИНФРА-М, 2003/ – 750 с.
  13. Стратегическое планирование: Учебник / под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2006. – 440с.
  14. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006 - 669 с.
  15. Устав ООО «Северяночка».
  16. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов/ Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2004. - 447с.
  17. Чавкин А.М. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике. – М.: Финансы и статистика – 2004. - 320 с.
  18. Экономика: Учебник / под. ред. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2007. – 896с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Основные показатели, комплексно характеризующие хозяйственную деятельность ООО "Северяночка"

Наименование показателей

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2008г. / 2007г. в %

Товарооборот

16579

25884

39898

44 747

50071

111,90

Прибыль (+) или убыток (-) по балансу, тыс. руб.

505

629

165

462

335

72,51

Прибыль (+) или убыток (-) от реализации , тыс. руб.

505

629

298

390,0

524

134,36

Рентабельность как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, %

29,97

28,62

11,22

9,85

6,85

69,54

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, тыс. руб.

1685

2198

2656

3957

4887

123,50

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

175

286

486

762

552

72,44

Товарооборот на 1 руб. среднегодовой стоимости  основных фондов, руб.

94,74

90,5

82,09

58,72

90,71

154,48

Среднесписочная численность  персонала по основной деятельности , чел.

30

66

73

67

67

100,00

Фонд заработной платы персонала по основной деятельности, тыс. руб.

645,7

1311

2066

1787

1917

107,27

В том числе премии, единовременные поощрения, начисленные из фонда материального поощрения работникам основной деятельности, тыс. руб.

0

28,9

37,2

33,1

185,0

558,91

Среднегодовой товарооборот по предприятию на одного работника персонала по основной деятельности, руб.

552,63

392,18

546,55

667,87

747,33

111,90

Коммерческие расходы, тыс.руб.

2718

4819

8812

9825

11324,00

115,26

Затраты на 1р. Товарооборота

0,164

0,186

0,221

0,220

0,23

104,75

Наличие собственных и приравненных к ним оборотных средств на конец года по балансу, тыс. руб.

693

699

1345

1621

1732,00

106,85

Величина заемных средств

3015

1289

3487

3 811

4623

121,31

Величина собственных оборотных средств

-9

223

600

1 021

1322

129,48

Соотношение собств.средств/заемн.средств

0,23

0,54

0,38

0,4

0,37

92,50

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                

 

 

 

Матрица СВОТ – анализа.

 

 

Сильные стороны:                   1.Большой опыт работы                                  2. Эффективная система розничной торговли                            3. Устойчивое финансовое положение                                                 4. Квалифицированный персонал, низкая текучесть кадров                                                               5. Обеспеченность товарными запасами

Слабые стороны:                     1. слабое информационное обеспечение                             2. износ основных фондов    

3. Зависимость от кредиторов                                4. Низкая производительность              

5. Потери при транспортировке и хранении

Возможности:                   1.Большое предложение рабочей силы                                                      2. Упрощенное налогообложение               3. Прочные позиции на рынке                                                        4. Доступность кредитов, оборотных средств                                     5. хорошая репутация в деловом мире

SO- стратегия                       1. Реконструкция и модернизация основных фондов                                          2. Привлечение инвестиций    

3.Удовлетворение потребностей потребителей                                            4. Улучшение условий труда                                  5. Увеличение доли рынка

WO- стратегия                                 1. Своевременный ремонт и приобретение новой техники   

2. Повышение качества товаров                                         3. Стратегия управления персоналом  (мотивация)             

4. Эффективное использование маркетинга (реклама, ценовая политика)                                    5. Эффективное использование капитала                                                          

Угрозы:                                                 1.рост затрат на внедрение прогрессивных технологий                                               2. Низкая покупательская способность                                           3. Рост числа конкурентов                                   4. Проблемы с доставкой грузов                                          5. Ужесточение требований административных органов

ST- стратегия                                       1. Предоставление инвесторам гарантий                                                 2. Активное участие в конкуренции                                          3. Добиться снижения непроизводительных потерь                                 4. Привлечь дополнительно покупателей расширением ассортимента товаров                               5. Увеличить оборачиваемость оборотных средств

WT- стратегия                                1. Автоматизация управления организацией и замена изношенных основных фондов                         2. Внедрение прогрессивных методов обслуживания                           3. Выбор наиболее выгодных территорий для размещения магазинов                  

4. Создание системы доставки  грузов без потерь      

5. Повышение квалификации персонала

Информация о работе Организация стратегического планирования на предприятии (на примере ООО «Северяночка»)