Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:12, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что четкая стратегия и процесс её формулировки (стратегическое планирование) приносит выгоды, как с финансовой, так и с чисто психологической стороны. Применение стратегического планирования позволяет с наименьшими затратами достигнуть эффективности в работе. Стратегическое планирование является важнейшим средством достижения главной цели предприятия, поэтому необходимость стратегического планирования в наши дни не вызывает сомнений.
Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Стратегическое планирование как средство достижения целей предприятия 5
1.2. Этапы стратегического планирования на предприятии 6
1.3. Методы анализа (прогнозирования) в стратегическом планировании: подходы и технологии 11
2. Организация стратегического планирования на предприятии (на примере ООО «Северяночка») 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ внутренний среды предприятия 16
2.3. Анализ внешней среды 22
2.4. Порядок разработки стратегических планов 22
Заключение 27
Список литературы 29
Нами предложено воплощать стратегию в детальный комплексный план. Годовой стратегический план необходимо объединять с годовым финансовым планом. Их совокупность образует внутрифирменный план, который будет являться инструментом согласования стратегического и оперативного планирования. При стратегическое планирование следует опираться на результаты анализа.
Наиболее простым и распространенным инструментом стратегического анализа является SWOT- анализ, который, будучи фактически зеркальным отражением состояния дел в компании, помогает ей определять стратегические направления дальнейшего развития. Результаты SWOT- анализа ООО «Северяночка» отображены в приложении.
Их можно использовать следующим образом: проанализировав выделенные факторы, нужно, во-первых, провести оценку степени их влияния на бизнес организации… Во-вторых, факторы нужно проранжировать по убыванию степени их влияния на бизнес. В-третьих, следует попытаться понять, каким образом можно усилить влияние благоприятных факторов внешней среды и избежать угроз, как более эффективно использовать сильные стороны компании и что делать со слабыми.
На основании проведенного SWOT- анализа проведем оценку выбранных стратегий ООО «Северяночка»:
Конкурентная стратегия:
Преимущества |
Недостатки |
1.Анализ динамики издержек позволяет выявить
резервы; |
1.Разработка плана размещения магазинов и его реализация потребует крупных финансовых вложений; 2.Повышение квалификации персонала потребует дополнительных издержек |
Производственная стратегия:
Преимущества |
Недостатки |
1.Увеличение сменности магазин 2.Реконструкция и модернизация основных фондов привлечет покупателей, улучшит условия труда, обеспечит сохранность материальных ценностей 3.Улучшение условий труда 4.Рост рентабельности 5.Снижение физического и морального износа основных средств |
Реконструкция и модернизация основных фондов потребует крупных инвестиций |
Финансовая стратегия:
Преимущества |
Недостатки |
Прозрачность фин. Отчетности и контроль над использованием денежных
средств |
Дополнительные затраты |
Стратегия управления персоналом:
Преимущества |
Недостатки |
1.Повышение квалификации персо |
1.Сокращение численности персо 2.Возможность возникновения производственных конфликтов |
Маркетинговая стратегия:
Преимущества |
Недостатки |
1.Рост товарооборота 2.Рост рентабельности 3.Повышение привлекательности |
Повышение квалификации персонала, активизация рекламы потребует дополнительных издержек |
Стратегия информатизации:
Преимущества |
Недостатки |
1. Повышение эффективности управления 2.Повышение рентабельности |
Дополнительные затраты |
По окончании анализа должен разрабатываться комплекс стратегий.
Необходим комплексный подход ко всей системе управления результатами бизнеса, включающий и ключевые показатели эффективности, и планирование, и постановку задач на их основе, и процесс управления, основанный на этих вводных.
Стратегическое планирование представляет собой принимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. Процесс стратегического планирования – это инструмент принятия управленческих решений. Это одно из средств воспроизведения предприятием предпринимательского поведения.
При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии.
Исследованиями, проведенными
в части организации стратегиче
Предприятие работает прибыльно, его финансовое положение является устойчивым, но имеется высокий финансовый риск зависимости от кредиторов. Оно является ликвидным, то есть платежеспособным: своими активами способно погасить все имеющиеся долговые обязательства. Общество широко использует заемные средства, вовремя погашает свои обязательства по кредитам, имеет хорошую репутацию в деловом мире.
Система управления текущей деятельности ООО «Северяночка» организована в виде бизнес – процессов, т.е. регулярно выполняемых циклических операций. Итак, реализацию стратегии нужно организовывать путем выделения и решения конкретных стратегических задач, чтобы на них было сконцентрировано внимание, и отделить их от текущей деятельности. Для решения перечисленных проблем, улучшения показателей деятельности предприятия (прибыли, рентабельности, увеличения объемов продаж, оборачиваемости, эффективности использования персонала и других) автором совместно со специалистами предприятия разработаны следующие рекомендации:
Провести инвентаризацию материальных запасов с целью выявления неликвидных запасов, с низкой оборачиваемостью. За счет снижения цен следует снизить сумму материальных запасов, тем самым высвободив средства для уменьшения кредиторской задолженности.
Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Регулярно проводить анализ финансовой устойчивости предприятия с целью выявления тенденций, принимать меры по повышению устойчивости предприятия; привлекать к выполнению анализа специалистов всех уровней.
Улучшить маркетинговую деятельность предприятия путем активного использования рекламы, анкетирования, изменения структуры товарооборота в пользу товаров, имеющих наибольшую доходную ставку – увеличения доли промышленных товаров ежедневного спроса. Чтобы избежать невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Провести модернизацию оборудования, включить в стратегический план строительство магазина по торговле промышленными товарами.
Привлекать к грузоперевозкам частных предпринимателей, предоставляющих более дешевые транспортные услуги. При заключении договоров на перевозку грузов использовать наиболее выгодный договорной тариф.
Разработать эффективную комбинированную систему оплаты труда.
Повышение уровня квалификации персонала на курсах переподготовки, дополнительного профессионального образования, на семинарах, тематических совещания.
Активнее изучать положительный опыт торговых предприятий в России и за рубежом при помощи специальной литературы, публикаций в периодической печати по специальности; использовать его в работе ООО «Северяночка».
Организовать стратегическое планирование на основе SWOT- анализа, выявляя слабые и сильные стороны предприятия, возможности и угрозы внешней среды, разрабатывать детальный комплексный план по совершенствованию деятельности.
Список литературы
Приложения
Основные показатели, комплексно характеризующие хозяйственную деятельность ООО "Северяночка"
Наименование показателей |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2008г. / 2007г. в % |
Товарооборот |
16579 |
25884 |
39898 |
44 747 |
50071 |
111,90 |
Прибыль (+) или убыток (-) по балансу, тыс. руб. |
505 |
629 |
165 |
462 |
335 |
72,51 |
Прибыль (+) или убыток (-) от реализации , тыс. руб. |
505 |
629 |
298 |
390,0 |
524 |
134,36 |
Рентабельность как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, % |
29,97 |
28,62 |
11,22 |
9,85 |
6,85 |
69,54 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, тыс. руб. |
1685 |
2198 |
2656 |
3957 |
4887 |
123,50 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
175 |
286 |
486 |
762 |
552 |
72,44 |
Товарооборот на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов, руб. |
94,74 |
90,5 |
82,09 |
58,72 |
90,71 |
154,48 |
Среднесписочная численность персонала по основной деятельности , чел. |
30 |
66 |
73 |
67 |
67 |
100,00 |
Фонд заработной платы персонала по основной деятельности, тыс. руб. |
645,7 |
1311 |
2066 |
1787 |
1917 |
107,27 |
В том числе премии, единовременные поощрения, начисленные из фонда материального поощрения работникам основной деятельности, тыс. руб. |
0 |
28,9 |
37,2 |
33,1 |
185,0 |
558,91 |
Среднегодовой товарооборот по предприятию на одного работника персонала по основной деятельности, руб. |
552,63 |
392,18 |
546,55 |
667,87 |
747,33 |
111,90 |
Коммерческие расходы, тыс.руб. |
2718 |
4819 |
8812 |
9825 |
11324,00 |
115,26 |
Затраты на 1р. Товарооборота |
0,164 |
0,186 |
0,221 |
0,220 |
0,23 |
104,75 |
Наличие собственных и приравненных к ним оборотных средств на конец года по балансу, тыс. руб. |
693 |
699 |
1345 |
1621 |
1732,00 |
106,85 |
Величина заемных средств |
3015 |
1289 |
3487 |
3 811 |
4623 |
121,31 |
Величина собственных оборотных средств |
-9 |
223 |
600 |
1 021 |
1322 |
129,48 |
Соотношение собств.средств/заемн.средств |
0,23 |
0,54 |
0,38 |
0,4 |
0,37 |
92,50 |
Матрица СВОТ – анализа.
Сильные стороны:
1.Большой опыт работы |
Слабые стороны:
1. слабое информационное обеспечение 3. Зависимость от кредиторов 5. Потери при транспортировке и хранении | |
Возможности:
1.Большое предложение рабочей силы |
SO- стратегия 3.Удовлетворение потребностей потребителей |
WO- стратегия 2. Повышение качества товаров 4. Эффективное использование маркетинга (реклама, ценовая
политика) |
Угрозы: |
ST- стратегия |
WT- стратегия 4. Создание системы доставки грузов без потерь 5. Повышение квалификации персонала |