Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:01, реферат
Страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка — необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств.
1. Общая характеристика страхового рынка.
Общая структура страхового рынка.
2. Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка.
3. Страховые компании как часть экономической системы.
4. Содержание и функции государственного страхового надзора.
5. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности.
Заключение.
Список литературы.
4. Содержание и функции государственного страхового надзора.
Деятельность страховщика коренным образом отличается о деятельности других хозяйствующих субъектов, так как на целена, на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными не предвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Как уже сказано выше, его величина зависит от ряда факторов (степени вероятности страхового случая, интенсивности вредоносного воз действия разрушительных сил природы, стоимости имущества принятого на страхование, и т.д.). Реализация риска, выражения в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер — крупные потери материальных ресурсов и многочисленные человеческие жертвы. Это связано с ростом величины и масштабов риска в эпоху научно-технической революции, усложнением хозяйственных связей, ростом объемов поступления страховых премий и инвестиций временно свободных ресурсов страхового фонда. Значение функционирующего страховщика в этих условиях существенно возрастает.
Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его
деятельности
требует организации
Страховой
рынок как часть финансово-
государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора; государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования.
Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна
предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых
обеспечивается надежная защита страхователей.
1.Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением
договоров страхования, — главная функция. Регистрацию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Западная практика обычно требует представить рекомендательное письмо от какого-либо известного лица в финансово-кредитной сфере. Не получив официального признания, страховое общество не может функционировать.
Органом государственного страхового надзора акт регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.
2.Обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проект, содержащий полную правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности (публичная отчетность).
Чтобы
не допускать ограничения
3.Поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового
надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении) тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или пере дать дело в суд. Орган государственного страхового надзора на делен многими полномочиями по проверке оперативна финансовой деятельности страховщиков.
5. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности.
Порядок лицензирования страховой деятельности. Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ. На Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ также возложены разработка соответствующих методических и нормативных документов, обобщение практики применения страховой законодательства, разработка предложений по его применении защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам. Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.
При обращении
страховой организации в
получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств договорам страхования (не менее 150—250 млн. руб.). Для получения лицензии страховщик, прошедший регистрацию, должен представить следующие документы:
- программу развития страховых операций на три года, включающую виды и
объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;
- правила или условия страхования по видам операций; справки банков
или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;
- статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.
Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.
В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.
Для осуществления возложенных задач Департамент страхового надзора имеет право:
• проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;
• получать
от страховых организаций
информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;
• осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях
необходимыми
резервами для обеспечения
страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;
• контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности Департамент страхового надзора имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования.
Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками нарушения, Департамент страхового надзора имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном прекращении деятельности страховой организации.
Налогообложение страховой деятельности. Состав налогов, оплачиваемых страховой компанией в государственный бюджет, определяется Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (1991 г.) с последующими дополнениями и изменениями. В соответствии с этим законом страховые компании, которые действуют в Российской Федерации, уплачивают федеральные, республиканские и местные налоги.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы
на отдельные виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на прибыль (доход); подоходный налог с физических лиц; налоги, перечисленные в дорожные фонды, гербовый сбор.
Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
К республиканским налогам (в том числе краев, областей, округов и т.п.) относятся: налог на имущество; сбор на нужды образовательных учреждений; сбор за регистрацию предприятия (страхового учреждения).
Эти налоги
устанавливаются
законами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев и областей.
К местным налогам относятся: земельный налог; целевые сборы; налог на рекламу; налог на продажу автомобилей; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Некоторые из местных налогов, например, земельный налог, устанавливаются законом Российской Федерации, однако подавляющее большинство этих налогов устанавливается городскими и районными органами государственной власти.
Следует иметь в виду, что страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Исходя из этого страховые взносы, уплачиваемые страховой компании со стороны страхователя и цедента, а также другие виды страховых платежей, в том числе комиссионное вознаграждение страховым агентам и брокерам НДС не облагаются.
По прочим операциям страховой компании (например, приобретению основных средств) ставка НДС в настоящее время установлена на уровне 20%. Отдельные импортные товары, ввозимые на территорию РФ, облагаются акцизами по ставкам, утверждаемым Правительством РФ. Например на легковые автомобили с объемом двигателя не более 1500 куб. см, ввозимые в РФ для нужд страховой компании, установлена ставка акциза 10%, но не менее 0,425 ЭКЮ/куб.см объема двигателя.[1]
Страховые компании обязаны 50% своей валютной выручки продавать на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки по рыночному курсу в рублях. После выполнения требований по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем рынке РФ оставшаяся часть зачисляется страховой компанией на текущий валютный счет и может использоваться в соответствии с действующим законодательством.
Для всех страховых компаний в РФ установлен налог на прибыль. Объектом
налогообложения является валовая прибыль страховщика. В настоящее время установлены следующие ставки налога на прибыль — 13% в федеральный бюджет и 30% — в местный бюджет.
Подоходный налог с физических лиц. Объектом обложения является совокупный доход, полученный работником страховой компании в текущем календарном году. Ставка подоходного налога зависит от размера совокупного годового дохода страхового работника. В основном применяется ставка налога 12%.
В отдельных случаях подоходным налогом в РФ могут облагаться страховые
выплаты.
В случае эмиссии ценных бумаг со стороны страховой компании уплачивается налог на операции по ценным бумагам. Объектом налогообложения является номинальная стоимость выпуска Ценных бумаг, объявленная эмитентом (т.е. страховой компанией). Не облагаются этим налогом операции с ценными бумагами, если страховая компания осуществляет первичную эмиссию Ценных бумаг, а также в некоторых других случаях. Сумма на-•tora на операции с ценными бумагами уплачивается эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию Миссии и перечисляется в федеральный бюджет.