Организация финансового контроля, его виды, формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Для успешного решения задач, стоящих перед финансовым контролем, необходима его научная организация. Финансовый контроль разнообразен и нуждается в систематизации. В зависимости от органов, его осуществляющих, финансовый контроль подразделяется на виды:
государственный:
а) общегосударственный (вневедомственный);
б) ведомственный;

Содержание

Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Государственный финансовый контроль: содержание, задачи, субъекты. Эффективность государственного финансового
контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, их источники, принципы организации финансов в разных сферах
деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Вложенные файлы: 1 файл

вопр 15.docx

— 41.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Государственный финансовый контроль: содержание, задачи, субъекты. Эффективность государственного финансового контроля.

Одной из функций управления любого экономического субъекта является финансовый контроль, который подразумевает  обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования  финансовых ресурсов. Особое место  в системе финансового контроля занимает государственный финансовый контроль. Он распространяетсяна сферу  формирования доходной части бюджета  и на сферу расходования средств  государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и  эффективным использованием средств  государственного бюджета и государственной  собственности. В этой связи государственный  финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные  средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.). Кроме  того, государство должно следить  и за финансовой, кредитной и эмиссионной  деятельностью государственного банка.

Говоря о сущности и  месте государственного финансового  контроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его осуществления  приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ  и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих  субъектов. И на этом уровне государственный  финансовый контроль приобретает черты  финансово-хозяйственного контроля, т.е. он распространяется не только на чисто  финансовую деятельность, но в определенных случаях и на хозяйственную с  тем, чтобы определить правильность исчисления налогов, эффективность производства и эффективность использования бюджетных средств.

Целью государственного финансового  контроля является обеспечение законности и эффективности использования  государственных бюджетных и  внебюджетных финансовых средств и  государственной собственности.

В соответствии с этим основными  его задачами являются:

  1. проверка сохранности эффективности и целевого использования бюджетных средств бюджетополучателями;
  2. экспертиза проектов государственных целевых программ и контроль за их исполнением;
  3. предоставление органам государственной власти информации о результатах проведенного контроля;
  4. обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и доходов от их использования;
  5. проверка своевременности и полноты образования целевых фондов.

Объектом финансового  контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Субъектами государственного финансового  контроля являются государственные  органы и структуры, предприятия  с государственным участием, организации  полностью или частично финансируемые  из бюджета, организации и предприниматели  в части уплаты налогов в бюджет.

Эффективность финансового контроля — сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными  критериями и показателями.

Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления  результатов намеченным целям, степень  приближения результата к цели с  одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.). С учетом этого положения критерием  эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

В широком смысле такими целями для  государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части  федерального бюджета и экономия средств в его расходной части.

Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий финансового  контроля, — это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под  влиянием контроля в управленческой деятельности.

Однако результаты финансового  контроля будут неточными, если не учитывать  сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих  в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при  выезде на место и т. п. Затраты  на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи  одним из критериев эффективности  финансового контроля является его  экономичность.

Критерий действенности финансового  контроля отражает то положительное  влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество.

Показатели, отражающие степень воздействия  финансового контроля на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные.

Структура эффективности финансового  контроля состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового  контроля.

Макроэффективность - это сумма  эффектов, полученных от проведения финансового  контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

  • социальный эффект;
  • организационный эффект;
  • экономический эффект.

Социальный эффект финансового  контроля проявляется в том, что  по его результатам применяются  меры к лицам, допустившим нарушение  финансового законодательства, включая  их увольнение и привлечение к  уголовной ответственности. Кроме  того, финансовый контроль за исполнением  бюджета не позволяет отвлекать  средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.

Организационный эффект заключается  в том, что по итогам контрольных  мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и  реализуются меры по улучшению структуры  федеральной исполнительной власти, в результате повышается управляемость  в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые  для экономики, повышается оперативность  управления.

Экономический эффект достигается  в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных  и внебюджетных средств, повышения  рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, их источники, принципы организации финансов в разных сферах деятельности.

Финансы хозяйствующих субъектов  имеют сущность и внешние формы  проявления. Под сущностью понимается внутреннее содержание финансов, которое  определяет их как особую стоимостную  категорию - финансовую. Сущность и  формы проявления финансов взаимосвязаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому, быстрому изменению, чем их сущность.

Важным признаком классификации  предприятий, организаций, учреждений является принадлежность к определенной форме собственности:

  1. Государственная.
  2. Частная.
  3. Общественных организаций.
  4. Иностранных субъектов.
  5. Смешанная.

Законодательством РК гарантируется  равенство всех форм собственности  и равная защита прав субъектов собственности.

Организация финансов хозяйствующих  субъектов строится на принципах  хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной ответственности, заинтересованности в результатах  деятельности, формирования финансовых резервов.

1.Принцип  хозяйственной самостоятельности предполагает, что организация независимо от организационно-правовой формы самостоятельно определят свою хозяйственную деятельность, направления вложений денежных средств в целях получения прибыли.

В условиях рыночных отношений  государство не вмешивается в  хозяйственно-финансовую деятельность организаций. Главный субъект принятия важнейших финансовых решений - собственник организации.

Однако хозяйственная  самостоятельность не означает вседозволенность. Государство осуществляет жесткую  регламентацию финансовой деятельности.

2.Принцип  самофинансирования означает полную окупаемость затрат на текущую хозяйственную деятельность и инвестиции за счет собственных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Обеспечение самофинансирования - непременное условие жизнеспособности организации. В условиях рыночных отношений убыточность недопустима, самоокупаемость недостаточна, требуется прибыльная работа. Отдельные организации, которые по объективным причинам не могут обеспечить рентабельную деятельность, но выпускают общественно необходимую продукцию, получают ассигнования из бюджетов разных уровней и на разных условиях. Однако это редкое исключение из общего правила работы на принципе самофинансирования. Финансы организаций имеют четкую целевую ориентацию на прибыльную предпринимательскую деятельность.

3.Принцип  материальной ответственности означает четкую систему ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Для занятия определенными видами деятельности требуется государственная лицензия, отсутствие которой наказывается штрафом. За нарушения договорных обязательств, расчетной дисциплины, налогового законодательства организации уплачивают штрафы, пени, неустойки. В случае неэффективной деятельности организация может быть признана в судебном порядке несостоятельной (банкротом). К руководителям и отдельным работникам организаций могут быть применены различные виды наказаний (штрафы, лишения премий, административные взыскания вплоть до увольнений с работы) за нарушения установленных законодательством правил работы организаций, трудовой и производственной дисциплины.

4.Принцип  заинтересованности в результатах  деятельности определяется основной целью хозяйственной деятельности - получением предпринимательского дохода. В результатах деятельности организации должны быть заинтересованы как собственники организации, ее работники и государство.

5.Принцип  формирования финансовых резервов связан с рисковым характером предпринимательской деятельности вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия многочисленных рисков ложатся непосредственно на хозяйствующие субъекты. Финансовые резервы создаются из чистой прибыли организации.

Указанные выше принципы наиболее часто встречаются в отечественной  литературе. Зарубежные авторы приводят другой состав принципов организации  финансов:

  1. плановость;
  2. соотнесение сроков поступления средств и сроков платежей;
  3. взаимозависимости финансовых показателей и изменений действующего законодательства, которое регулирует предпринимательскую деятельность, налогообложение, бухгалтерский учет и отчетность;
  4. маневрирования и оптимизации объемов и затрат;
  5. минимизации финансовых;
  6. рациональности вложения капитала;
  7. финансовой устойчивости.

Возможно, различия в принципах  связаны с разными взглядами  на организацию финансов – у нас  государством, за рубежом – самой  организацией.

В составе инфраструктурных подразделений, обеспечивающих деятельность хозяйствующего субъекта, важнейшую  роль играют секторы финансового  обеспечения, налоговой системы, регулирования  внешней экономической деятельности и обеспечения материальными  ресурсами.

Организация любого вида деятельности требует наличия материальных и  финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы (денежные средства в наличной и  безналичной форме) могут быть израсходованы  на возмещение организационных расходов, закупку материальных ресурсов, оплату труда персонала и другие расходы. Выручка, полученная по результатам  деятельности, должна обеспечить возмещение всех затрат (выполнение всех обязательств) и принести чистый доход, создать  необходимый запас финансовых ресурсов, достаточных для возобновления  процесса в расширенном масштабе.

Информация о работе Организация финансового контроля, его виды, формы и методы