Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 04:10, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, т.к. эффективность принятия управленческих решений в области финансов основана на научном подходе обоснования методики финансового прогнозирования и планирования. А научный подход к управлению финансами способствует обеспечению стабильного финансирования отраслей экономики и организаций, повышению финансового благополучия населения, позволяет предотвратить или сгладить последствия неблагоприятных событий в ходе финансово-хозяйственной деятельности организаций и в совокупности обеспечить стабильное развитие экономики государства. Исходя из этого, целью данной работы является определение особенностей организации финансового планирования и прогнозирования в России в современной системе управления финансами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ……..6
Необходимость, содержание и значение финансового планирования и прогнозирования……………………………………………….6
Этапы финансового планирования и прогнозирования в РФ…...12
Методы финансового планирования и прогнозирования, их характеристика…………………………………………………………………...15
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ОСНОВНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ГОСУДАРСТВА.…………19
2.1 Оценка плановых показателей федерального бюджета РФ на 2011, 2012 гг.……………………………………………………………………………19
2.2 Оценка доходной части федерального бюджета РФ……….............22
2.3 Оценка расходной части федерального бюджета РФ………..……..26
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ…….31
3.1 Проблемы в области организации финансового планирования и прогнозирования в РФ…………………………………………………………..31
3.2 Мероприятия по повышению эффективности организации финансового планирования и прогнозирования в РФ………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...42
Таким образом, методы финансового планирования и прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ОСНОВНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ГОСУДАРСТВА
2.1 Оценка плановых показателей федерального бюджета РФ на 2011, 2012 гг.
По официальным данным Министерства Финансов РФ, бюджетная политика страны на 2011-2013 гг. будет направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой – на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Поэтому основными целями бюджетной политики России в 2011-2013 гг. станут:
Расмотрим отчетные и прогнозные показатели основных характеристик федерального бюджета в период с 2008 по 2012 гг. на основании данных таблицы 1.
Таблица 1 − Динамика основных характеристик федерального бюджета в 2008 – 2012 гг.
Показатель |
Отчет |
Прогноз | |||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
Доходы, млрд. руб. |
9275,9 |
6713,8 |
6950 |
7346,9 |
8097,4 |
%% к ВВП |
22,2 |
17,0 |
15,7 |
15,7 |
15,5 |
Расходы, млрд. руб. |
7570,9 |
9931,4 |
9886,9 |
9358,6 |
9661,2 |
%% к ВВП |
18,2 |
25,9 |
23,2 |
20,0 |
18,5 |
в том числе условно утверждаемые |
234,0 |
483,1 | |||
%% к общему объему расходов |
2,5 |
5,0 | |||
Дефицит/профицит, млрд. руб. |
1705,1 |
-3217,6 |
-2936,9 |
-2011,7 |
-1563,8 |
%% к ВВП |
4,1 |
-8,9 |
-7,5 |
-4,3 |
-3,0 |
Отметим, что основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 гг.
Итак, согласно данным таблицы 1, доходы федерального бюджета в 2009 г. значительно сократились, по сравнению с 2008 г., и составили 17% ВВП против 22,2%. Данное обстоятельство вызвано негативным воздействием глобального финансового кризиса, повлекшего падение темпов производства, высокую степень банкротства многих хозяйствующих субъектов, потерю ликвидности в российском банковском секторе и т.п. Однако, по прогнозным данным уже с 2011 г. доходы федерального бюджета имеют тенденцию к росту. Так, в 2011 г. их объем прогнозируется в сумме 7 346,9 млрд. руб., а к 2012 г. достигнет 8 097,4 млрд. руб.
Расходы федерального бюджета в 2008 г. составили 7 570,9 млрд. руб., в 2009 их совокупный объем поднялся до уровня 9 931,4 млрд. руб. Их отношение к уровню ВВП увеличилось на 7,7%, по сравнению с показателем 2008 г. Такая динамика объясняется необходимостью дополнительного «вливания» значительного объема финансовых ресурсов (денежных средств) в кризисные отрасли экономики, банковский сектор, реализацию антикризисных мер.
Прогнозная динамика показателей расходной части федерального бюджета имеет тенденцию к росту (9886,9 млрд. руб. – в 2010 г., 9 358,6 млрд. руб. – в 2011 г., 9 661,2 млрд. руб. – в 2012 г.). Динамика процентного отношения расходов к уровню ВВП, согласно прогнозу, заметно снижается с 23,2% в 2010 г. до 18% в 2012 г.
Но все же, несмотря на положительные прогнозы, в целом федеральный бюджет остается дефицитным. Так, в 2009 г. дефицит федерального бюджета достиг 3 трлн. руб. По прогнозным данным уже к 2012 г. его объем сократится в 2 раза и составит 1,5 трлн. руб.
Согласно прогнозным данным Министерства Финансов, основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году станут средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (таблица 2).
Как показывают данные таблицы 2, в связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года.
Таблица 2 – Прогнозные значения показателей источников покрытия дефицита федерального бюджета в 2011, 2012 гг., млрд. рублей
|
2011 год |
2012 год |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
2 011,7 |
1 563,8 |
в %% к ВВП |
4,3 |
3,0 |
в том числе: |
||
за счет средств Резервного фонда |
5,6 |
- |
в %% к ВВП |
||
за счет Фонда национального благосостояния |
737,0 |
712,1 |
в %% к ВВП |
1,6 |
1,4 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета |
1 269,1 |
851,7 |
в %% к ВВП |
2,7 |
1,6 |
В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета могут составить в 2011 году – 2,7% к ВВП, в 2012 году – 1,6% к ВВП.
2.2 Оценка доходной части федерального бюджета РФ
Рассмотрим структуру и динамику основных составляющих доходной части федерального бюджета.
Общий
объем налоговых доходов
С начала 2009 года наблюдался существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%.
На рисунке 1 представлена динамика доходов федерального бюджета за 2008 – 2010 гг. и плановый период 2011-2012 гг..
Рисунок 1 − Динамика доходов федерального бюджета в 2008-2010 гг. и плановом периоде 2011-2012 гг., млрд. руб.
Как показано на рисунке
1, общая сумма доходов
Наибольший объем поступлений в федеральный бюджет обеспечивают нефтегазовые доходы, что еще раз подчеркивает высокую зависимость экономики РФ от состояния нефтесырьевой базы.
Рассмотрим прогнозируемую динамику структуры доходов федерального бюджета на соновании данных таблицы 3.
Таблица 3 − Прогнозируемая динамика структуры доходов федерального бюджета РФ в 2011, 2012 гг.
Показатель |
2011 |
2012 | ||
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП | |
Всего доходов |
7346,9 |
15,7 |
8097,4 |
15,5 |
В том числе: |
||||
Нефтегазовые доходы |
3245,2 |
6,9 |
3520,8 |
6,7 |
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) |
1088,0 |
2,3 |
1187,1 |
2,3 |
Таможенные пошлины |
2157,2 |
4,6 |
2333,7 |
4,4 |
Ненефтегазовые доходы |
4101,7 |
8,8 |
4576,6 |
8,8 |
НДС |
2430,4 |
5,2 |
2792,0 |
5,4 |
Налог на прибыль организаций |
192,4 |
0,4 |
200,3 |
0,4 |
Акцизы |
182,7 |
0,4 |
233,9 |
0,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
11,2 |
0,0 |
11,8 |
0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
620,7 |
1,3 |
700,5 |
1,3 |
Согласно данным таблицы 3, наибольшую долю в структуре доходов федерального бюджета РФ будут занимать нефтегазовые доходы (7% - в 2010 г., 6,9% - в 2011 г., 6,7% - в 2012 г.), НДС (5% - в 2010 г., 5,2% - в 2011 г., 5,4% - в 2012 г.) и таможенные пошлины (4,7% - в 2010 г., 4,6% - в 2011 г., 4,4% - в 2012 г.).
На рисунке 2 представлена динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета в период 2008 – 2012 гг.
Рисунок 2 − Динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета в в 2008-2010 гг. и плановом периоде 2011-2012 гг., % ВВП
Согласно данным рисунка 2, нефтегазовые доходы федерального бюджета имеют тенденцию к сокращению: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году. В 2011-2012 годах они должны сохраниться на уровне 6,7-6,9% ВВП.
Таким образом, сравнительный анализ сопоставимых ранее показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2011-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2010 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП.
По нашему мнению, причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая – с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья – с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
2.3 Оценка расходной части федерального бюджета РФ
Проектировки расходов федерального бюджета на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах.
В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.
Наряду с реализацией
указанных приоритетов при
Информация о работе Организация финансового планирования и прогнозирования в РФ