Основные методы анализа деятельности финансовых институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

В течение последних десятилетий в мировой экономической среде про- изошли значительные изменения. Развитие международных рынков привело к тому, что мировая финансовая система стала функционировать на глобаль- ном уровне, а национальные рынки стали превращаться в единое обще- мировое финансовое пространство.
Связующим звеном между финансовой системой и реальной экономии- кой выступают финансовые институты

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Основные методы анализа деятельности финансовых институтов…………..3
Понятие и сущность финансовых институтов…………………………………3
Основные показатели, характеризующие эффективность деятельности фи - нансовых институтов……………………………………………………………..8
Список используемой литературы…………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

фИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫd (5).docx

— 161.87 Кб (Скачать файл)

В то же время процесс  становления системы финансовых институтов выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных  звень-ях. К основным можно отнести следующие:

·  существование мелких коммерческих банков, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;

·  монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке продолжает занимать Сберегательный банк;

·  отсутствие закона о собственности на землю в качестве основы для создания ипотечных банков;

·  отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;

·  отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие системы  финансовых институтов Казахстана в ее скорейшем приближении к состоя- нию систем финансовых институтов промышленно развитых стран.

  Основные показатели, характеризующие эффективность дея -тельности финансовых институтов

Конкурентоспособность финансового  института – это его способность обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции. Обладание конку- рентными преимуществами позволяет занять прочную позицию на рынке. Основные направления достижения конкурентных преимуществ финансо- выми институтами - это дифференциация осуществляемой деятельности, расширение спектра предоставляемых финансовых услуг и снижение величины затрат, а также "пионерная стратегия" - ранний выход на рынок с новой услугой.

Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными и количественными.

К количественным критериям  конкурентоспособности финансовых институтов можно отнести: размер собственного капитала, объем активов в управлении, валюту баланса, объем торгов, доходы, прибыль на акцию, размер дивидендов. Важно то, чтобы в динамике эти  показатели демонстрировали постоянный рост.

К качественным критериям  конкурентоспособности финансовых инсти тутов относят обязательное наличие лицензий (генеральной банковской ли- цензии, лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, лицен-зии на право осуществления различных видов страхования), деловая репу- тация и имидж финансовой организации, степень доверия со стороны клиентов, квалификация и профессионализм менеджмента (как топ-менед- жмента, так менеджеров среднего звена и тех, кто непосредственно обслужи- вает клиента), высокие рейтинги надежности, тарифная политика, наличие кАчественного программного обеспечения и внутрифирменного электрон- ного документооборота, совершенствование и модернизация технологи- ческой базы, месторасположение финансового института, диверсифициро- ванная клиентская база, комплекс услуг (полный, специализированный), срок деятельности, высокое качество оказываемых услуг и удобство обслужи -вания, применение новых технологий (система удаленного обслуживания "Банк-Клиент", Интернет системы для торговли на бирже), наличие и расширение корреспондентской и розничной сети, культура обслуживания, доступ к дешевым финансовым средствам, ведение бухгалтерского учет по международным стандартам, участие в системе страхования вкладов, проз- рачность и раскрытие информации о структуре собственников.

Все эти показатели сравниваются с аналогичными показателями других финансовых институтов. Выделяют два базовых подхода к оценке конку- рентоспособности финансовых институтов:

1) Метод идентичности (дифференциальный), который основан на сопостав- лении единичных идентичных параметров конкурентов (например, пакет услуг, собственный капитал, валюта баланса, активы). Данный метод вполне корректен на ненасыщенных рынках, когда подражание лучшему аналогу на рынке может иметь коммерческий успех.

2) Маркетинговый метод (комплексный), который является более коррект- ным в условиях насыщенного рынка. В отличие от дифференциального, маркетинговый метод оценки конкурентоспособности основывается на при- менении групповых, интегральных, смешанных показателей.

Необходимо учесть, что  улучшение характеристик работы финансового института вовсе  не гарантирует появление конкурентных преимуществ — решающую роль следует  отдавать потребителю в оценке преимуществ  или недостатков.

Сегодня именно качество обслуживания клиентов предопределяет успех в  конкуренции. Финансовая услуга как  товар - это неосязаемое, немате риальное действие или выполнение работы, не ведущее к владению опре- деленным материальным. Качество финансовой услуги имеет отношение к интерактивному процессу, происходящему между финансовым институтом и клиентом. Восприятие качества финансовой услуги потребителем в момент ее потребления происходит по двум главным аспектам: что потребитель получает от финансовой услуги (технический аспект качества) и как потреби- тель получает финансовой услугу (функциональный аспект качества). К кри- териям качества финансовой услуги относят материальность (оснащенность финансового института: оргтехника, интерьеры помещений, внешний вид персонала, информационные материалы), надежность (выполнение обещан- ной банком/компанией услуги точно, основательно и в срок), отзывчивость (искреннее желание помочь потребителю и быстрое обслуживание), убежден ность (компетентность, ответственность, уверенность и вежливость обслу- живающего персонала финансового института), сочувствие (выражение заботы и индивидуальный подход к потребителю финансовой услуги). Ожидания потребителей относительно качества либо подтверждаются, либо нет. В последнем случае происходит отток потребителей к финансовым ин- ститутам - конкурентам и, следовательно, к возникновению более высоких затрат на маркетинг для привлечения новых потребителей взамен ушедших. Подтверждение ожиданий ведет к долгосрочной лояльности потребителя к финансовому институту, что обеспечивает долгосрочный успех последнего за счет стабильной прибыльности и за счет сокращения расходов на маркетинг для привлечения новых клиентов.

Оценка собственной ликвидности  и ликвидности своих банков-парт- неров является одной из актуальнейших задач управления банками и их финансовой безопасности. В неустановившихся, быстроизменяющихся усло- виях переходных экономик активные и пассивные операции банков носят зачастую нерегулярный, случайный характер, которые создают значительные сложности в управлении банковской ликвидностью.

Ресурсная база по своей  финансовой природе является неустойчивой. Эта неустойчивость связана с  тем, что в состав ресурсной базы входят клиент ские средства до востребования: списание и поступление которых являются случайными событиями. Текущее управление активами и пассивами обычно связано не со всей ресурсной базой, а лишь с ее частью - со свободными ре- сурсами, которые соответствуют остаткам корсчета. Очевидно, что свобод- ные ресурсы банка являются также неустойчивыми.

Продемонстрируем важность учета изменчивости при оценке риска  ликвидности

Пусть банки А и Б  выполняют требования экономических  нормативов и формирования обязательных резервов: средние остатки корсчета превы- шают требования нормативов. Банк А имеет низкую изменчивость остатков на корсчете и поэтому не подвергается риску ликвидности: остатки корсчета - дебетовые. Банк Б имеет высокую изменчивость остатков и поэтому риск ликвидности существует: при выполнении всех платежных требований клиентов произойдет овердрафт корсчета. В эти дни Банк Б сможет своевременно выполнить поступившие платежные требования клиентов только путем привлечения недостающих средств, например, на рынке межбанковских кредитов. Ведь коммерческие банки должны осуществлять активные операции по корреспондентским счетам лишь в пределах наличных средств на этих счетах.

 Рис.1 – Влияние волатильности остатков корсчета на ликвидность банков

 

Рассмотрим вопрос: могут  ли такие традиционные методы контроля ликвидности, как:

1.  коэффициентный анализ;

2.  анализ активов и пассивов по срокам погашения (maturity ladder);

учитывать изменчивость ресурсной  базы банков.

Установлены три коэффициента ликвидности, которые необходимо соблюдать  в среднем за отчетный период. Это  экономический норматив мгно венной ликвидности Н5 - отношение средств на корсчете и в кассе к средствам на текущих счетах клиентов (не менее 20%), норматив общей ликвидности Н6 - отношение общих активов к общим обязательствам (не менее 100%) и отношение высоколиквидных активов к рабочим активам банка Н7 (не менее 20%). К ним необходимо добавить требование формиро- вания обязательных резервов, которое также контролирует способность банка своевременно проводить клиентские платежи.

Экономические нормативы  ликвидности и формирования обязательных резервов рассчитывают как среднеарифметические за отчетный период. Поэ- тому коэффициенты ликвидности не могут учитывать изменчивость (волатильность) активов и пассивов, связанную с тем, что остатки на счетах изменяются изо дня в день.

Остановимся на оценке риска  ликвидности с помощью анализа  активов и пассивов по срокам погашения. Анализ сроков погашения оценивает  пози- цию ликвидности как разность объемов активов и пассивов со сроками погашения, принадлежащими определенным образом выбранному периоду. Так для периода погашения "до востребования" риск ликвидности сущест- вует лишь тогда, когда активы до востребования меньше пассивов до востре - бования. Как только банк "забрался" в клиентские средства, он сразу же от- крывает себя риску ликвидности, связанного с возможным внезапным от -током клиентских средств.

К преимуществам анализа  сроков погашения можно отнести  возмож- ность прогноза будущих балансов, позиций ликвидности и корсчета. Основ- ной недостаток этого метода является то, что анализ активов и пассивов по срокам погашения не учитывает изменчивость средств до востребования. Анализ сроков погашения фиксирует объем средств до востребования на дату составления прогнозов. Этот объем относительно своего среднего значе- ния может быть как завышенным, так и заниженным. В результате риск лик- видности может быть так же, как занижен, так и завышен.

Пусть для некоторого банка  с помощью анализа сроков погашения  пост роен прогноз корсчета. При этом банк открыл позицию ликвидности путем выдачи кредита с выбранным сроком размещения

Как видно из данных, представленных на рисунке, при закрытой (ну- левой) позиции ликвидности состояние корсчета дебетовое и риск ликвид- ности отсутствует. В случае, когда банк "забрался" в клиентские средства, например, для финансирования операции кредитования и, таким образом, открыл короткую позицию ликвидности, он подвергается риску ликвидности. Ежедневный риск ликвидности банка может быть охарактеризован следую- щими вероятностными показателями:

Рис. 2 Прогноз остатка корсчета до и после открытия позиции ликвидности

· Наибольшим количеством дней овердрафта корсчета в течение всего периода размещения кредита;

· Максимальным объемом привлечения недостающих в течение одного дня средств. Отметим, что этот объем контролирует доступность денежных ресур сов на рынке МБК. Он должен быть меньше или равен тому объему МБК, который банк может легко привлечь на рынке (исходя из объема установ- ленных на банк неиспользованных лимитов или из максимального объема привлечения за предыдущие периоды);

· Максимальными расходами на привлечение МБК за весь период разме- щения кредита.

В настоящей работе предлагается метод оценки риска ликвидности, вызванного изменчивостью ресурсной  базы банка. Этот метод позволяет  находить вышеприведенные показатели ликвидности и определять общий  финансовый результат операции кредитования.

Метод базируется на анализе  активов и пассивов по срокам погашения, который дополнен технологией учета  изменчивости ресурсной базы. В свою очередь учет изменчивости основывается на предположении, что случайное  поведение ресурсной базы в будущем  будет подобным ее поведению в  прош- лом. Считается, что случайные изменения ресурсной базы подчиняются закону нормального распределения. Косвенным обоснованием этого предпо- ложения является то, что платежи, которые проходят через текущие счета клиентов, являются независимыми, а их количество - достаточно большим. Тогда мерой изменчивости ресурсной базы в будущем может служить стан-дартное отклонение ресурсной базы в прошлом.

В подходе рассматриваются  предельные характеристики поддержания  ликвидности банка, соответствующие  наихудшему случаю, который может  произойти с выбранным уровнем  доверия (обычно 95%). Для уровня доверия 95% теоретически непредвиденные события  могут произойти один раз в  двадцать дней. В этом разработанная  технология соответствует известному подходу Value-at-Risk. При этом величиной value at risk являются затраты на поддержание ликвидности в течение всего срока размещения или ликвидные издержки.

Схема расчетов представлена на рисунке 3.

Входными данными для  расчетов являются:

· Основные статистические характеристики ресурсной базы банка, а именно:

1.  Средний объем ресурсной базы;

2.  Стандартное отклонение;

· Уровень доверия (95%);

· Объем размещаемого кредита;

· Срок размещения;

· Объем резервирования.

Результатами расчета  являются предельные вероятностные  характерис- тики ликвидности банка и прибыльности операции кредитования:

1.  Наибольший срок потери ликвидности банком за весь период размещения кредита;

2.  Максимальный дневной объем привлечения межбанковских кредитов для покрытия дефицита средств;

3.  Наибольшие расходы на привлечение МБК при прогнозированной ставке привлечения;

4.  Общий результат от операции кредитования с учетом ликвидных издержек.

На основе разработанного подхода получены универсальные  зависи- мости для основных показателей ликвидности. Для примера на рис. 2.4 представлена зависимость максимального однодневного привлечения недо- стающих ресурсов от объема свободных ресурсов. Все величины, представ- ленные на рис. 4, являются безразмерными. Размерные величины отнесены к стандартному отклонению.

Информация о работе Основные методы анализа деятельности финансовых институтов