Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 05:27, реферат
Анализ финансового состояния предприятия может быть выполнен с различной степенью детализации. Основой анализа является система показателей и аналитических таблиц.
Экономический потенциал предприятия может быть охарактеризован с позиции имущественного положения и с позиции его финансового положения. Обе эти стороны финансово–хозяйственной деятельности взаимосвязаны – нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения и наоборот
Содержание
1. Основные методы анализа финансовой информации
1.1 Понятие финансового анализа
Анализ финансового состояния предприятия может быть выполнен с различной степенью детализации. Основой анализа является система показателей и аналитических таблиц.
Экономический потенциал предприятия может быть охарактеризован с позиции имущественного положения и с позиции его финансового положения. Обе эти стороны финансово–хозяйственной деятельности взаимосвязаны – нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения и наоборот. Так, неоправданная концентрация средств в неходовых товарах, дебиторской задолженности может повлиять на своевременность текущих платежей, а неоправданный рост заемных средств привести к необходимости сократить имущество предприятия для расчетов с кредиторами.
Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации. Необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, т. е. от общего к частному. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
1.2 Методы анализа финансовой информации
Метод анализа – это способ подхода к изучению, измерению и обобщению влияния отрицательных факторов на динамику хозяйственного развития предприятия с целью выявления внутрихозяйственных резервов и наиболее полного их использование для дальнейшего роста эффективности производства.
Практика финансового анализа уже выработала основные аналитические процедуры для анализа финансовой отчётности, в том числе следующие методы:
Горизонтальный (временной)
анализ - сравнение каждой позиции отчетности
с предыдущим периодом. Горизонтальный
анализ баланса заключается в построении
одной или нескольких аналитических таблиц,
в которых абсолютные балансовые показатели
дополнятся относительными темпами роста
(снижения).
Квартиры под ипотеку,
дома и прогнозы как правило, берут базисные темпы роста
за ряд лет (смежных периодов), что позволяет
анализировать изменение отдельных балансовых
статей, а также прогнозировать их значения.
Горизонтальный и вертикальный анализы
взаимодополняют один другой.
Поэтому на практике можно построить аналитические
таблицы, характеризующие как структуру
отчетной бухгалтерской формы, так и динамику
отдельных ее показателей.
Вертикальный (структурный)
анализ - определение структуры итоговых
финансовых показателей с выявлением
влияния каждой позиции отчетности на
результат в целом, вертикальный анализ
— иное представление финансового отчета
в виде относительных показателей. Такое
представление позволяет увидеть удельный
вес каждой статьи баланса в его общем
итоге. Необходимым элементом анализа
являются динамические ряды этих величин,
посредством которых можно отслеживать
и прогнозировать структурные изменения
в составе активов и их источников покрытия.
Таким образом, можно выделить две основные
черты вертикального анализа:
. переход к относительным показателям
позволяет проводить сравнительный анализ
предприятий с учетом отраслевой специфики
и других характеристик;
. относительные показатели сглаживают
негативное влияние инфляционных процессов,
которые существенно искажают абсолютные
показатели финансовой отчетности и тем
самым затрудняют их сопоставление в динамике.
Трендовый анализ - сравнение
каждой позиции отчетности с рядом предшествующих
периодов и определение тренда, т.е. основной
тенденции динамики показателя, очищенной
от случайных влияний и индивидуальных
особенностей отдельных периодов. С помощью
тренда формируются возможные значения
показателей в будущем, а следовательно,
ведется перспективный, прогнозный анализ.
Трендовый анализ — это часть перспективного
анализа, необходим в управлении для финансового
менеджмента. Строится график возможного
развития организации. Определяется среднегодовой
темп прироста и рассчитывается прогнозное
значение показателя. Это самый простой
способ финансового прогнозирования.
Сейчас на уровне отдельной организации
расчетным периодом времени является
месяц или квартал.
Анализ относительных показателей
(коэффициентов) - расчет отношений
между отдельными позициями отчета или
позициями разных форм отчетности, определение
взаимосвязей показателей. Позволяет
изучить взаимосвязи между различными
элементами отчётности. Представляя собой
относительные величины, финансовые коэффициенты
позволяют оценить показатели в динамике
и сопоставить результаты деятельности
предприятия со стандартами. Использование
финансовых коэффициентов позволяет достаточно
быстро оценить финансовое состояние
предприятия.
Сравнительный (пространственный)
анализ - это как внутрихозяйственный
анализ сводных показателей отчетности
по отдельным показателям фирмы, дочерних
фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный
анализ показателей данной фирмы с показателями
конкурентов, со среднеотраслевыми и средними
общеэкономическими данными.
Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов
(причин) на результативный показатель
с помощью детерминированных или стохастических
приемов исследования. Причем факторный
анализ может быть как прямым
(собственно анализ), т.е. раздробление
результативного Показателя на составные
части, так и обратным (синтез), когда его
отдельные элементы соединяют в общий
результативный показатель.
Для выявления влияния факторов могут
использоваться следующие методы: дифференцирование,
индексный метод, метод цепных подстановок,
интегральный метод.
2. Задача
Предприятие выпускает три вида продукции А, Б и В. Доля продукции А составляет 20%, Б – 50%, В – 30%. Удельный вес маржинального дохода в выручке для продукции А, Б и В соответственно равен 0,7; 0,6; 0,4. Выручка от реализации всего объема продукции предприятия за год составила 250 млн рублей. Условно-постоянные расходы предприятия равны 50 млн руб. Определите прибыль от реализации продукции предприятия.
Решение:
Прибыль от реализации продукции предприятия равна:
П=В*Ду-Н,
Где В- выручка от реализации всего объема продукции,
Ду- средний удельный вес маржинального дохода,
Н- условно-постоянные расходы.
Средний удельный вес маржинального дохода равен:
Ду=(0,7*20+0,6*50+0,4*30)/100=
П=250*0,56-50=140-50=90 млн. рубл.
Приведите примеры, характеризующие значимость требований, предъявляемых к данным, потенциально несущим информацию.
Успешность работы линейных и функциональных руководителей, равно как и специалистов, к числу которых относятся бухгалтеры, финансовые менеджеры, экономисты и другие, зависит от различных видов обеспечения их деятельности: правового, информационного, нормативного, технического и т.п. Информационное обеспечение без сомнения относится к числу ключевых элементов этой системы.
Управлять - значит принимать решения. Осознанное принятие управленческих решений возможно только на основе информации. Не случайно Наполеон говорил: «Управлять — значит предвидеть», а для этого необходимо обладать информацией. Существуют различные определения понятия «информация»; одно из наиболее емких звучит так: информация - это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся. Иными словами не любые данные можно квалифицировать как информацию, а лишь те, которые раскрывают объект внимания с какой-то новой, ранее неизвестной стороны. Из приведенного определения можно сделать очень важный вывод: информация сама по себе не существует, существуют лишь данные, из которых можно почерпнуть информацию. Поэтому информация вариабельна и весьма субъективна.
К исходным данным, потенциально несущим информацию, предъявляются различные требования, в том числе: достоверность, своевременность, необходимая достаточность, достаточная точность и т.п. Каждое из этих требований имеет определенную интерпретацию. В наиболее общем виде понятие «достоверность» можно определить как форму существования истины, обоснованную каким-либо способом, например, экспериментом или неопровержимым логическим доказательством. В приложении к данным, используемым в анализе, их достоверность в значительной степени определяется надежностью источника. В этом смысле текущие и отчетные данные, генерируемые в системе бухгалтерского учета, наиболее достоверны, поскольку могут быть верифицированы, иными словами, подтверждены экспериментально, так как одним из ключевых принципов ведения учета является требование обоснованности бухгалтерских записей первичными документами. Напротив, многие данные, циркулирующие на фондовом рынке, менее достоверны, поскольку не всегда могут быть проверены, тем более в оперативном режиме.
Исключительно важным является требование своевременности, поскольку для финансового менеджера имеют значение не данные вообще, а данные в нужном объеме и в нужное время. Так, информативность данных о текущих котировках ценных бумаг совершенно разнится в момент их объявления и, например, неделю спустя.
Весьма дискуссионен вопрос об объемах данных, предназначенных для анализа. В приложении к финансовому менеджменту этот вопрос многоаспектен и возникает, например, в отношении информационного обеспечения текущего анализа, статистической базы расчета некоторых специфических показателей, в частности, р-коэффициентов, фондовых индексов и т.п. Не только в нашей стране, но и за рубежом в течение многих лет считалось, что чем больший объем данных обработан, тем более эффективное решение может быть получено. При этом упор делался на автоматизированную, а следовательно, формализованную аналитическую обработку данных. Ориентация на большие объемы предназначенных для анализа данных приводила к тому, что руководителя или специалиста захлестывал их бессистемный поток; часто он был даже не в состоянии ознакомиться с ними, не говоря уже об анализе и разумном использовании. Кроме того, не все данные, необходимые для анализа и принятия управленческих решений, могут быть представлены в виде документов и конкретных экономических показателей. Часть данных имеет качественный, трудно формализуемый и субъективный характер. Именно поэтому требование необходимой достаточности исходных данных, во-первых, бесспорно актуально и, во-вторых, не имеет однозначного решения.
Требование достаточной точности исходных для анализа данных особенно актуально в отношении сведений, подготавливаемых в системе бухгалтерского учета. В течение многих лет понятия «бухгалтерия» и «точность» рассматривались как взаимосвязанные, а данные, генерируемые бухгалтером, считались наиболее, а нередко и абсолютно, точными по сравнению с любыми другими сведениями экономического характера. В последние годы происходит медленное, но неуклонное переосмысление соотношения этих понятий. Причин тому несколько, однако главная из них, вероятно, состоит в сознательном и существенном ослаблении степени централизованного регулирования учета. Предоставление бухгалтерам определенной свободы в выборе методов учета и алгоритмов расчета приводит к тому, что, например, один из основных показателей - прибыль - можно исчислить с той или иной степенью точности. Точно так же обстоит дело и со многими другими оценками, генерируемыми в системе учета - их точность относительна. Это обстоятельство необходимо понимать финансовому менеджеру, проводящему сравнительный анализ данных годовых отчетов различных компаний.
Это - один аспект понятия точность; другой аспект более очевиден и сводится к вопросу: с какой точностью следует представлять данные аналитику или, что то же самое, насколько точны данные, доступные для анализа. Безусловно однозначного ответа на этот вопрос быть не может; следует лишь помнить, что излишняя, неуместная точность как в данных, так и в расчетах не всегда полезна, а иногда и просто вредна хотя бы тем, что благодаря акцентированию внимания на ней существо дела подменяется какими-то по сути второстепенными характеристиками.
Список литературы
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.-2010г.
2. Артеменко В. Г., Белендир М. В. Финансовый анализ ДИС:. - М.-2009г
3. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика. – 2009
4. Безруких Н.П.., Кондраков. М Бухгалтерский учет..М.:-2010г.
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ М.-2010г.
8. Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент- М.: издательство “Дело и сервис”, 2009 – 304 с.
9. Шеремет А. Д., Р. С Сайфулин Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2009
Информация о работе Основные методы анализа финансовой информации