Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:32, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и ее совершенствование.
Для реализации поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
1) выявить структуру и динамику налоговой системы;
2) выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
3) раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ;
Введение
3
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов
4
1.1 Налоговая система, понятие, цели, содержание, роль
4
1.2 Принципы построения налоговой системы
11
Глава 2. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации
16
2.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
16
2.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
Заключение
Список литературы
Возьмём, например, таможенные пошлины и увидим, что значение данного налога, сначала повысилось, а затем снова понизилось.
Основываясь на имеющихся данных, можно рассчитать темп роста и
прироста по каждой статье дохода за 2010-2012 гг., которые указаны в таблице 1.
Таблица 1 - Темпы роста и прироста по статьям налоговых доходов федерального бюджета за 2010-2012 гг.
Виды доходов |
Темп роста, в процентах |
Темп прироста, в процентах |
Налог на прибыль организаций |
105,98 |
5,98 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
104.04 |
4,04 |
Акцизы |
147,04 |
47,04 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
101,55 |
1,55 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
114,68 |
14,68 |
Таможенные пошлины |
102,20 |
2,20 |
Исходя из рассчитанных коэффициентов, можно сделать вывод о том, что наибольший рост наблюдается по статьям акцизы и налог на добычу полезных ископаемых – на 47,04% и 14,68% соответственно. Остальные статьи доходов также увеличиваются, в среднем на 3,5%.
Развитие и эффективность налоговой системы можно выявить через различные методы прогнозирования, таких как микроимитационное моделирование при расчёте налоговых платежей, экономико – математическое моделирование и т.д.
Несмотря на то, что статьи доходов увеличиваются, суммы начисленных сумм налогов поступают в неполном размере. Динамика начисленных и поступивших сумм представлена на рисунке 4 (в млрд руб). На рисунке видно, что для бюджета РФ характерна тенденция превышения сумм начисленных над поступившими суммами налогов. Основываясь на данных официального сайта Федеральной налоговой службы, можно сказать, что данная тенденция имеет место с 2006 г.
налоговых сумм за 2009-2010 гг.
В России Налоговую политику можно сравнить с принципом «взять все, что можно». Яркий тому пример - повышение страховых взносов (в 2010 году их размер равен 26%, а в 2011 году их ставка возрастет до 34%). А для подъема промышленности и сельского хозяйства необходимы финансовые ресурсы. Чтобы иметь эти денежные средства для пополнения доходной части бюджета, государству необходимо повышать налоги. В итоге ни одно юридическое или физическое лицо не в силах заплатить все эти налоги и при этом вкладывать денежные средства в расширенное производство. Поэтому, практически везде реализуется сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики и т.п.
Следует также отметить и проблему неустойчивости налогового законодательства, когда вносятся некоторые коррективы, имеющие регрессионный порядок, то есть ликвидируются привилегии, которые были введены ранее, что создает дополнительные источники инвестиционных рисков. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет.13 При этом обо всех изменениях, планируемых на настоящее время и на перспективу, налогоплательщиков необходимо оповещать до периода их действия, а не ставить их перед фактом.
В настоящее время Россию захлестнуло множество разоблачений связанных с незаконными финансовыми махинациями. Теневая экономика – это наиболее скрытый и перманентный вид экономической деятельности, который больше всего отличается от всех других нарушений и «сокрытий». И для её ликвидации требуется большое количество сил и средств, в том числе и применение оперативно-розыскных методов. Поэтому на данный момент такой вид экономической деятельности является наиболее тяжким видом социально опасных деяний в налоговой сфере. Таким образом, от решения указанных выше проблем зависит эффективность и целесообразность формирования и целевого назначения доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской и инвестиционной активности, развитие всех стадий производства и, наконец, стабильность экономики нашей страны.
Развитие налоговой системы и её перспективы в Российской Федерации связывают с принятием Налогового кодекса РФ, первая часть которого подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года (вступила в силу с 1 января 1999 года).
За налогом стоят весьма существенные материальные взаимоотношения в обществе, поэтому крайне важное значение имеет их юридическое оформление.
Примем за точку отсчёта анализ перспективы развития налоговой системы РФ статью РАН академика Б. Топорнина «В кодексе “белые пятна” не допустимы», в которой автор исходит из того, что «Налоговый кодекс – это договор между государством и обществом».
Налоговая система должна быть адекватной в развитии современной экономики, в предпринимательской сфере и при этом не ухудшать социальную мобильность. Налоговая реформа имеет «пробелы» потому, что она проводится в не совсем благоприятный для экономики период: отток капитала из России, период спада производства, дефицита в государственном бюджете и других экономических явлений. Спустя около 5 лет после финансового кризиса данные показатели постепенно возвращаются на начальный уровень. И в связи с этим важно найти адекватный, и самое главное, оптимальный путь экономического развития и реформирования налоговой сферы.
Налоговый кодекс призван установить основные принципы построения, оптимальности и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов, пошлин, региональных и местных налогов, а также регламентировать принципы их введения. Налоговый кодекс должен определять правовые аспекты налогоплательщиков, кредитных учреждений, налоговых органов, и других участников налоговых отношений. Перед Налоговым кодексом России стоит задача выявить «пробелы» налоговой системы, провести мероприятия по их ликвидации, а также разработать основной регламент по определению объектов налогообложения, облегчить налоговую нагрузку на экономику, привлечению субъектов налогооблажения к ответственности (резидентов и нерезидентов) за те или иные налоговые правонарушения, формирование единой налоговой правовой базы, создание эффективной налоговой системы, обжалованию противоправных действий должностных лиц государственных налоговых органов.
Одним из основополагающих критериев и направлений политики налоговой системы в долгосрочной перспективе является поддержка неизменности налоговой нагрузки, которую можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, необходимо поддерживать сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации, с другой стороны, необходимо сохранить тот уровень налоговой нагрузки по секторам экономики, в котором сформировался её оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Такой неоднозначный аспект определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, разработанной Минэкономразвития и одобренная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. В ней акцентированно внимание на повышение стимулирующего влияния налоговой политики, которая, в свою очередь, является основным приоритетом в развитии экономики при одновременном выполнении фискальной функции.
Профессор, академик РАЕН, заслуженный экономист Российской Федерации Черник Д.Г считает, что путь, по которому происходит развитие налоговой системы перспективен и направлен на интенсивное развитие и изменение структуры налогового потенциала и системы управления налогообложением, которое, в свою очередь, сопровождается выявлением наиболее негативных тех или иных сторон развития современной экономики и разработкой программы их ликвидации. При этом требуется наиболее жесткий мониторинг за распределением доходов государства в различные сферы, а также усиление контроля за движением финансовых ресурсов в стране и проведение императивных санкций за неоправданную «утечку» финансовых средств.14 Зависимость направления налоговой политики отражено в трех блоках, изображенных на рисунке 6.
Кратко охарактеризуем основные налоговые изменения 2012 года: были снижены ставки тарифов страховых взносов для основной группы
Направления совершенствования налоговой политики
Блок № 1
Налоговое стимулирование инновационной деятельности
Блок № 3
Налоговое администрирование
Блок № 2
Меры, принимаемые в отношении отдельных налогов
Рисунок 6 – Направле
налогоплательщиков с 34 до 30%; введение корректировочного счета-фактуры; введение в НК РФ нового раздела, регулирующего вопросы налогообложения при трансфертном ценообразовании.
В трехлетней перспективе 2013 - 2015 годов предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра: сущность налоговой политики и её структура будут заключаться в понижении налогового бремени на такие элементы, как труд и капитал, в её повышении на потребление, а также в переходе на более совершенные системы налогообложения.
В рамках проведения мероприятий налогового стимулирования планируется внесение нескольких важнейших корректив в законодательство о налогах и сборах, которые будут проходить по нескольким направлениям:
1) поддержка притока инвестиций, инновационной деятельности, а также развитие и совершенствование человеческого капитала;
2) модернизация финансовых операций налогообложения;
3) совершенствование и развитие индивидуальных налоговых режимов для малого бизнеса;
4) развитие компромиссных процедур в налоговых отношениях;
5) введение налога на недвижимость.
В частности, предлагается рассмотреть освобождение от налогообложения некоторых социально - значимых выплат физическим лицам (отдельных видов грантов, выплат безработным гражданам, сумм оплаты медицинских услуг отдельными категориями работодателей и так далее). Также планируется коррекция порядка представления имущественного налогового вычета по расходам на новое строительство и приобретение жилья.
Планируется также организовать работу, которая направлена на сближение бухгалтерского и налогового учета (предлагается даже отказаться от особых правил определения показателей, которые используются в расчетах налоговой базы, отличных от правил бухгалтерского учета).
В документе поставлен акцент специальным налоговым режимам для малого предпринимательства.
Например, с 1 января 2013 года введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, путем ее выделения из упрощённой системы налогообложения в автономный налоговый режим. Также с 2013 года вероятно будет установлен добровольный переход на систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход (ЕНВД). По мере расширения сферы применения патентной системы предполагается отменить ЕНВД к 2018 году.
В качестве развития и совершенствования взаимосогласительных процедур предусматривается введение обязательных досудебных процедур исключительно для всех актов налоговых органов, а также увеличение с 10 до 30 дней срока для подачи апелляции на решение налогового органа о привлечении к ответственности, не вступившее в законную силу.
Среди мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы, также планируется подготовить предложения по совершенствованию механизма налогообложения добычи некоторых видов полезных ископаемых, внести коррективы в размеры ставок акциза в 2015 году, ввести налог на недвижимость, а также в рамках данного налога рассмотреть основные вопросы, которые затрагивают налогообложение престижного потребления (налогообложение объектов роскоши).
В плановом периоде предусматривается также принятие ряда мер, которые касаются оптимизации налоговых льгот (в том числе предлагается рассмотреть вопрос о постепенной отмене льгот по налогу на имущество организаций путем повышения налоговых ставок в период с 2013 по 2019 годы). В период проведения работ по повышению эффективности налогового администрирования предлагается также ввести дополнительные меры по противодействию уклонения от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций (рассматривается возможность введения в российское законодательство норм о контролируемых иностранных компаниях).
Информация о работе Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации