Основные направления финансовой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Реализация финансовой политики должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.
На построение финансовой политики государства оказывает влияние и тип экономики. Так, в условиях централизованной плановой экономики, при использовании административно-командной системы управления финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования интересам государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Понятие и сущность финансовой политики 5
1.2. Историческое формирование финансовой политики в России 7
2. МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 11
2.1.Цели проведения финансовой политики………………………………..
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
3.1.Основные направления финансовой политики РФ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 64.91 Кб (Скачать файл)

Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов  формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного  определения.

Вид организации финансовых отношений  является исходным, первичным элементом  финансового механизма, поскольку  определяет способ их выражения и  проявления в соответствующих финансовых ресурсах.

В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых  является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так  и при формировании денежных доходов  и накоплений в рамках отдельной  организации.

На практике в сфере государственных  и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты  различных уровней власти используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог  на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим  государству, проценты по бюджетным  кредитам, суммы пени и штрафов  за нарушение бюджетного законодательства и т.д.).

В ходе предоставления бюджетных средств  используются конкретные виды бюджетных  расходов – на финансирование соответствующих  отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых  программ, на обслуживание долговых обязательств и прочие расходы. 

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке  называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления  операций, связанных с финансами.

Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

  • финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на без возмездной и безвозвратной основах);
  • метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
  • налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
  • страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики н социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных  образований. Используя различные  элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение  ее стратегических и тактических  задач.

Изменение соответствующих элементов  финансового механизма в зависимости  от условий экономического и социального  развития общества предопределяет возможности  его количественного и качественного  воздействия на экономику и социальную сферу.

Эффективность используемого финансового  механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием  всех его элементов.

Значение финансовой политики заключается  в тех результатах, которые могут  быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. На результативность финансовой политики оказывают влияние следующие факторы:

  • научный подход;
  • прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;
  • учет накопленного опыта;
  • четкое определение макроэкономических показателей;
  • учет национальных и географических особенностей;
  • комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, инвестиционной и других видов финансовой политики, их взаимосвязь;
  • учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. 

Реализация финансовой политики должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов  хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач  и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного  производства с целью улучшения  экономического положения государства  и социальной защиты населения.

2.1. Цели  проведения финансовой политики

В рыночной экономике основными  целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных  последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и  населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения.

Перечисленные цели характерны и для  современной финансовой политики Российской Федерации.

В качестве средства повышения эффективности  реализации финансовой политики развития должны выступать учет теорий регионального  развития и всесторонний анализ уровня экономического развития территории.

3. Анализ финансовой политики РФ  на современном этапе

 

Современная финансовая политика является составной частью экономической  политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются  и реализуются исполнительными  органами власти во главе с Президентом  РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого  уровня бюджетной системы РФ на очередной  финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач  финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость  рассмотрения ее особенностей на современном  этапе.

Современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Цели долгосрочной денежно-кредитной  и бюджетной политики в настоящее  время - создание необходимых предпосылок  для поддержания высоких, в среднем 106 - 107 процентов в год в период до 2020  года,  темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости  изменения макроэкономических параметров, последовательного снижения уровня инфляции.

Темпы роста потребительских  цен в 2015 году должны составить не выше 104,5 процента,  в 2020  году - 103 процента,  уровень монетизации (финансовой глубины)  экономики повысится  до 65 - 75 процентов валового внутреннего  продукта.

В долгосрочной перспективе  повышается роль государственного бюджета  как инструмента решения важнейших  стратегических экономических и  социальных задач,  финансового обеспечения  инновационного развития экономики  при сохранении устойчивости бюджетной  системы. 

В 2015 - 2020 годах укрепление рубля может возобновиться под  влиянием относительного сокращения дефицита по текущим операциям и сближения  уровней доходов российской экономики  и экономики западных стран. Покрытие возникающего дефицита счета текущих  операций будет осуществляться за счет расширения притока иностранного капитала.

Объем чистого притока  капитала может возрасти в несколько  раз.  Балансировка отрицательного сальдо по текущим операциям при  помощи притока капитала приведет к  стабилизации уровня золотовалютных резервов. Это позволит Центральному банку  Российской Федерации перейти к  свободному режиму плавающего курса  национальной валюты и создаст условия  для перехода к установлению целевых  показателей инфляции.

В этих условиях достижение целей макроэкономической политики будет осуществляться по следующим  приоритетным направлениям.

3.1.Основные направления  финансовой политики РФ.

Первое направление - снижение инфляции до 3 процентов в год. Реализация данного приоритета будет осуществляться за счет поддержания стабильного  эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной  политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для  опережающего роста предложения  по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских  товаров и услуг. 

Ключевую роль в сдерживании  роста цен  (тарифов)  на товары и услуги инфраструктурных отраслей будет играть создание эффективного механизма регулирования ценообразования как в монопольном,  так и в конкурентном сегментах параллельно с расширением предложения этих товаров и услуг при последовательной либерализации рынка электроэнергии и услуг железнодорожного транспорта.

Приоритетными направлениями  в сдерживании роста цен на рынках нефтепродуктов,  строительных материалов и других сырьевых товаров  станет развитие конкуренции,  в  том числе путем расширения практики использования механизмов биржевой торговли,  повышения эффективности  противодействия картельным соглашениям, распространения практики заключения долгосрочных договоров на поставку товаров.

Важными факторами сдерживания  инфляции станет реализация мер по развитию конкуренции на продовольственных  рынках субъектов Российской Федерации,  развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции,  расширению сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских  кооперативов. 

Второе направление -  переход  к новым денежно-кредитным механизмам обеспечения спроса экономики на деньги,  базирующимся на пополнении ликвидности преимущественно за счет рефинансирования банков Центральным  банком Российской Федерации. 

Рост экономики и увеличение национальных сбережений создают условия  для дальнейшего роста спроса на деньги.  В целом уровень  монетизации экономики  (отношение  среднегодового значения денежного  показателя М2  к валовому внутреннему продукту)  может повыситься с 28,3 процента валового внутреннего продукта в 2006 году до 60 - 65 процентов в 2015 году и 70 - 75 процентов в 2020 году, что создаст предпосылки для сближения российской экономики в части развития финансовых институтов экономики развитых стран Европейского союза.

Значительно повысится роль процентных ставок,  устанавливаемых  Центральным банком Российской Федерации, и его операций на открытом рынке  в регулировании денежного рынка  и снижении инфляции.

Третье направление - усиление стимулирующего влияния налоговой  системы на развитие экономики при  одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.

Реализация указанного направления  должна производиться путем совершенствования  налоговой политики,  обеспечивающей дополнительные стимулы для:

  • создания новых производств,  развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью,  развития малого предпринимательства,  прежде всего в высокотехнологичных секторах;
  • обновления и технического перевооружения основных фондов в экономике;
  • финансирования со стороны работодателей образования,  здравоохранения и пенсионного обеспечения своих сотрудников;
  • проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения их результатов;
  • увеличения глубины переработки природных ресурсов;
  • развития российской финансовой инфраструктуры;
  • повышения экономической активности населения;
  • устранения инфраструктурных ограничений экономического роста;
  • снижения негативного воздействия производства на окружающую среду и сдерживания выбросов парниковых газов.

Механизмы налоговой политики,  в том числе администрирования  налогов и сборов,  должны предусматривать  упрощение налоговой системы,  снижение издержек налогоплательщиков,  связанных с исполнением налогового законодательства,  стимулировать  перемещение финансовых центров и центров прибыли корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию.

Для этого необходимо в том числе обеспечить:

  • упрощение процедур и форм налоговой отчетности;
  • совершенствование процедур исчисления и возмещения налога на добавленную стоимость;
  • упрощение вычета по налогу на добавленную стоимость по выданным и полученным авансам;
  • осуществление перехода от единого социального налога к страховому взносу на обязательное социальное страхование, устанавливаемому в размере,  обеспечивающем стабильность и устойчивость функционирования пенсионной системы,  а также систем обязательного медицинского и социального страхования.  С тем чтобы избежать негативных эффектов,  связанных с некоторым увеличением отчислений с фонда оплаты труда,  потребуется разработать и принять комплекс финансовых и налоговых мер,  которые компенсируют рост нагрузки на товаропроизводителей;
  • совершенствование амортизационной политики для целей налогообложения в части сокращения сроков полезного использования машин и оборудования,  а также повышения размера амортизационной премии до 30 процентов по активной части основных фондов;
  • освобождение от налогообложения прибыли доходов от реализации ценных бумаг;
  • совершенствование системы налогообложения добычи нефти для стимулирования разработки новых месторождений и полного использования потенциала уже разрабатываемых месторождений;
  • совершенствование системы взимания акцизов и унификацию ставок вывозных пошлин на нефтепродукты в целях стимулирования производства продуктов высокого передела;
  • создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов;
  • создание эффективной системы налогообложения при трансфертном ценообразовании,  налогообложения консолидированной финансовой отчетности;
  • разработку новых правил налогообложения некоммерческих организаций, предполагающих освобождение их от налога на прибыль при соблюдении условий,  касающихся связи осуществляемой ими предпринимательской деятельности с основной деятельностью негосударственных некоммерческих организаций,  введение льготы по налогу на прибыль для предприятий, осуществляющих пожертвования на благотворительную деятельность;
  • упрощение процедуры рассрочки  (отсрочки)  задолженности юридических лиц по налогам и сборам,  а также по пеням и штрафам в части увеличения сроков и упрощения процедур.

Информация о работе Основные направления финансовой политики РФ