Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:19, реферат
Коммерция представляет собой форму бизнеса, проявляющуюся в создании и функционировании предприятий, деятельность которых направлена на получение прибыли в результате купли-продажи товаров.
Коммерция – деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих куплю-продажу товаров, а также их хранение с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.
Таким образом, коммерческие функции выполняет предприятие, а технологические функции приходятся на долю торговых единиц. Правда, нередко бывает так, что оба эти понятия совмещаются: магазин обладает правами юридического лица, т.е. является коммерческим предприятием. Торговые единицы являются собственностью торгового предприятия.
Некоторые учреждения, например, научные, медицинские, культурно- просветительские и т.д., а также учебные заведения, не являющиеся коммерческими организациями и состоящие на полном или частичном содержании государства, могут создавать коммерческие подразделения с целью продажи своего продукта/услуги и получения прибыли.
4. Основные
финансовые показатели
Предпосылкой создания и условием развития коммерческого бизнеса является наличие и рост капитала с его способностью воспроизводить себя в расширенных размерах. Создавая торговое предприятие, предприниматель испытывает потребность в капитале, тем большую, чем крупнее проектируемое предприятие. Вкладывая капитал в какое-либо дело, предприниматель рассчитывает на определенную отдачу, на увеличение капитала, на прибыль.
Составной частью капитала является доброе имя (англ. гудвилл – goodwill) - нематериальные активы фирмы: ее репутация, имидж, деловые связи, престиж товарных марок, наличие ноу-хау и т.д. Несмотря на его неосязаемость, гудвилл обычно имеет денежную оценку.
Капитал – это:
1) стоимость, способная создавать новую, большую по размерам стоимость;
2) совокупность источников финансирования деятельности предприятия.
Капитал делится на собственный, владеет которым само предприятие, и привлеченный, заемный, владельцем которого может быть любое постороннее юридическое или физическое лицо, но распоряжается которым данное предприятие. Передача капитала в распоряжение предприятия ставит его и владельца заемного капитала в отношения дебитора и кредитора. Заемный капитал возвращается в установленные сроки с соответствующими процентами, величина которых устанавливается в зависимости от нормы ссудного капитала на рынке финансов, времени использования ссуды и других условий.
В состав собственного капитала входит уставный капитал, размер которого обусловлен уставом торгового предприятия, резервный фонд, обеспечивающий внутреннее страхование коммерческого риска, целевые фонды, предназначенные для обеспечения специальных торговых операций, нераспределенная прибыль, которая представляет собой форму инвестиции и одновременно резерв собственных средств и, наконец, прочие формы собственного капитала (в частности, выплаты за аренду собственных торговых площадей и другого имущества).
К заемному капиталу относятся долгосрочные финансовые обязательства (со сроком использования более одного года: целевые кредиты и заемные средства) и краткосрочные финансовые обязательства (со сроком погашения до одного года) – кроме банковских кредитов к ним относятся различные формы кредиторской задолженности.
Кредиторская задолженность – долговые обязательства предприятия перед поставщиками, банковскими учреждениями, другими предприятиями и физическими лицами за поставленные товары, выполненные работы и предоставленные кредиты.
Но торгующее предприятие может быть не только в положении должника, в определенной ситуации оно само выступает в роли кредитора: покупатели его товаров могут оплачивать их с некоторой задержкой и даже становиться злостными неплательщиками, некоторым клиентам предоставляется кредит на приобретение товаров, коммерческий кредит может быть предоставлен другим предприятиям и т.д.
Дебиторская задолженность – денежные средства, которые должно получить коммерческое предприятие от своих должников – предприятий, учреждений и физических лиц – за проданные товары и предоставленные кредиты.
Многие предприятия, имеющие значительную дебиторскую задолженность и испытывающие нужду в свободных денежных средствах, прибегают к факторингу, т. е. к продаже долгов, которые главным образом возникают, когда покупатель не оплатил проданные ему товары и т. п.
Факторинг – покупка фактором (чаще всего банками) у сбытовых и торговых предприятий их дебиторской задолженности со скидкой 10 - 30%.
Факторинг – взаимовыгодная коммерческая операция. Фактор получает прибыль за счет скидки; она же покрывает риск. Крупное финансовое предприятие располагает мощными рычагами воздействия на должника и для взыскания долга. Продавец же без хлопот и затруднений получает большую часть долга и имеет возможность самому расплатиться со своими кредиторами или вложить деньги в дело.
Коммерсант должен иметь в виду, что хотя собственный капитал обладает высокой финансовой устойчивостью и снижает риск банкротства, он ограничивает возможности расширения операций на рынке, особенно в условиях благоприятной конъюнктуры, а следовательно, сдерживает темпы экономического роста. Поэтому каждому предпринимателю приходится решать задачу оптимизации соотношения собственного и заемного капитала с позиции расширения собственного потенциала. Соотношение собственного и заемного капитала (коэффициент финансовой устойчивости) называется финансовой структурой капитала, от которой в значительной мере зависит уровень экономической эффективности торгового предприятия. Она характеризуется долей использования заемного капитала – коэффициентом финансового левериджа, или коэффициентом финансовой зависимости.
Коэффициент концентрации собственного капитала = Величина собственного капитала / Итог баланса
Коэффициент концентрации заемного капитала = Величина заемного капитала / Итог баланса
Финансовый леверидж = Величина заемного капитала / Величина собственного капитала
Способность торгового предприятия осуществлять широкомасштабные коммерческие операции, его потенциал конкурентной борьбы, степень риска, его место на рынке, имидж в мире бизнеса в значительной мере зависит от капитала, вложенного в дело, от его размера, состава, оборачиваемости и, самое важное, от эффективности его использования.
Источником поддержания и приращения капитала, образования прибыли и покрытия текущих затрат является товарооборот, т.е. продажа товаров, коммерческий процесс обмена товаров на деньги. Другое значение товарооборота – выручка предприятия о реализации товара.
Размер капитала определяет
потенциальные возможности
Капиталоемкость товарооборота = Средняя сумма капитала за определенный период / Объем товарооборота за тот же период
Коммерческая эффективность капитала определяется его способностью создавать результат на каждую единицу в форме товарооборота или прибыли. Такой показатель называется капиталоотдачей и характеризуется коэффициентами оборачиваемости и рентабельности предприятия.
Общая оборачиваемость = Выручка / Итог баланса [об/г]
Оборачиваемость оборотных средств = Выручка / Средняя величина оборотных средств за период [об/г]
Оборачиваемость запасов = Выручка / Средняя величина запасов [об/г]
Оборачиваемость дебиторской
задолженности = Выручка / Средняя величина
дебиторской задолженности [об/
Оборачиваемость кредиторской задолженности = Выручка / Средняя величина кредиторской задолженности [об/г]
Продолжительность оборота запасов = 360 / Оборачиваемость запасов [дни]
Продолжительность оборота
дебиторской задолженности = 360 / Оборачиваемость
дебиторской задолженности [
Продолжительность оборота кредиторской задолженности = 360 / Оборачиваемость кредиторской задолженности [дни]
Продолжительность операционного
цикла = Продолжительность оборота
запасов + Продолжительность оборота
дебиторской задолженности [
Продолжительность финансового цикла = Продолжительность операционного цикла - Продолжительность оборота кредиторской задолженности [дни]
Рентабельность активов = Прибыль / Средний итог баланса [%]
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала [%]
Период окупаемости собственного капитала = 1 / Рентабельность собственного капитала [лет]
Рентабельность продаж = Прибыль / Выручка [%]
Рентабельность предприятия (деятельности) = Прибыль / Себестоимость проданных товаров [%]
Выводы из темы
В основу коммерческих отношений заложен ряд принципов. К ним относятся:
а) наличие экономических, правовых и финансовых отношений купли-продажи между субъектами коммерции, базирующихся на праве собственности;
б) стремление коммерсанта обеспечить свои интересы независимо от того, способствует или препятствует это реализации интересов других участников коммерческого процесса;
в) проведение своей стратегии любыми средствами (за исключением запрещенных законом) вплоть до жесткого навязывания своих интересов, если контрагенты не соглашаются принимать предлагаемые условия;
г) поощрение деловой инициативы, использование интуитивных решений, базирующихся на опыте и знании деловой конъюнктуры, с одной стороны, и применение научных методов управления торговым процессом, с другой;
д) готовность идти на риск ради перспективы получения большей прибыли.
Таким образом, в коммерции сталкиваются не совпадающие (иногда противоположные) интересы и действия, возникает конкурентная борьба, в которой побеждает не только сильнейший (обладающий большим потенциалом), но и наиболее умелый, использующий прогрессивные методы деятельности, умеющий оптимизировать свои затраты и сконцентрировать свои усилия на наиболее перспективном направлении.