Основы финансовой автономии местных органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение основ финансовой автономии местных органов власти и Международных стандартов организации местных финансов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие финансовой автономии местных органов власти;
- рассмотреть границы и количественные показатели финансовой автономии местных органов власти;
-определить взаимосвязь местных и государственных финансов;
-рассмотреть и изучить международные стандарты организации местн

Содержание

Введение

1.Основы финансовой автономии местных органов власти.

1.1 Понятие финансовой автономии местных органов власти.

1.2.Границы и количественные показатели финансовой автономии местных органов власти.

1.3.Взаимосвязь местных и государственных финансов.

2.Международные стандарты организации местных финансов.

2.1. Европейская хартия о местном самоуправлении

2. 2. Всемирная декларация местного самоуправления
2. 3. Декларация о принципах местного самоуправления в странах СНГ
2.4. Европейская хартия городов и Европейская декларация прав городов
Вывод
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

местные финансы.docx

— 66.62 Кб (Скачать файл)

2. 2. Всемирная декларация местного самоуправления

 

   В сентябре 1995 г. Всемирной ассоциацией местного самоуправления. Интернациональным союзом местных властей (ІСМВ) утвердила Всемирную декларацию местного самоуправления.

  Статья 8 декларации "Средство местных органов власти" очерчивает основы построения финансов местных органов власти и состоит из 7 пунктов.

   В соответствии с пунктом 1 декларации местным органам власти предоставляется право на соответствующие финансовые ресурсы, выделенных от средств других уровней управления, и на свободное распоряжение денежными поступлениями в границах их полномочий.

    В пункте 2 указано, что распределение средств между местными органами власти следует осуществлять в определенных пропорциях соответственно тем задачам, которые ими выполняются. Эти средства должны поступать регулярно и периодически, чтобы обеспечивать беспрерывную работу служб и соответствующее финансовое планирование. В случае передачи любых новых полномочий происходит перераспределение финансовых ресурсов, необходимых для выполнения этих полномочий.

   В пункте 3 отмечается: определенная часть финансовых ресурсов местных органов власти может поступать от местных налогов, платежей и сборов, уровень которых эти органы обязаны устанавливать сами.

     Пунктом 4 определяется, что налоги, которые местным органам власти имеет право увеличивать или от которых они получают гарантированную часть, должны носить довольно общий и гибкий характер, чтобы давать местной власти возможность соответствовать уровню ее обязательств.

   В пункте 5 провозглашается потребность автономии финансово более слабых местных органов управления в системе финансового выравнивания.

   В пункте 6 говорится, что право местных органов власти надлежащим образом принимать участие в разработке правил, которые регулируют общее пропорциональное распределение перераспределенных средства, может быть четко определено.

    В соответствии с пунктом 7 декларации предоставления одноразовых субсидий, которые ассигнуются не для финансирования специальных проектов или служб, также может быть установлено. Вместе с тем подчеркивается, что предоставление субсидий не может оправдывать неуместное вмешательство в политику, которая осуществляется местными органами власти в границах их компетенции.

    Как видим, значительная часть положений Всемирной декларации местного самоуправления о финансах местных органов власти повторяет основные принципы Европейской хартии о местном самоуправлении. Вместе с тем, есть положение, которое развивают эти принципы. Некоторых принципов Европейской хартии во Всемирной декларации нет.

   Так, в декларации нет положений о деятельности органов местного самоуправления на рынке ссудного капитала, о разнообразии местных финансовых систем.

     Тем не менее есть положение о финансовом планировании в местных органах власти, об обособлении средств местного самоуправления от средств других уровней управления, о местных платежах.

 

 2. 3. Декларация о принципах местного самоуправления в странах СНГ

 

   Еще один международный правовой акт, в котором регламентируется финансовая деятельность местного самоуправления — это Декларация о принципах местного самоуправления в государствах — участницах Содружества Независимых Государств, которая принята в 1993 году Межпарламентской ассамблеей СНГ. Проблемы финансов местного самоуправления изложены в ст. 4 декларации "Экономические основы местного самоуправления". Отмечается, что законодательство о местном самоуправлении может устанавливать права территориальных сообществ на материально-финансовые ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий. Население, которое осуществляет местное самоуправление, целесообразно признать субъектом, который осуществляет владение, пользование, распоряжение собственностью соответствующей территории (муниципальной, коммунальной), предоставить ему возможность самостоятельно и при посредничестве органов местного самоуправления распоряжаться материально-финансовыми ресурсами. В декларации подчеркивается: органы местного самоуправления имеют право на материально-финансовые ресурсы, соответствующие их полномочием, а также достаточные, чтобы обеспечивать государственные социальные стандарты для населения. Подчеркивается, что государство обеспечивает соответствие ресурсов полномочиям органов местного самоуправления, установленным законами. Декларация устанавливает право представительного органа местного самоуправления самостоятельно принимать местный бюджет. Самостоятельность местного бюджета гарантируется государственной поддержкой развития производственной сферы через налоговую, инвестиционную и кредитную политику, наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов. Она также обеспечивается правом органов местного самоуправления определять направления использование бюджетных ресурсов, запретом изъятия свободных остатков средства местного бюджета, компенсацией убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления другого уровня. Самостоятельность местного бюджета также гарантируется стабильностью экономического законодательства. Декларация о принципах местного самоуправления в государствах — участницах СНГ провозглашает лишь часть принципов, декларированных Европейской хартией о местном самоуправлении. Вместе с тем, есть некоторые новации, которые касаются имущественных прав территориальных коллективов, необходимости обеспечения стабильности экономического законодательства, запрета на изъятие свободного бюджетного средства, гарантий на собственные и закрепленные доходы, государственных социальных стандартов. Эти и некоторые другие положения обусловлены особенностями социально-экономической и политической ситуации в постсоветских обществах, которые формируются в странах СНГ. Декларация в целом отображает практику становления экономических основ местного самоуправления в Российской Федерации. Позиции, провозглашенные в декларации, нашли отображения в законе Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В трех рассмотренных актах международного права есть ряд общих принципов, признанных во всех странах, несмотря на их социально-экономические и политические особенности. Во-первых, органы местного самоуправления имеют право на достаточные собственные финансовые ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться. Во-вторых, объем финансовых ресурсов, которыми распоряжаются органы местного самоуправления, может быть достаточным и соответствующим их задачам, обязанностям и компетенциям местной власти. В-третьих, государство предоставляет финансовую помощь финансово слабым органам местного самоуправления. Четвертое, необходимость поддержки финансово слабых органов местного самоуправления предопределяет применение государством процедур финансового выравнивания. Есть еще три принципа, провозглашенные как Европейской хартией, так и Всемирной декларацией, но их нет в Декларации о принципах местного самоуправления стран — участниц СНГ. Первый — это требование формирования долю доходов органов местного самоуправления за счет местных налогов и сборов, которые местной властью устанавливаются самостоятельно. Второй принцип — обязательство предоставлять государственные субсидии органам местного самоуправления без нарушения принципа их самостоятельности. В соответствии с третьим принципом органы государственной власти, которые осуществляют перераспределение средств для местного самоуправления, должны это делать на основе консультаций с местной властью. Наиболее основательно стандарты построения финансов местных органов власти изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении. Кроме уже названных в обобщенном виде принципов, хартия включает еще два. Это необходимость обеспечения гибкости и разнообразия местных финансовых систем и доступа органов местного самоуправления к рынку ссудного капитала.

 

2.4. Европейская хартия городов и Европейская декларация прав городов

 

 Отдельные положения  о стандартах построения финансов  местных органов власти содержат  Европейская хартия городов и  Европейская декларация прав  городов, принятые в марте 1992 г. Европейская декларация прав  городов провозглашает право граждан городов на финансовые механизмы и структуры, которые разрешают местным органам власти находить финансовые ресурсы, необходимые для осуществления прав, определенных этой декларацией. К таким правам отнесено право на безопасность, не загрязнения и чистоту окружающей среды, на работу, жилье, свободу передвижения, на здравоохранение, спорт и досуг, на культуру, интеграцию многих культур, на качественную архитектуру и физическое окружение, на согласование функций работы, социальной активности и жизни, на участие в управлении городом, на экономическое развитие, беспрерывное развитие экономики и окружающей среды, на услуги и товары, на богатство природы и естественные ресурсы, на развитие личности, на междугородное сотрудничество, на равноправие.

     В Европейской хартии городов провозглашаются такие принципы.

   Первый. Местные органы власти обязаны обеспечивать экономическое развитие своих районов.

   Второй. Экономическое и социальное развитие взаимосвязано. Поэтому заботой местной власти является не только уровень, а и качество жизни.

  Третий. Город в экономическом и социальном плане является частью своего региона и окружающей территории. При разработке своих планов местная власть может учитывать взаимоотношения своего города со всем регионом.

   Четвертый. Экономический рост и развитие зависят от инфраструктуры, достаточной для организации, поддержки и развития такого роста. Обязанность местной власти — проявлять пробелы в действующей инфраструктуре и учитывать их в планах социально-экономического развития и в связанных с ними политике, предложениях, в стратегии и программах.

   Пятый. Сотрудничество между частным и государственным секторами является важным компонентом в городском экономическом росте и развитии. Поэтому местные органы власти должны сотрудничать с частным сектором, в особенности при осуществлении программ профессиональной подготовки и образования, в создании социальных служб, в возрождении на основе партнерства центральных районов городов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Финансовая автономия - это база самоуправления территориальных коллективов, самостоятельности всех уровней местной власти.

 Финансы местных органов власти – это система формирования, распределения и использования местной властью финансовых ресурсов для обеспечения возложенных на нее функций и задач.

Принцип автономности реализуется потому, что такую систему каждый местный орган власти создает сам: подбирает ее модель, внутреннюю структуру, определяет соотношения между отдельными элементами.

Финансовая автономия  местных органов власти – это финансовая независимость этих органов при выполнении возложенных на них функций.

  Уровень финансовой автономии местных органов власти может быть определен также системой количественных показателей:

- показатель удельного веса расходов на реализацию собственных полномочий. Характеризует объем функций, которые обеспечиваются органами местного самоуправления за пределами прямого государственного контроля;

- показатель удельного веса основных расходов. Характеризует объем задач, которые обеспечиваются местными органами власти под контролем государственной власти на уровне установленных его единых государственных стандартов;

-  показатель удельного веса расходов на финансирование делегированных полномочий. Отражает объем задач государственной власти, которые делегируются ею для обеспечения местными органами власти;

-  показатель удельного веса собственных доходов в доходах местных бюджетов. Указывает на степень зависимости доходных источников местных органов власти от их собственной деятельности и собственных решений и является наибольшим универсальным показателем уровня самостоятельности местных бюджетов;

-  показатель удельного веса собственных и закрепленных доходов в доходах местных бюджетов. Показывает уровень самостоятельности местных бюджетов с учетом переданной им государством на долгосрочной основе дополнительной доходной базы;

-  показатель удельного веса доходов местных бюджетов от местных налогов и сборов. Характеризует долю доходов бюджета, которые формируются за счет налогов и сборов, устанавливаемые местными органами власти;

-  показатель удельного веса несвязанных субсидий в доходах местных органов власти. Отражает объем финансовой помощи местным органам власти со стороны государственной власти, которая не ограничивается конкретной целью и задачами.

Важным показателем финансовой автономии является коэффициент налогоспособности административно-территориальной единицы.

    

Налогоспособность территории – это показатель, характеризующий абсолютный объем ВВП,  произведенный в ее границах на душу населения и который может быть объектом коммунального налогообложения.

Коэффициент налогоспособности является показателем автономии местного органа власти от способов финансового выравнивания его доходов и расходов, которые осуществляются центральной властью.

 

Европейская хартия о местном самоуправлении (принята в октябре 1985 г.)предусматривает:

   Органы местного самоуправления имеют право в пределах общегосударственной экономической политики свободно распоряжаться достаточными собственными средствами.

1.Финансовые ресурсы органов местного самоуправления определяются соответственно компетенциям, предусмотренных Конституцией и законом.

2.Хотя бы часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов или налогов, ставки которых эти органы определяют в границах закона.

3.Финансовые системы, которые обеспечивают поступление финансовых ресурсов органов местного самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими для сохранения соответствия реальным расходам при осуществлении их полномочий.

4.Устанавливается необходимость введения процедур финансового выравнивания или эквивалентных мероприятий, предназначенных для коррекции последствий неравномерного распределения потенциальных источников финансирования, а также их финансового груза для защиты финансово слабых органов местного самоуправления.

5.Устанавливается необходимость соответствующим образом согласовывать с органами самоуправления выделение им перераспределенных средств.

6.По возможности субсидии, которые предоставляются органам местного самоуправления, не могут предназначаться для финансирования определенных проектов.

7.С целью финансирования инвестиций органы местного самоуправления имеют право на доступ к внутреннему рынку заемного капитала.

Всемирная декларация местного самоуправления (Сентябрь 1985г.) – аналогична основным принципам Европейской хартии о местном самоуправлении.

В декларации о принципах местного самоуправления в странах СНГ (1993 г.)предусматривалось:

*Органы местного самоуправления имеют право на материальные финансовые ресурсы, что отвечает их полномочиям, а также достаточные, чтобы обеспечивать государственные социальные стандарты для населения.

*Устанавливается право представительского органа местного самоуправления самостоятельно принимать местный бюджет.

*Существует необходимость финансового выравнивания.

Европейская хартия городов и Европейская  декларация прав городов (1992 г.):

Информация о работе Основы финансовой автономии местных органов власти