Особенности организации финансов предприятия малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотрение особенностей финансов организации малого бизнеса
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;
- определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.

Содержание

Ведение
I. Особенности финансов организаций малого бизнеса
1. Значение и задачи малого предприятия
2. Основные критерии принадлежности к малому бизнесу
3. Государственная поддержка малого бизнеса
3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства
Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности
1.4.1 Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре
1.4.2 Инновационная роль малого предпринимательства
1.4.3. Особенности целеполагания
1.4.4 Особенности менеджмента
1.4.5 Особенности финансирования деятельности
1.4.6 Особенности трудовых отношений
1.4.7 Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия
1.4.8 Качественные характеристики российского малого предприятия
1.4.9 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .docx

— 77.11 Кб (Скачать файл)

 Малый бизнес чутко  реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь — новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.

 Развитию малого бизнеса  способствует и региональная  дифференциация производства и  потребления. Значительная часть  малых предприятий создается  для освоения ресурсов сырья,  имеющих местное значение, с целью  избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.

 

1.4.2 Инновационная  роль малого предпринимательства

 

Инновационная роль малого бизнеса часто реализуется в кооперации с крупным предприятием. Помимо производственной кооперации, о которой говорилось выше, существует аналогичное разделение труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно осуществляется небольшими наукоемкими предприятиями — венчурными малыми предприятиями, которые занимаются поиском принципиально новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя доработку и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующих крупных и капитальных затрат.

 Кооперация в сфере  НИОКР позволяет крупным предприятиям  значительно сократить период разработки принципиально новых видов продукции (нередко с 10—15 до 4 лет) и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Экономически она высокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фирмами в США производится в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на крупных предприятиях, а затраты на одного инженера или исследователя — вдвое ниже. Поэтому венчурное предпринимательство получает широкое распространение. Концерн "Дженерал электрикс", например, связан с более чем 200 независимыми исследовательскими фирмами, фактически целиком работающими на его потребности. Частный сектор инвестирует в малые инновационные предприятия огромные средства: ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3—4 млрд долл., совокупные инвестиции венчурных фондов Великобритании, ФРГ, Франции и Италии составляют более чем 3,5 млрд ЭКЮ.

 Однако определенная  часть малых фирм пытается  вести самостоятельную инвестиционную деятельность, в чем ей оказывает поддержку государство. Если крупный капитал занимается поиском и стимулированием отдельных перспективных в коммерческом отношении малых инновационных форм, то государство поддерживает инновационную деятельность сектора малых предприятий как такового. В США федеральное правительство финансирует 35% расходов малых фирм на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а на уровне штатов и органов местного самоуправления действуют программы, увязывающие поддержку инновационных малых предприятий с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число малых предприятий осуществляет инновации в форме обновления технологии, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная помощь также  играет большую роль. Она выражается в содействии различным способам передачи технологии, прежде всего в форме участия в создании соответствующей инфраструктуры — бизнес-инкубаторов и технопарков (предоставление земельных участков, налоговые льготы и т. п.). Целью является "выращивание" технически передовых предприятий, которые в перспективе смогут осуществить диффузию новейших технологий во все сферы национальной экономики. Тем самым удается частично компенсировать характерную для малых фирм нехватку финансовых средств, необходимых для проведения научных исследований и разработок.

 

1.4.3. Особенности  целеполагания

 

В рыночных условиях различия между крупными и малыми предприятиями в вопросах целеполагания определяются тем, что первые формируют рыночную конъюнктуру, а вторые подстраиваются под нее. У небольших фирм отсутствуют детальные стратегические планы. По мнению предпринимателей, достаточно и ориентировочных оценок основных параметров деятельности, поэтому даже важнейшие решения зачастую принимаются ситуативно.

 Неразвитость стратегического  мышления наиболее болезненно сказывается в первые годы существования малого предприятия, когда на деле проверяется необходимость предлагаемых им товаров и услуг. Если малое предприятие нашло свою нишу, в дальнейшем из-за ее локальности надо лишь поддерживать стационарный режим функционирования на основе стандартных оперативных решений. Потребность в стратегическом плане появляется, если малый бизнес решил перешагнуть порог, отделяющий его от среднего.

 Ограниченный временной  горизонт управленческих решений малого предприятия в ситуации неустойчивой рыночной конъюнктуры переходного периода имеет определенные преимущества по сравнению со стратегическим планированием крупного предприятия. Когда успех бизнеса в большей мере обусловлен регулирующим воздействием государства (или отсутствием такового воздействия), чем внутрифирменными факторами, стратегический план развития, разрабатываемый в скользящем режиме и включающий средне- и краткосрочные программы, может оказаться неэффективным в силу своей неизбежной жесткости. Позволяя надежно диагностировать, контролировать конъюнктуру в условиях стабильности, такой порядок управления, присущий большому бизнесу, плохо приспособлен к необходимости быстрой адаптации в случае постоянно меняющейся внешней среды. Напротив, оперативный режим управления малым предприятием, указывающий возможность существования, развития фирмы, главным образом с благоприятной внешней обстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малого бизнеса в переходной экономике управленческой структуры, привлечения специалистов. Упрощенный менеджмент создает малой фирме определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации. Выделение управленческих функций происходит на малом предприятии за счет персонификации их в узком кругу лиц и начинается, с учетно-бухгалтерской. Это объясняется запутанностью, усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостью зачастую вести вторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей-индивидуалов, платящих низкие налоги, имеющих упрощенную форму отчетности, нет жалоб на сложность бухгалтерской работы и желания, объединившись, нанять профессионального бухгалтера.

 Основные решения почти  всегда руководитель малого предприятия  принимает единолично. Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так как время на их обсуждение и согласование сведено к минимуму. Выполняется то, что задумано, решения не искажаются при их "трансляции". В случае удачи авторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшее руководство.

 Вместе с тем сосредоточение  всей полноты власти в одних  руках может обернуться барьером  для развития бизнеса. При таком порядке управления значительно возрастает роль предпринимателя, его врожденных качеств, профессиональных знаний, субъективных установок. Не будет преувеличением сказать, что количество стабильно функционирующих малых предприятий не может превышать, число людей, способных к самостоятельной предпринимательской деятельности.

 Единоначалие имеет  и негативные последствия, причем даже в режиме оперативного управления предприятием. Не подконтрольность руководителя провоцирует ошибочные решения. Совершенные промахи, подрывая его авторитет, снижают "управляемость" работников, а в конечном счете — внутренний потенциал бизнеса. Еще опаснее авторитарный менеджмент, когда речь идет о принятии стратегических решений. Именно поэтому с увеличением масштабов бизнеса, горизонтов внутрифирменного планирования происходит усложнение структуры управления предприятием, размежевание прав собственности и контроля. В целом российские малые фирмы в вопросах целеполагания соответствуют рыночному стандарту. Из-за неразвитости рыночных отношений, нестабильности внешней среды под этот стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. У малых, средних и крупных предприятий сегодня есть общие проблемы, "разведенные" в ситуации благоприятной экономической и политической конъюнктуры. Это сказывается на структуре, порядке разработки и реализации целей предприятия. Подчас возможность предвидеть и моделировать будущее в большей степени определяется не масштабом бизнеса, а его отраслевой принадлежностью. Даже небольшие торговые фирмы могут успешнее планировать деятельность на перспективу, чем средние, а то и крупные производственные предприятия.

 

1.4.4 Особенности  менеджмента

 

Простота организационной  структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах фирмы — одни из наиболее ярких отличий российского малого предприятия от крупного.

Специфика менеджмента малой фирмы заключается в том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства проблем.

Возможность концентрации власти определяется самим масштабом бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик, число  партнеров ограничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех держать в поле зрения. Наряду с этим малому предприятию не свойственно, да и  не нужно, принимать нестандартные управленческие решения, кардинально меняющее ситуацию внутри фирмы и вне ее.

Следовательно, и нет потребности  в управленцах — специалистах высокого класса. Для руководства  малой фирмой достаточно средней квалификации в сочетании с доступностью информации, консультационных услуг.

 Руководитель малого  предприятия должен принять на  себя всю полноту ответственности,  так как услуги, профессионалов-управленцев стоят дорого. Выгода, которую может дать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратами на его содержание.

Лишь когда фирма ориентирована на рост, на преодоление барьеров входа в группу предприятий, более крупного бизнеса, требования к управлению возрастают, появляется необходимость усилить руководство за счет создания более сложной структуры.

 

1.4.5 Особенности  финансирования деятельности

 

 Одно из, главных отличий малого предприятия от крупного предприятия — порядок финансирования, предполагающий использование в первую

очередь и главным образом  внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств  родных, друзей. В условиях развитого  рынка для малого предприятия  существует еще один источник —  банковский кредит, предоставляемый  как непосредственно, так и в  рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализированных финансовых структур, при поддержке государства.

 В сегодняшних российских  условиях, как свидетельствуют результаты всех опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части малых предприятий, носит застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование малых фирм  сведено к минимуму. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и - отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне. Прежде всего, это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.    

Рассматривая особенность  малых предприятий, заключающуюся  в преимущественном использовании внутренних источников финансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успешным малым предприятиям попасть в разряд средних.

 Недостаток собственных  средств, принципиально невосполнимый в рамках отдельного малого предприятия, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масштабов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустели из-за деградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернув нерентабельные производства, они не в силах "содержать себя" за счет оставшихся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался от крупного в процессе реструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требует финансовой подпитки извне, причем в относительно сжатые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.       

 Другой пример. Малое  предприятие  освоило выпуск  продукции, чья конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствование технических параметров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно серьезное (по масштабам малого предприятия) единовременное финансовое вливание, отдача от которого в будущем возместит все затраты.

И еще один случай. Он типичен  для инновационного предпринимательства. Если малая фирма опирается в  своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыльным, когда замкнется цепь: разработка — организация производства — сбыт. Чтобы "раскрутить" такой бизнес, необходимо соответствующее стартовое финансирование. В ситуации, когда стартовый капитал формируется исключительно за счет личных средств предпринимателей, научные разработки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновационные малые предприятия доводят разработки до пробных образцов и контрольных испытаний. В случае удачи их внедрением занимаются крупные фирмы. Другая возможность — привлечение венчурного капитала.                    

Информация о работе Особенности организации финансов предприятия малого бизнеса