Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:47, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны. Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия инфляции, ее сущности, причин, последствий, а также антиинфляционной политики и особенностей ее реализации в Республике Беларусь.
Введение
1. Сущность и причины инфляции
2. Виды инфляции и ее последствия
3. Особенности проявления инфляции в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Затем, после бума, акселераторы, как элементы государственной политики, замедляют быстрый темп экономического роста. Данное торможение повышает уровень безработицы до естественного, но инфляция сразу не снижается, ибо определенное время остается инерционной.
В случае экономического спада безработица падает ниже естественного уровня, и события развиваются в обратной последовательности. В результате инфляция уменьшается. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен после достижения естественного уровня безработицы. Последний определяется эмпирически. К сожалению, не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям, т.е. для достижения естественного уровня. При этом нельзя забывать и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Многое зависит и от неожиданности самого потрясения. Все это не может не поставить под сомнение теорию естественного уровня, так же, как ранее была оспорена кривая Филипса.
Зададимся вопросом: какую цену платит общество за снижение уровня инфляции? Чем круче кривая Филипса, тем эта цена ниже, ибо удается существенно сократить темп инфляции за счет более скромного снижения занятости. Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена, это означает снижение реального валового национального продукта на 4% от потенциального.
Проблема необходимости
платить безработицей за снижение инфляции
решается неоднозначно. Это дилемма.
Часть экономистов утверждают, что
количественно такая плата
3 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Беларусь как страну с открытой экономикой не могли не затронуть мировые инфляционные процессы. Развитие инфляционной ситуации в среднесрочной перспективе, безусловно, будет зависеть от инфляционных процессов, протекающих в мире. Прежде всего это касается цен на энергоносители (таблица 3.1).
Таблица 3.1 Изменение
средних цен импорта в
В таблице 3.1 представлена динамика цен на импортируемую в нашу страну продукцию. В 2007-м и начале 2008 года к ранее наметившейся тенденции постоянного удорожания импортируемой в республику нефти добавились следующие потенциально инфлятогенные факторы:
более чем двукратное удорожание в минувшем году импортируемого из Российской Федерации газа и существенный рост цен на ввозимую сельскохозяйственную продукцию (зерновые культуры и растительные масла). Цены на газ для Беларуси в настоящее время определяются подписанными в конце 2006 года с Российской Федерацией договоренностями, согласно которым в 2007 году цена газа была фиксированной и составила 100 долларов за тыс. куб. метров, в 2008 году она составит 67 % от цены на газ на европейском рынке за вычетом транспортных расходов, в 2009-м – 80 %, в 2010-м – 90 %, в 2011 году – 100 %.
Таким образом, и здесь Беларусь привязана к мировой конъюнктуре цен на энергоносители. Иными словами, даже при умеренном росте цен на мировых рынках в Беларуси они также возрастут.
Кроме того, необходимо отметить, что пусть и не в такой значительной степени, но все же происходит удорожание по другим важным позициям импорта нашей страны, причем как по сырьевым товарам, так и по потребительским. Таким образом, в 2007-2008 и начале 2009 года внешние тенденции оказывали существенное повышающее давление на инфляционные процессы в Беларуси.
Цена поставляемых из Российской Федерации нефти и, в определенной степени, газа привязана к росту мировых котировок стоимости этих энергоресурсов. Однако если цена на нефть для Беларуси следует за изменением мировых цен, то конкретное значение цены на газ должно быть определено в ходе ее дальнейшего согласования между сторонами с учетом интересов белорусских потребителей. Кроме того, компенсатором возможного удорожания энергоносителей и сырья в последующие годы должны стать снижение энергоемкости и материалоемкости отечественного производства, достигнутые в результате его технологического перевооружения.
Белорусская экономика, которая во многом сохранила командно-административный характер, оказалась не готовой к инфляционным вызовам последних лет. Несмотря на жесткое регулирование цен, второй год подряд не удается удержать показатель в запланированных рамках. Это вынуждает правительство повысить прогноз верхнего порога инфляции на 2010 г. до 11%.
Сравнивая ситуацию в Беларуси с соседними странами, следует отметить, что уровень инфляции у нас ниже, чем в Латвии, России, и значительно ниже, чем в Украине. Что касается Литвы, то в 2008 году уровень инфляции там был ниже белорусского, но в первом квартале 2009 года они сравнялись. То, что в Беларуси в условиях неблагоприятных внешних изменений удается удерживать инфляцию на более низком уровне, чем у соседей, свидетельствует об устойчивости отечественной экономики по сравнению с этими государствами, о ее меньшей уязвимости со стороны современных кризисных мировых тенденций.
Основными причинами этого, на взгляд автора, являются:
• стабильный экономический рост на протяжении достаточно длительного времени;
• достигнутая стабилизация денежно-кредитной системы;
• профицитный бюджет на протяжении достаточно продолжительного периода развития;
• активно проводимая политика регулирования цен;
• строго регламентированная процедура формирования цен, жесткий контроль ее соблюдения;
• осуществление ценового регулирования с учетом интересов как производителей, так и потребителей; ориентация при проведении ценового регулирования на защиту населения, в особенности его малообеспеченных слоев;
• способность антимонопольных органов не допускать (пресекать) ценовые сговоры и другие действия по ограничению конкуренции, имеющие место в ряде соседних стран.
Однако в ближайшей перспективе рост мировых цен на энергоресурсы может привести к ощутимому удорожанию импортируемой в республику нефти.
Кроме того, дальнейшее повышение цен на продовольствие в мире также будет оказывать существенное давление на стоимость аналогичной продукции в Беларуси – как через удорожание импорта, так и вынуждая отечественных производителей поднимать цены. Что касается внутренней политики регулирования цен, то здесь, возможно, возникнет необходимость повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время, по мнению большинства экспертов, сообщения об экономическом кризисе в Беларуси несколько преувеличены. Банковская система устойчива, население не бросилось изымать свои вклады, массовых увольнений и банкротств нет, на фондовом рынке все спокойно.
Что же до роста цен, то иные видят в них лишь влияние мировой конъюнктуры и жадности стремящихся нажиться под любым предлогом бизнесменов. Впрочем, последние могли бы сослаться на рост платежей по кредитам, аренде и «коммуналке». Или привести пример государства, которое регулярно повышает регулируемые им цены (например, на сахар и водку), несмотря на заверения о том, что объективных предпосылок для роста инфляции у нас нет.
Если девальвация кому-то несколько облегчила экспорт, то другим весьма усложнила возврат валютных кредитов. А процентные ставки делают новые заимствования не по карману: при 24% годовых в рублях и 15% в валюте шансов на прибыльную работу почти не остается. Политика высокой ставки рефинансирования, помогающая банкам сохранить привлекательность депозитов для населения, для предприятий грозит разорением. С одной стороны, снижение курса рубля по отношению к доллару и евро положительно сказалось на операционных издержках, капитальных затратах и денежном потоке. Однако при превышении суммы кредиторской задолженности в инвалюте (которая в рублях растет) над стоимостью валютных активов и дебиторской задолженностью девальвация изменяет чистую денежную позицию предприятий, приводя к убытку по курсовым разницам. Другое проявление — снижение стоимости рублевой дебиторской задолженности и НДС к возмещению в пересчете на инвалюту. И если, продавая продукцию ниже фактической себестоимости, чтобы хоть как-то разгрузить склады и сохранить рынки сбыта, предприятия списывают убытки не на текущие финансовые результаты, а за счет иных источников, то сумма собственного капитала неуклонно уменьшается.
По мнению зарубежных экспертов, сохраняя советскую систему экономических отношений, Беларусь с начала 90-х была и остается в состоянии структурного кризиса. Рост, обеспеченный благоприятной конъюнктурой мирового рынка и низкими ценами на российские энергоносители, создал иллюзию процветания. Но она исчезла, как только спрос в соседних странах упал. Преодолеть кризис помогут не массированные зарубежные кредиты и косметические правки законодательства, а структурные реформы, изменение отношений собственности и качественно новый менеджмент.
Разумеется, изменения есть, а в перспективе появятся и новые. Вопрос лишь в том, насколько антикризисными являются перемены в регулировании хозяйственной жизни? О необходимости многих из них бизнес-союзы и независимые эксперты твердили все последние 10 лет. Понадобился мировой кризис, чтобы некоторые их пожелания были услышаны. Но, допуская отдельные послабления, чиновники по-прежнему не готовы окончательно расстаться, скажем, с госрегулированием цен и зарплаты. Конечно, неплохо бы изменить порядок налогообложения, к примеру, дивидендов и эмиссионного дохода. Да только наши соседи по СНГ, не говоря уже о дальнем зарубежье, давно решили эти вопросы. И даже если мы сейчас сравняем налоговые ставки по дивидендам, скажем, с российскими, это не даст сегодня особых преимуществ. Большинству компаний нынче не до распределения прибыли и покупки акций.
Сегодня куда актуальнее
вопрос сохранения объема производства
и трудовых коллективов. Причем, если
США и Китай имеют все шансы
переориентировать свои компании на
внутреннее потребление, то у Беларуси
такая возможность гораздо мень
В заключение проанализируем изменение цен в июле 2010 года.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в июле 2010 г. по сравнению с июнем 2010 г. составил 100,3%, с декабрем 2009 г. – 104,4%.
Индекс цен производителей промышленной продукции в июле 2010 г. по сравнению с июнем 2010 г. составил 100,4%, в том числе на инвестиционные товары – 100,6%, промежуточные товары – 100,2%, потребительские товары – 100,8%.
Индексы цен в Республике Беларусь (в процентах)
Июль 2010 г. к |
Январь-июль | |||
июню |
декабрю |
июлю | ||
Индекс потребительских цен |
100,3 |
104,4 |
106,8 |
106,6 |
Индекс цен
производителей |
100,4 |
109,1 |
112,9 |
110,5 |
Индекс цен на
строительно- |
101,1 |
108,9 |
111,2 |
108,2 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки |
72,6 |
127,3 |
124,1 |
145,8 |
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
100,2 |
99,6 |
98,7 |
99,4 |
______________________
1) По данным Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Индекс цен на продовольственные товары в июле 2010 г. по сравнению с июнем 2010 г. составил 100,2%, с декабрем 2009 г. – 104,3%.
Индексы цен по основным группам продовольственных товаров (в процентах)
Июль 2010 г. к |
Январь-июль | |||
июню |
декабрю 2009 г. |
июлю | ||
Продовольственные
товары – |
100,2 |
104,3 |
107,4 |
107,0 |
продукты питания |
99,9 |
104,2 |
107,1 |
106,1 |
из них: |
||||
мясо и птица |
100,8 |
104,4 |
106,0 |
104,6 |
колбасные изделия и копчености |
100,3 |
103,9 |
104,5 |
103,9 |
рыба и морепродукты, |
100,4 |
102,1 |
101,8 |
100,5 |
консервы рыбные |
100,2 |
101,6 |
103,9 |
105,1 |
молоко и молочные продукты |
102,4 |
107,8 |
110,3 |
105,7 |
сыры |
101,0 |
105,8 |
108,8 |
105,3 |
масло животное |
101,5 |
107,9 |
118,1 |
115,1 |
масло растительное |
100,1 |
107,3 |
112,5 |
104,7 |
яйца |
97,7 |
100,9 |
107,1 |
108,4 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
100,3 |
102,3 |
104,0 |
104,0 |
мука пшеничная |
99,9 |
99,8 |
98,5 |
99,2 |
макаронные изделия |
100,1 |
93,4 |
91,8 |
93,1 |
крупы |
102,1 |
105,9 |
104,8 |
100,1 |
сахар |
100,0 |
127,8 |
131,0 |
129,5 |
кондитерские изделия |
100,8 |
107,6 |
109,1 |
108,5 |
чай |
100,7 |
107,3 |
109,9 |
111,6 |
картофель |
119,8 |
156,7 |
109,5 |
135,2 |
фрукты |
99,2 |
110,2 |
104,1 |
101,3 |
овощи |
71,6 |
63,1 |
104,1 |
119,8 |
алкогольные напитки |
101,9 |
103,8 |
108,6 |
110,3 |
табачные изделия |
100,0 |
102,4 |
103,0 |
106,1 |
Информация о работе Особенности проявления инфляции в Республике Беларусь