Особенности управления финансами корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Финансы таких корпораций (как «матерей», так и «дочек») призваны давать ответы на следующие вопросы. Эффективно ли вложены средства в конкретную компанию? Не пора ли изъять средства из этого бизнеса и вложить их в другой? Стоит ли вкладывать средства в данный проект? Финансы должны способствовать тому, чтобы деятельность всех корпораций или отвечала целям экономической эффективности, или выполняла поставленные задачи.

Содержание

Введение
1. Цели создания корпораций
2. Корпорации как явление
3. Особенности корпоративных финансов
3.1 Управление финансами
3.2 Финансовая стратегия и политика
4. Особенности управления корпоративными финансами
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ КОРПОРАЦИИ.rtf

— 125.47 Кб (Скачать файл)

Есть и третье свойство корпорации, которое, ни в коей мере не являясь всеобщим, все же в крупных компаниях (особенно тех, чьи акции обращаются на биржах, около биржевых площадках или иных рынках капитала) проявляется с неизбежностью экономического закона. Это - отделение управления от собственности.

Многопрофильность, вместе с более крупным форматом и сложной структурой, также является отличительной особенностью корпорации по отношению к предприятию (компании).

Директором Центра исследований постиндустриального общества В.Иноземцевым предложена типология корпораций, действующих в современных условиях:

1. Классическая корпоративная структура: предполагает четкое разграничение собственности и управления, противопоставляя наемных работников владельцам компании. По мере своего развития совершенствовала формы организации. Индустриального типа, со значительными основными фондами, большой численностью персонала, действующая чаще всего в сфере производства материальной продукции - «Шеврон», «Бритиш Петролеум».

2. Этатистская: главный собственник и организатор - государство. Главная цель такой корпорации - не достижение максимальной эффективности производства, а реализация задач, поставленных государством. Существовали или при тоталитарных режимах, или создавались государствами для решения задач в масштабе национальной экономики.

3. Креативная: деятельность которой в первую очередь отвечает внутренним устремлениям и идеалам создателей и нередко выходит за рамки экономической целесообразности; создана она, как правило, одним или несколькими творческими личностями и действует в большинстве случаев в сфере производства интелектуальноемкой продукции или услуг, связанных с информационными технологиями - «Майкрософт», «Делл».

 

 

3. Особенности корпоративных финансов

 

Из всех кратко описанных выше особенностей корпорации вытекают по логике и известны по жизни несколько значительных особенностей построения системы управления финансами, функционировании ее как подсистемы менеджмента в компании, а также в связанных с финансами сферах.

 

3.1 Управление финансами

 

В корпорации необходим полный «сценарий постановки» финансового менеджмента. Это означает, что управление финансами здесь или будет полным, или не будет никакого. Если попробовать привести перечень аспектов такого управления, то у каждого будет свое видение того, что туда должно входить. Тем не менее, сугубо примерный (который будет изменяться от компании к компании) список этот мог бы включать следующие этапы:

1. Определение целей.

2. Планирование и прогноз.

3. Регистрация данных.

4. Контроль и анализ.

(по одной классификации). Или:

1. Разработка финансовой политики и финансовой стратегии компании. Целеполагание.

2. Планирование во всех временных горизонтах:

2.1. Долгосрочное (инвестиционное) планирование.

2.2. Краткосрочное финансовое планирование (бюджетирование).

3. Создание финансово-экономической модели деятельности предприятия (включая аспекты автоматизации учета).

4. Финансовый анализ и другие аналитические процедуры.

5. Управление капиталом (активами и долгом).

6. Риск-менеджмент (некоторые выделяют его в свою, особую предметную область современного управления компанией).

7. Налоговое планирование и оптимизация.

 

3.2 Финансовая политика и стратегия

 

В указанном перечне работ и компетенций управляющего финансами современной корпорации первый пункт явно заслуживает особого рассмотрения ввиду его важности, а также неустановившейся терминологии.

Важность его обусловлена размерами корпораций (известно, что в военном деле о стратегии начинают говорить, начиная с определенного размера войскового соединения или объединения - вряд ли можно в большинстве случаев говорить о стратегии роты).

Финансовая политика - общая финансовая идеология, которой придерживается предприятие для достижения избранной общей экономической цели предприятия.

Финансовая стратегия - совокупность методов, с помощью которых финансовая политика реализуется предприятием на практике.

Финансовая тактика - набор конкретных практических мер, способов и приемов реализации избранной финансовой стратегии.

Финансовая стратегия, на взгляд автора, не существует как отдельная категория в том смысле, что выделить ее в качестве подсистемы системы управления компанией очень трудно. Это лишь реализация общей экономической, рыночной или управленческой стратегии. Это не означает, что финансы - только обслуживающая сфера: это достаточно самостоятельная функциональная область, и говорить о важности, приоритетности чего-либо перед чем-то (например, финансов перед маркетингом и т. д.) - малосодержательно. Можно привести ее составляющие, такие как стратегия финансирования. В общем же ее черты носят характер реализации, исполнения и обслуживания задач рыночной стратегии предприятия. Устоявшиеся словосочетания «кредитная политика», «ценовая политика», «дивидендная политика» и т. д. (а также консервативная, агрессивная и нейтральная политика в области финансирования и в управлении денежными средствами) есть частные проявления финансовой политики компании (корпорации).

Основа финансовой политики - инвестиции.

Ссылаясь на автора известного учебника по финансовому менеджменту акад. Стоянову Е.С., «Основа финансовой политики - это инвестиционная политика предприятия». Этот факт, который, кажется, молчаливо принимается всеми, тем не менее, не приводит к существенным изменениям в образе повседневных действий финансовых директоров, казначеев и аудиторов, которые по-прежнему вслед за требованиями к финансовой отчетности основной упор в своей работе делают на сборе информации, регистрации данных и составлении только текущей отчетности. Между тем такие области финансов предприятий, как оценка будущих результатов приобретения компаний, слияния и поглощения, а также всех видов долгосрочных капитальных вложений, методы управления всем этим, давно в фокусе внимания топ-менеджеров и собственников крупных и средних корпораций.

 

 

4. Особенности управления корпоративными финансами

 

Масштабы и иерархичная структура корпорации влияют также на управление ее финансовыми потоками. Иногда высший уровень управления напрямую распоряжается всеми платежами и поступлениями (в небольших корпорациях с директивным стилем управления и с большими долями собственности в подчиненных компаниях, принадлежащих собственникам высшего уровня); иногда он распоряжается только доходом, начиная с валовой прибыли и ниже, оставляя подчиненным компаниям право платить по обязательствам; в третьем случае управляющие дочерних компаний имеют права генерального директора акционерного общества (за исключением прав распоряжаться чистой прибылью и осуществлять так называемые крупные сделки с отчуждением активов компании свыше определенного уровня). В первом и втором случаях степень ответственности управляющих финансами корпорации чрезвычайно высока. Все процессы должны быть описаны и регламентированы, уходящего сотрудника заменить в короткий срок очень трудно, и через некоторое время становится ясно, что желание все контролировать и всем управлять, напротив, приводит к неуправляемости и неконтролируемым последствиям, когда малейший сбой в работе финансовой службы приводит к остановке деятельности компаний, и что без делегирования не обойтись.

Многопрофильная корпорация, состоящая из нескольких компаний с разнородной деятельностью, создавала структуру управления, которая включает управляющую компанию с финансово-аналитической службой (ФАС) и финансового директора всего холдинга. Все управление финансовыми потоками в холдинге было сосредоточено в управляющей компании, и все платежные документы проходили несколько инстанций. Через три недели деятельность ведущих компаний холдинга была прекращена из-за того, что договора с контрагентами скопились на столе финансового директора, не подписывавшего их ввиду их несоответствия финансово-правовым требованиям. Таким образом, правильные требования финансового директора внедрялись без какой-либо подготовки менеджмента компаний («стрессовыми» методами). ФАС не выдавала платежные документы, если уезжал в банк ее начальник. Вскоре ее функции свелись к повторному контролю исходящих документов. Результаты текущего анализа деятельности представлялись в формах, которые она не смогла согласовать с генеральным директором, так как он не понимал их и не мог сформулировать свои претензии. В результате через три месяца управляющая компания была ликвидирована, что тоже было поспешным решением.

Большая доступность рынков капитала для корпораций вследствие их величины (чему при прочих равных условиях всегда отдаст предпочтение кредитор) является как благоприятным фактором для их деятельности, так и фактором риска. До сих пор проблема удовлетворения потребителя решается старыми методами. Компании стремятся расширить ассортимент, что ведет к чрезмерному увеличению товарных запасов, для приобретения которых нужны немалые ресурсы, услужливо предлагаемые банком; но избалованный покупатель выбирает только то, что ему нравится, остальные средства омертвляются. Таким образом, проблема нарастает, как снежный ком: за кредит надо платить (эти платежи иногда составляют главную статью расходов оптовых компаний), а доходы с продаж минимальны. Разумеется, не всегда надо сокращать товарные запасы, но приемы, предлагаемые международной логистикой и E-commerce для сокращения товаропроводящей цепи и персонализированных продаж, к сожалению, используются редко.

Эмиссионное финансирование корпораций предпринимается при осуществлении крупных долгосрочных проектов с определенными заранее параметрами. Банковское кредитование предоставляет компаниям широкие возможности: могут быть открыты кредитные линии, учитывающие действительные потребности компании в объемах и сроках заимствований. Вексельные программы предприятий нацелены на пополнение оборотных средств, сглаживание финансовых потоков и сок­ращение кассовых разрывов, то есть регулируют текущую ликвидность и предоставляют возможность компании осуществлять финансирование, не прибегая к длительным процедурам регистрации и согласования параметров заимствований.

Большие начальные затраты, по сравнению с текущими, почти во всех отраслях, включая то, что сейчас называют «новой экономикой» (при всей условности этого понятия), и необходимость обновления основных производственных фондов в экономике РФ требуют разработки финансовых схем, обеспечивающих быстрейшее возмещение инвестиционных вложений с достаточно высокой прибылью. Если при расчете себестоимости продукции фирмы, работающей, например, в сфере high-tech или осуществляющей масштабный инвестиционный проект, учитывать не начальные (капитальные) вложения, а лишь текущие, то в выручке за единицу проданного изделия (услуги) значительную часть будет составлять прибыль, из ко­торой после налогообложения и должны возмещаться инвестору начальные затраты с учетом дисконтирования. Существующие амортизационные схемы учитывают лишь не дисконтированную стоимость (точнее, не наращённую, так как дисконтируются будущие потоки, а наращиваются - прошлые) начальных инвестиций по стоимости приобретения; а также стоимость интеллектуальной собственности, вложенной в проект, для чего необходимо официальное подтверждение, что часто проблематично.

В последнее время встречаются парадоксальные сообщения, что такая-то корпорация при всем профессионализме своих управляющих финансами, значительных средствах, затраченных на автоматизацию учетного процесса и прогрессивных учетных стандартах, действующих в развитых странах, недоучла до 40% своих активов. Связано это чаще всего с проблемами учета нематериальных активов, интеллектуального капитала и других сущностей, которые в современных структурах все больше начинают определять жизнеспособность экономических субъектов. Но, как настаивают Р. Каплан и Д. Нортон, «ни в коем случае нельзя оказаться в плену у идеи - если не можешь то, что хочешь, желай то, что можешь оценить».

Методологический парадокс: так называемые прошлые издержки (sunk costs), часто связанные с R&D (то есть НИ-ОКР), в отдельных случаях не нужно относить к ин вестиционным затратам на проект (они произведены давно, и их уже не вернуть), но существуют настоятельные рекомендации специалистов учитывать все релевантные затраты на проект согласно принципу альтернативности. На практике отделить одни затраты от других достаточно сложно.

 

 

Заключение

 

Таким образом, для текущего управления имеет значение масштаб предприятия. Большие формы предпринимательства, такие как корпорации, характеризуются усложнением материальных, информационных и денежных потоков, протекающих внутри и выходящих за их пределы, введением нескольких уровней управления (иерархичностью структуры)' а также сложной формой: корпорации часто существуют в виде образования, состоящего из нескольких компаний. Вследствие этого менеджеры высшего ранга (не только CFO) теряют непосредственное восприятие средств и активов. Они больше управляют людьми, а финансы предстают перед ними в виде форм отчетности, приносимых казначеем. Менеджеры высшего ранга имеют дело С информационной, экономической моделью финансов, которая формируется при участии многих лиц. А их подчиненные имеют дело с платежками и кассой, долгами и должниками, активами и фондами. Таким обра­зом, главный финансист видит картину целиком и, абстрагируясь от несущественных (по его мнению) деталей, может не учесть конкретику. Большую роль в формировании его видения финансов играет корпоративная информационная система предприятия (ERP). Если предприятие использует многоуровневое финансовое управление (например, ТНК с отделениями в нескольких странах), информация доходит до менеджеров высшего ранга в более искаженном виде, преломляясь при переходе с одного уровня на другой. (Enron продемонстрировал, какого мастерства могут достигать финансисты в формировании нужного им восприятия отчетности пользователями).

Информация о работе Особенности управления финансами корпорации