Особенности финансов различных форм предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Тема данной курсовой работы является достаточно актуальной в силу того, что на данном этапе развития страны вопрос о финансировании предпринимательской деятельности еще не достаточно разработан, однако, необходимо отметить и то, что все-таки не смотря ни на что, кое какие шаги в этом направлении все же делаются.
Предпринимательство - одна из форм профессиональной деятельности человека. Оно исторически обусловлено и прямо за¬висит от многих факторов, не только экономических.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………..................3
1. Предпринимательская деятельность
1.1. Предпринимательство – определение, организационно-правовые
формы организаций (предприятий) ………………..………………. ……..6
1.2. Особенности субъектов малого предпринимательства……………………9
2.Финансы коммерческих предприятий
2.1 Особенности финансов производственных кооперативов…………………13
2.2 Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий…17
2.3 Финансы финансово-промышленных групп……………………………….20
3.Финансы некоммерческих организаций
3.1 Финансы потребительских кооперативов……………………………...........25
3.2 Финансы общественных некоммерческих организаций,
фондов, учреждений………………………………………………………….34
3.3 Финансы профессиональных союзов………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………........... 43
Список использованных источников……………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсов финсреда т 21.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов (потребительских обществ), общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных  законом.

Одной из распространенных форм некоммерческих организаций в России является потребительский кооператив.

Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Действует потребительский кооператив на основе устава, в котором отражаются размеры вступительных и паевых взносов.

Потребительский кооператив как некоммерческая организация согласно ст. 116 и ст. 50 ГК РФ может быть создан в виде: кооператива, потребительского союза, потребительского общества.

Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:

- добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;

- обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;

- демократичность управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, подотчетность органов управления и контроля общему собранию пайщиков потребительского общества, свободное участие пайщика в выборных органах);

- взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды;

- ограничение размеров кооперативных выплат;

- доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

- забота о более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления. Удовлетворение спроса населения - это социальная категория.

Потребительские общества (сельские, рабочие, городские) объединены в районные, областные, краевые, республиканские союзы и Центросоюз РФ, образуя систему организаций потребительской кооперации.

Потребительская кооперация - социально-ориентированная организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждении социальных проблем. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 11 июля 199 7г. № 97-ФЗ основными задачами потребительской кооперации являются:

- создание и развитие организаций торговли, удовлетворение спроса населения в товарах и торговых услугах;

- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения;

- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

Поскольку потребительский кооператив является кооперативной некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не из государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива. Однако Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку с учетом их социальной значимости. В связи с изложенным следует отметить, что потребительский кооператив не сможет выполнить социальные задачи, стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово неустойчивым.

Источниками финансовых ресурсов потребительского общества являются:

- вступительные и паевые взносы пайщиков;

- прибыль, полученная от торговой и иной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли - дополнительная цель деятельности кооператива, ради которой он создан);

- заемные и привлеченные денежные средства и средства, полученные в порядке государственной поддержки.

Таким образом, паевые взносы и прибыль являются основными источниками самофинансирования потребительского общества.

Доходы потребительского общества, полученные от торговой и иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты.

В потребительском обществе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; развития потребительской кооперации; резервный и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества (подготовки кадров, стимулирования пайщиков, социального развития, финансирования капитальных вложений, финансирования научных исследований и экспериментальных разработок).

Финансы потребительского общества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денежные отношения:

- между потребительским обществом (как юридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные и паевые взносы, с другой - они получают от него средства в виде кооперативных выплат; 

- потребительского общества с коммерческими предприятиями -поставщиками при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и получении штрафов за нарушение условий договора;

- потребительского общества с налоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов;

- с организациями и учреждениями при поставке заготовленных сельскохозяйственных продуктов и сырья;  

- с банком при оплате процентов за кредиты, а также в процессе хранения денег в банке;

- с вышестоящим кооперативным союзом и его структурными подразделениями при уплате внутрихозяйственных отчислений и формировании централизованных денежных фондов;

- потребительского общества со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестировании средств в воспроизводство основных фондов;

- с транспортными организациями при оплате тарифов за перевозки различных грузов;

- потребительского общества с вольнонаемными работниками - при выплате заработной платы, распределении и использовании прибыли от коммерческой деятельности;

- со страховыми организациями и компаниями при страховании имущества потребительского общества и предпринимательских рисков;

- с иными организациями и предприятиями, связанные с распределением и перераспределением дохода потребительского общества.

Отношения, возникающие в системе потребительской кооперации РФ, основным звеном которой является потребительское общество, являются объектом гражданско-правового регулирования. В настоящее время наряду с ГК РФ регулирование деятельности потребительских обществ как некоммерческих организаций осуществляется Федеральным законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Исходя из структуры органов управления распределение прибыли (доходов) в потребительском обществе и формирование денежных фондов являются компетенцией общего собрания пайщиков. Контролирующим органом финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества является ревизионная комиссия, избираемая пайщиками. Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определяет пайщика как центральную фигуру в потребительской кооперации, законодательно закрепляя за ним статус социальной базы всей системы потребительской кооперации.

Являясь центральной фигурой в потребительской кооперации, пайщик играет исключительно важную роль в финансово-экономической деятельности потребительского общества. Экономическая роль пайщиков в потребительском обществе заключается, прежде всего, в создании паевого фонда как одного из важнейших источников финансовых ресурсов.

Экономическая роль пайщика заключается также в создании доходов ,путем приобретения им товаров преимущественно в магазинах своего потребительского общества, а также в сдаче в кооператив сельскохозяйственных продуктов и сырья со своего подсобного хозяйства по договору. Член потребительского общества привлекает и не пайщиков к покупке товаров в магазинах кооператива и заготовке сельскохозяйственных продуктов. Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительского общества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товарооборот, оборот по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночных отношений выживает на рынке то потребительское общество, которое имеет постоянных покупателей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарооборота и заготовок при разумных методах работы обеспечивает потребительскому обществу получение доходов и выживаемость на рынке.

Осуществляя розничный товарооборот в магазинах потребительской кооперации, пайщики удовлетворяют как свои потребности в товарах народного потребления, так и спрос на товары и услуги обслуживаемого населения. И как отмечалось выше, удовлетворение спроса населения - это социально-экономическая категория. Наличие в магазинах кооператива товаров в ассортименте, удовлетворяющем платежеспособный спрос, расширяет экономические и социальные задачи потребительской кооперации.

В нынешних условиях потребительские кооперативы выполняют не только торговые и заготовительные, но и производственные функции, осуществляют связи между промышленным производством и сельским хозяйством, между городом и деревней, создавая тем самым экономический и социальный эффект. Для того чтобы потребительская кооперация в перспективе укрепляла свои позиции на внутреннем рынке товаров и услуг, она должна работать на увеличение численности пайщиков и размеров паевого фонда.

Однако в годы экономических реформ, связанных с переводом экономики страны на рыночные отношения, во многих регионах ослабло внимание к пайщику как ключевой фигуре потребительской кооперации. Численность пайщиков потребительских обществ сократилась.

Президентом Российской Федерации был издан Указ от 31 мая 1996 г. № 795 «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами», согласно которому организации потребительской кооперации обязаны восстановить численность пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 гг. В Указе провозглашена государственная поддержка организаций потребительской кооперации. Правительство РФ приняло постановление от 24 июня 1996 г., определив в нем практические меры по реализации вышеозначенного Указа.

Задача восстановления численности пайщиков была поставлена в качестве одной из первоочередных в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998 - 2002 гг. Сегодня можно говорить, что Программа и Указ Президента успешно выполняются во многих потребсоюзах областей и республик.

Для того чтобы укрепить положение потребительской кооперации на российском рынке, потребительским обществам необходимо активизировать работу с пайщиками. Реализация этой задачи имеет сегодня особую актуальность еще и потому, что ослабление работы в этой области создает условия для нарушения демократических принципов кооперации. Проблема усиления активности пайщиков может решаться по двум главным направлениям. Первое направление и, пожалуй, самое значимое - это умение заинтересовать пайщиков материально и морально, чтобы они проявляли интерес к кооперативному делу. В теоретическом значении интерес - это сильная и относительно продолжительная направленность внимания к исполнению работы и на удовлетворение определенных потребностей, будь то материальные, культурные потребности или потребность в общении с другими людьми. Поэтому интересы выступают как реальные стимулы деловой активности, как двигатели экономического развития.

Проблема развития заинтересованности пайщиков, на наш взгляд, может решаться по следующим направлениям: предоставление им преимущественного права приобретения товаров в кооперативных магазинах; предоставление им права гарантированного сбыта через кооперативы на договорной основе продукции личных подсобных хозяйств и промыслов; предоставление права покупки товаров в магазинах потребительской кооперации со скидкой с розничных цен; оплата услуг образовательных учреждений учебы членов-пайщиков и их детей; выплата дивидендов (кооперативных выплат) на вложенный в кооператив пай. Работа по этим направлениям в отдельных  потребсоюзах уже проводится.

Главное в работе с пайщиком - утвердить в нем стремление быть хозяином потребительского общества, пробудить у него экономический интерес.

Вместе с тем экономические интересы должны быть основаны на взаимности: потребительское общество экономически стимулирует пайщика, но и пайщик выполняет определенные обязательства перед потребительским обществом: он должен  «покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов», как записано в ст. 116 ГК РФ.

Паевой фонд может быть увеличен и финансовое положение потребительских обществ улучшено, если принять новых членов-пайщиков и с согласия пайщиков урегулировать размеры паевых и вступительных взносов.

Одной из важных проблем потребительской кооперации на современном этапе ее стабилизации и развития является укрепление финансового положения потребительских обществ, эффективное использование финансовых ресурсов. Решение этой проблемы зависит от применения экономических методов в управлении финансами, к основным из которых относятся прежде всего финансовое планирование и нормирование.

Информация о работе Особенности финансов различных форм предпринимательства в России