Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 12:53, курсовая работа
Актуальность темы. Тема данной курсовой работы является достаточно актуальной в силу того, что на данном этапе развития страны вопрос о финансировании предпринимательской деятельности еще не достаточно разработан, однако, необходимо отметить и то, что все-таки не смотря ни на что, кое какие шаги в этом направлении все же делаются.
Предпринимательство - одна из форм профессиональной деятельности человека. Оно исторически обусловлено и прямо за¬висит от многих факторов, не только экономических.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..................3
1. Предпринимательская деятельность
1.1. Предпринимательство – определение, организационно-правовые
формы организаций (предприятий) ………………..………………. ……..6
1.2. Особенности субъектов малого предпринимательства……………………9
2.Финансы коммерческих предприятий
2.1 Особенности финансов производственных кооперативов…………………13
2.2 Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий…17
2.3 Финансы финансово-промышленных групп……………………………….20
3.Финансы некоммерческих организаций
3.1 Финансы потребительских кооперативов……………………………...........25
3.2 Финансы общественных некоммерческих организаций,
фондов, учреждений………………………………………………………….34
3.3 Финансы профессиональных союзов………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………........... 43
Список использованных источников……………………………………………..44
Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов (потребительских обществ), общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных законом.
Одной из распространенных форм некоммерческих организаций в России является потребительский кооператив.
Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Действует потребительский кооператив на основе устава, в котором отражаются размеры вступительных и паевых взносов.
Потребительский кооператив как некоммерческая организация согласно ст. 116 и ст. 50 ГК РФ может быть создан в виде: кооператива, потребительского союза, потребительского общества.
Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:
- добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;
- обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;
- демократичность управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, подотчетность органов управления и контроля общему собранию пайщиков потребительского общества, свободное участие пайщика в выборных органах);
- взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды;
- ограничение размеров кооперативных выплат;
- доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;
- забота о более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления. Удовлетворение спроса населения - это социальная категория.
Потребительские общества (сельские, рабочие, городские) объединены в районные, областные, краевые, республиканские союзы и Центросоюз РФ, образуя систему организаций потребительской кооперации.
Потребительская кооперация - социально-ориентированная организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждении социальных проблем. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 11 июля 199 7г. № 97-ФЗ основными задачами потребительской кооперации являются:
- создание и развитие организаций торговли, удовлетворение спроса населения в товарах и торговых услугах;
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения;
- оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.
Поскольку потребительский кооператив является кооперативной некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не из государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива. Однако Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку с учетом их социальной значимости. В связи с изложенным следует отметить, что потребительский кооператив не сможет выполнить социальные задачи, стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово неустойчивым.
Источниками финансовых ресурсов потребительского общества являются:
- вступительные и паевые взносы пайщиков;
- прибыль, полученная от торговой и иной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли - дополнительная цель деятельности кооператива, ради которой он создан);
- заемные и привлеченные денежные средства и средства, полученные в порядке государственной поддержки.
Таким образом, паевые взносы и прибыль являются основными источниками самофинансирования потребительского общества.
Доходы потребительского общества, полученные от торговой и иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты.
В потребительском обществе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; развития потребительской кооперации; резервный и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества (подготовки кадров, стимулирования пайщиков, социального развития, финансирования капитальных вложений, финансирования научных исследований и экспериментальных разработок).
Финансы потребительского общества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денежные отношения:
- между потребительским обществом (как юридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные и паевые взносы, с другой - они получают от него средства в виде кооперативных выплат;
- потребительского общества с коммерческими предприятиями -поставщиками при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и получении штрафов за нарушение условий договора;
- потребительского общества с налоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов;
- с организациями и учреждениями при поставке заготовленных сельскохозяйственных продуктов и сырья;
- с банком при оплате процентов за кредиты, а также в процессе хранения денег в банке;
- с вышестоящим кооперативным союзом и его структурными подразделениями при уплате внутрихозяйственных отчислений и формировании централизованных денежных фондов;
- потребительского общества со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестировании средств в воспроизводство основных фондов;
- с транспортными организациями при оплате тарифов за перевозки различных грузов;
- потребительского общества с вольнонаемными работниками - при выплате заработной платы, распределении и использовании прибыли от коммерческой деятельности;
- со страховыми организациями и компаниями при страховании имущества потребительского общества и предпринимательских рисков;
- с иными организациями и предприятиями, связанные с распределением и перераспределением дохода потребительского общества.
Отношения, возникающие в системе потребительской кооперации РФ, основным звеном которой является потребительское общество, являются объектом гражданско-правового регулирования. В настоящее время наряду с ГК РФ регулирование деятельности потребительских обществ как некоммерческих организаций осуществляется Федеральным законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Исходя из структуры органов управления распределение прибыли (доходов) в потребительском обществе и формирование денежных фондов являются компетенцией общего собрания пайщиков. Контролирующим органом финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества является ревизионная комиссия, избираемая пайщиками. Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определяет пайщика как центральную фигуру в потребительской кооперации, законодательно закрепляя за ним статус социальной базы всей системы потребительской кооперации.
Являясь центральной фигурой в потребительской кооперации, пайщик играет исключительно важную роль в финансово-экономической деятельности потребительского общества. Экономическая роль пайщиков в потребительском обществе заключается, прежде всего, в создании паевого фонда как одного из важнейших источников финансовых ресурсов.
Экономическая роль пайщика заключается также в создании доходов ,путем приобретения им товаров преимущественно в магазинах своего потребительского общества, а также в сдаче в кооператив сельскохозяйственных продуктов и сырья со своего подсобного хозяйства по договору. Член потребительского общества привлекает и не пайщиков к покупке товаров в магазинах кооператива и заготовке сельскохозяйственных продуктов. Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительского общества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товарооборот, оборот по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночных отношений выживает на рынке то потребительское общество, которое имеет постоянных покупателей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарооборота и заготовок при разумных методах работы обеспечивает потребительскому обществу получение доходов и выживаемость на рынке.
Осуществляя розничный товарооборот в магазинах потребительской кооперации, пайщики удовлетворяют как свои потребности в товарах народного потребления, так и спрос на товары и услуги обслуживаемого населения. И как отмечалось выше, удовлетворение спроса населения - это социально-экономическая категория. Наличие в магазинах кооператива товаров в ассортименте, удовлетворяющем платежеспособный спрос, расширяет экономические и социальные задачи потребительской кооперации.
В нынешних условиях потребительские кооперативы выполняют не только торговые и заготовительные, но и производственные функции, осуществляют связи между промышленным производством и сельским хозяйством, между городом и деревней, создавая тем самым экономический и социальный эффект. Для того чтобы потребительская кооперация в перспективе укрепляла свои позиции на внутреннем рынке товаров и услуг, она должна работать на увеличение численности пайщиков и размеров паевого фонда.
Однако в годы экономических реформ, связанных с переводом экономики страны на рыночные отношения, во многих регионах ослабло внимание к пайщику как ключевой фигуре потребительской кооперации. Численность пайщиков потребительских обществ сократилась.
Президентом Российской Федерации был издан Указ от 31 мая 1996 г. № 795 «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами», согласно которому организации потребительской кооперации обязаны восстановить численность пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 гг. В Указе провозглашена государственная поддержка организаций потребительской кооперации. Правительство РФ приняло постановление от 24 июня 1996 г., определив в нем практические меры по реализации вышеозначенного Указа.
Задача восстановления численности пайщиков была поставлена в качестве одной из первоочередных в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998 - 2002 гг. Сегодня можно говорить, что Программа и Указ Президента успешно выполняются во многих потребсоюзах областей и республик.
Для того чтобы укрепить положение потребительской кооперации на российском рынке, потребительским обществам необходимо активизировать работу с пайщиками. Реализация этой задачи имеет сегодня особую актуальность еще и потому, что ослабление работы в этой области создает условия для нарушения демократических принципов кооперации. Проблема усиления активности пайщиков может решаться по двум главным направлениям. Первое направление и, пожалуй, самое значимое - это умение заинтересовать пайщиков материально и морально, чтобы они проявляли интерес к кооперативному делу. В теоретическом значении интерес - это сильная и относительно продолжительная направленность внимания к исполнению работы и на удовлетворение определенных потребностей, будь то материальные, культурные потребности или потребность в общении с другими людьми. Поэтому интересы выступают как реальные стимулы деловой активности, как двигатели экономического развития.
Проблема развития заинтересованности пайщиков, на наш взгляд, может решаться по следующим направлениям: предоставление им преимущественного права приобретения товаров в кооперативных магазинах; предоставление им права гарантированного сбыта через кооперативы на договорной основе продукции личных подсобных хозяйств и промыслов; предоставление права покупки товаров в магазинах потребительской кооперации со скидкой с розничных цен; оплата услуг образовательных учреждений учебы членов-пайщиков и их детей; выплата дивидендов (кооперативных выплат) на вложенный в кооператив пай. Работа по этим направлениям в отдельных потребсоюзах уже проводится.
Главное в работе с пайщиком - утвердить в нем стремление быть хозяином потребительского общества, пробудить у него экономический интерес.
Вместе с тем экономические интересы должны быть основаны на взаимности: потребительское общество экономически стимулирует пайщика, но и пайщик выполняет определенные обязательства перед потребительским обществом: он должен «покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов», как записано в ст. 116 ГК РФ.
Паевой фонд может быть увеличен и финансовое положение потребительских обществ улучшено, если принять новых членов-пайщиков и с согласия пайщиков урегулировать размеры паевых и вступительных взносов.
Одной из важных проблем потребительской кооперации на современном этапе ее стабилизации и развития является укрепление финансового положения потребительских обществ, эффективное использование финансовых ресурсов. Решение этой проблемы зависит от применения экономических методов в управлении финансами, к основным из которых относятся прежде всего финансовое планирование и нормирование.
Информация о работе Особенности финансов различных форм предпринимательства в России