Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 16:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современном мире бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, а также экономической основой для осуществления традиционных функций государства, а именно поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка и ряд других возложенных на него функций.
Актуальность работы определяется, прежде всего, тем, что государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
– уменьшение бюджетных ассигнований на начисления на выплаты по оплате труда по бюджетным учреждениям, в которых средняя заработная плата превышает 415,0 тыс. руб. на одного человека в год;
– корректировка бюджетных ассигнований с учетом изменения прогнозируемого курса доллара США к рублю.
Таблица 3 – Бюджетные ассигнования федерального бюджета
2010 г. (сводная бюджетная роспись) |
2011 г. (проект) |
2012 г. (проект) |
2013 г. (проект) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем, млрд. руб. |
155,3 |
101,7 |
96,6 |
91,4 |
изменения к предыдущему году: |
||||
млрд. руб. |
-53,6 |
-5,1 |
-5,2 | |
в % |
-34,5 |
-5,1 |
-5,3 | |
доля в общем объеме расходов, % |
1,52 |
0,95 |
0,86 |
0,75 |
доля в ВВП, % |
0,34 |
0,20 |
0,17 |
0,15 |
Согласно выше представленной таблице анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному подразделу показывает, что расходы снижаются как по сравнению с соответствующим предыдущим годом, так и по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 г. В 2013 г. по сравнению с 2010 г. снижение составит 41,1%.
Указанное снижение обусловлено в основном значительным сокращением в 2011-2013 гг. бюджетных ассигнований для оплаты взносов в Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества (15,25 млрд. руб., 15,35 млрд. руб. и 15,5 млрд. руб. соответственно) по сравнению с 2010 г. (59,8 млрд. руб.), а также прекращением с 2011 г. финансовых операций по внесению взносов в уставные капиталы совместных предприятий (в 2010 г. - 21,2 млрд. ру.
По данным отчета за 2009 г., исполнение расходов федерального бюджета по подразделу «Международные отношения и международное сотрудничество» составило 112,5 млрд. руб., что на 3,7 млрд. руб., или 3,2%, меньше расходов, утвержденных Федеральным законом № 204-ФЗ (с изменениями), и на 30,0 млрд. руб., или на 21,1%, меньше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 г.
Таким образом, проведя анализ структуры расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что в 2011 - 2013 гг. продолжится реализация ряда инвестиционных проектов, имеющих общефедеральное и региональное значение с учетом принятых решений Правительства Российской Федерации.
2.3 Проблемы и направления совершенствования расходной части федерального бюджета
На современном этапе основными проблемами бюджетно-финансовой самостоятельности федерального бюджета являются:
Выделяют следующие направления совершенствования бюджетной самостоятельности, в частности, формирования расходной части федерального бюджета Российской Федерации:
11) систематизация
Таким образом, проанализировав динамику расходной части федерального бюджета Российской федерации на плановый период 2012-2013 гг. можно сделать вывод:
1. В структуре расходов федерального бюджета в сопоставимых условиях (с учетом особенностей планирования бюджетным учреждениям) наибольший удельный вес занимает ассигнования в национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
2. Расходы федерального бюджета увеличиваются в 2011 г. по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 г. и снижаются в 2012 и 2013 гг. по сравнению с соответствующим предыдущим годом. В 2013 г. по сравнению с 2010 г. снижение составит 3,6%, в том числе без учета межбюджетных трансфертов - 3,7%. Расходы по бюджетным ассигнованиям в 2013 г. по сравнению с 2010 г. снизятся до 41,1%
3. Основными проблемами бюджетно-финансовой самостоятельности федерального бюджета являются:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено следующее:
Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, стимулирование разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.
Огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.
Наиболее значительны расходы на оборону, народное хозяйство.
4. В структуре расходов федерального бюджета в сопоставимых условиях (с учетом особенностей планирования бюджетным учреждениям) наибольший удельный вес занимает ассигнования в национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
5. Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов являются социальная политика, национальная экономика, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
Анализ распределения расходов федерального бюджета по государственным программам показал, что программная часть расходов федерального бюджета составляет в 2011 г. – 84,8%, в 2012 г. - 81,1%, в 2013 г. – 75,8% общего объема расходов федерального бюджета и сгруппирована она по пяти направлениям: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики; обеспечение национальной безопасности; сбалансированное региональное развитие; эффективное государство. Наибольший объем расходов федерального бюджета предусматривается по направлению «Новое качество жизни» – более 50%.
Таким образом, в 2011-2013 гг. продолжится реализация ряда инвестиционных проектов, имеющих общефедеральное и региональное значение с учетом принятых решений Правительства Российской Федерации.
На современном этапе основными проблемами бюджетно-финансовой самостоятельности федерального бюджета являются:
Нами была предложена разработка мероприятий по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности федерального бюджета, среди которых можно выделить:
1) восстановление фискальных правил (в том числе, по ограничению дефицита федерального бюджета без учета использования нефтегазовых резервов на уровне не более 1% ВВП и использованию нефтегазовых доходов, а также сбережению нефтегазовых доходов в случае благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры) и сроков их полного введения в действие не позднее 2015 года;
2) поэтапное увеличение условно-утверждаемых расходов федерального бюджета не менее чем до 5% объема расходов в первом и до 10% объема расходов во втором году планового периода;
3) уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с увязкой с реестром государственных контрактов и с введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств, в том числе - зависящих от валютных курсов, уровня инфляции, тарифов и других объективных факторов; в реестре расходных обязательств необходимо учитывать особенности различных расходных обязательств (публичных, в том числе публично-нормативных обязательств, гражданско-правовых обязательств, межбюджетных трансфертов), характер их образования и принятия;
4) отказ от обязательности индексирования действующих расходных обязательств, прежде всего публичных нормативных обязательств по уровню прогнозируемой инфляции с возможным введением для социальных пособий принципа индексации по уровню инфляции в отчетном (текущем) году;
5) обеспечение формирования и ведения федеральной адресной инвестиционной программы, содержащей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов;
6) установление среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных потолков расходов по направлениям политики (долгосрочным целевым программам), создающих условия для реструктуризации по инициативе соответствующих ведомств (администраторов программ) расходов и повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей;
7) сокращение числа налоговых льгот с возможностью их сохранения (введения) на определенный срок в рамках соответствующих долгосрочных целевых программ;
Аналогичные принципы и меры должны быть реализованы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. При этом на федеральном уровне должны быть созданы необходимые для стабильности региональных бюджетов предпосылки, прежде всего путем стабилизации доходной базы региональных и местных бюджетов, а также создания устойчивых стимулов для соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления по ее наращиванию.
Для этого, в частности, предлагается реализовать следующие меры:
1) поэтапно сократить (вплоть до полной отмены и законодательного запрета на введение) льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральными законами;
2)
усилить действенность
3)
повысить использование
4)
обеспечить доступность для
5)
стабилизировать методику и
Информация о работе Особенности формирования расходной части бюджета