Особенности формирования расходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современном мире бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, а также экономической основой для осуществления традиционных функций государства, а именно поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка и ряд других возложенных на него функций.
Актуальность работы определяется, прежде всего, тем, что государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_za_3_kurs_osobennosti_formirovania_raskho (2) - копия.docx

— 85.23 Кб (Скачать файл)

– уменьшение бюджетных ассигнований на начисления на выплаты по оплате труда по бюджетным учреждениям, в которых средняя заработная плата превышает 415,0 тыс. руб. на одного человека в год;

– корректировка бюджетных ассигнований с учетом изменения прогнозируемого курса доллара США к рублю.

 

Таблица 3 – Бюджетные ассигнования федерального бюджета

 

2010 г. (сводная бюджетная роспись)

2011 г. (проект)

2012 г. (проект)

2013 г. (проект)

1

2

3

4

5

Объем, млрд. руб.

155,3

101,7

96,6

91,4

изменения к предыдущему году:

       

млрд. руб.

 

-53,6

-5,1

-5,2

в %

 

-34,5

-5,1

-5,3

доля в общем объеме расходов, %

1,52

0,95

0,86

0,75

доля в ВВП, %

0,34

0,20

0,17

0,15


 

Согласно выше представленной таблице анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному подразделу показывает, что расходы снижаются как по сравнению с соответствующим предыдущим годом, так и по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 г. В 2013 г. по сравнению с 2010 г. снижение составит 41,1%.

Указанное снижение обусловлено в основном значительным сокращением в 2011-2013 гг. бюджетных ассигнований для оплаты взносов в Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества (15,25 млрд. руб., 15,35 млрд. руб. и 15,5 млрд. руб. соответственно) по сравнению с 2010 г. (59,8 млрд. руб.), а также прекращением с 2011 г. финансовых операций по внесению взносов в уставные капиталы совместных предприятий (в 2010 г. - 21,2 млрд. ру.

По данным отчета за 2009 г., исполнение расходов федерального бюджета по подразделу «Международные отношения и международное сотрудничество» составило 112,5 млрд. руб., что на 3,7 млрд. руб., или 3,2%, меньше расходов, утвержденных Федеральным законом № 204-ФЗ (с изменениями), и на 30,0 млрд. руб., или на 21,1%, меньше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 г.

Таким образом, проведя анализ структуры расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что в 2011 - 2013 гг. продолжится реализация ряда инвестиционных проектов, имеющих общефедеральное и региональное значение с учетом принятых решений Правительства Российской Федерации.

 

2.3 Проблемы и направления совершенствования расходной части федерального бюджета

 

На современном этапе основными проблемами бюджетно-финансовой самостоятельности федерального бюджета являются:

  • ситуации, связанные с проблемой межбюджетного выравнивания и выделения трансфертов бюджетам других уровней;
  • необходимость дальнейшего совершенствования порядка разграничения расходных полномочий федерального бюджета;
  • проблемы, связанные с необходимостью разработки более грамотной политики и эффективных мер для увеличения доходной части муниципального бюджета,  с целью превращения дефицита федерального бюджета в профицит.
  • проблемы, связанные с управлением государственным долгом как следствием дефицита федерального бюджета.

Выделяют следующие направления совершенствования бюджетной самостоятельности, в частности, формирования расходной части федерального бюджета Российской Федерации:

  1. усиление роли федеральных налогов в формировании доходной части бюджетов федеральных образований;
  2. стимулирование развития и совершенствования собственной налоговой базы;
  3. проведение корректировки в формировании расходной части федерального бюджета;
  4. совершенствование системы межбюджетного выравнивания;
  5. осуществление уточнения прогноза доходов на основе оценки конкурентоспособности налогоплательщиков;
  6. направление дополнительных доходов на формирование в составе бюджетов резервов, используемых в случае сокращения доходных источников;
  7. анализирование налоговых доходов бюджета и вынесение рекомендаций по повышению их собираемости;
  8. оптимизация перечня налоговых льгот;
  9. сокращение недоимки по налогам и сборам в бюджеты;
  10. повышение эффективности использования региональной и муниципальной собственности;

11) систематизация предоставляемых  межбюджетных трансфертов.

Таким образом, проанализировав динамику расходной части федерального бюджета Российской федерации на плановый период 2012-2013 гг. можно сделать вывод:

1. В структуре расходов федерального бюджета в сопоставимых условиях (с учетом особенностей планирования бюджетным учреждениям) наибольший удельный вес занимает ассигнования в национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

2. Расходы федерального бюджета увеличиваются в 2011 г. по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 г. и снижаются в 2012 и 2013 гг. по сравнению с соответствующим предыдущим годом. В 2013 г. по сравнению с 2010 г. снижение составит 3,6%, в том числе без учета межбюджетных трансфертов - 3,7%. Расходы по бюджетным ассигнованиям в 2013 г. по сравнению с 2010 г. снизятся до 41,1%

3. Основными проблемами бюджетно-финансовой самостоятельности федерального бюджета являются:

  • ситуации, связанные с проблемой межбюджетного выравнивания и выделения трансфертов бюджетам других уровней;
  • необходимость дальнейшего совершенствования разграничения расходных полномочий федерального бюджета;
  • проблемы, связанные с управлением государственным долгом как следствием дефицита федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено следующее:

  1. Бюджетные расходы можно определить как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.  В современных условиях бюджетные расходы - основа сложной системы взаимоотношений, охватывающей не только органы государственной власти, но и гражданское общество.

Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, стимулирование разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.

  1. Основание для расходов - закон о бюджете на соответствующий год. Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономических структурных образований по нескольким принципам:
  • территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации;
  • отраслевой – расходы министерств и ведомств;
  • функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.

Огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.

  1. На структуру расходов влияют как внешние, так и внутренние факторы.  Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими.

Наиболее значительны расходы на оборону, народное хозяйство.

4. В структуре расходов федерального бюджета в сопоставимых условиях (с учетом особенностей планирования бюджетным учреждениям) наибольший удельный вес занимает ассигнования в национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

5. Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2011 год и   на плановый период   2012 и 2013   годов являются социальная политика, национальная экономика, национальная   оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

Анализ распределения расходов федерального бюджета по государственным программам показал, что программная часть расходов федерального бюджета составляет в 2011 г. –  84,8%, в 2012 г. - 81,1%, в 2013 г.  – 75,8% общего объема расходов федерального бюджета и сгруппирована она по пяти направлениям: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики;  обеспечение национальной безопасности; сбалансированное региональное развитие; эффективное государство. Наибольший объем расходов федерального бюджета предусматривается по направлению «Новое качество жизни» – более 50%.

Таким образом, в 2011-2013 гг. продолжится реализация ряда инвестиционных проектов, имеющих общефедеральное и региональное значение с учетом принятых решений Правительства Российской Федерации.

На современном этапе основными проблемами бюджетно-финансовой самостоятельности федерального бюджета являются:

  • ситуации, связанные с проблемой межбюджетного выравнивания и выделения трансфертов бюджетам других уровней;
  • необходимость дальнейшего совершенствования разграничения расходных полномочий федерального бюджета;
  • проблемы, связанные с управлением государственным долгом как следствием дефицита федерального бюджета.

Нами была предложена разработка мероприятий по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности федерального бюджета, среди которых можно выделить:

1) восстановление фискальных правил (в том числе, по ограничению дефицита федерального бюджета без учета использования нефтегазовых резервов на уровне не более 1% ВВП и использованию нефтегазовых доходов, а также сбережению нефтегазовых доходов в случае благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры) и сроков их полного введения в действие не позднее 2015 года;

2) поэтапное увеличение условно-утверждаемых расходов федерального бюджета не менее чем до 5% объема расходов в первом и до 10% объема расходов во втором году планового периода;

3) уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с увязкой с реестром государственных контрактов и с введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств, в том числе - зависящих от валютных курсов, уровня инфляции, тарифов и других объективных факторов; в реестре расходных обязательств необходимо учитывать особенности различных расходных обязательств (публичных, в том числе публично-нормативных обязательств, гражданско-правовых обязательств, межбюджетных трансфертов), характер их образования и принятия;

4) отказ от обязательности индексирования действующих расходных обязательств, прежде всего публичных нормативных обязательств по уровню прогнозируемой инфляции с возможным введением для социальных пособий принципа индексации по уровню инфляции в отчетном (текущем) году;

5) обеспечение формирования и ведения федеральной адресной инвестиционной программы, содержащей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов;

6) установление среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных потолков расходов по направлениям политики (долгосрочным целевым программам), создающих условия для реструктуризации по инициативе соответствующих ведомств (администраторов программ) расходов и повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей;

7) сокращение числа налоговых льгот с возможностью их сохранения (введения) на определенный срок в рамках соответствующих долгосрочных целевых программ;

Аналогичные принципы и меры должны быть реализованы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. При этом на федеральном уровне должны быть созданы необходимые для стабильности региональных бюджетов предпосылки, прежде всего путем стабилизации доходной базы региональных и местных бюджетов, а также создания устойчивых стимулов для соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления по ее наращиванию.

Для этого, в частности, предлагается реализовать следующие меры:

1) поэтапно сократить (вплоть до  полной отмены и законодательного запрета на введение) льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральными законами;

2) усилить действенность требований  по зачислению налоговых доходов в региональные и (или) местные бюджеты по месту их формирования, а также снизить негативные эффекты использования трансфертного ценообразования с целью недопущения перемещения налоговой базы между регионами;

3) повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога, а также ускорить подготовку введения налога на недвижимость;

4) обеспечить доступность для финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований информации о выполнении юридическими лицами обязательств по уплате налогов и других платежей, поступающих в региональные и местные бюджеты;

5) стабилизировать методику и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, в том числе – с утверждением указанных дотаций на трехлетний период, а также перевести налоговые доходы, распределяемые по дифференцированным нормативам или долям, в межбюджетные трансферты;

Информация о работе Особенности формирования расходной части бюджета