Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях развития рыночной экономики финансы играют огромную роль как инструмент государственного регулирования и как неотъемлемая часть функционирования субъектов хозяйствования и домашних хозяйств. Именно по этим причинам в современном мире необходимо хорошо разбираться в функционировании финансов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.1. Особенности формирования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей………………………………………………………………...4
1.2. Использование финансовых ресурсов и особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей…………………………………………….8
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ФИНАНСОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ…………………………….13
2.1. Государственная финансовая поддержка индивидуальных предпринимателей……………………………………………………………….13
2.2. Отрицательные последствия влияния государства на финансы индивидуальных предпринимателей…………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей.docx

— 395.13 Кб (Скачать файл)

Однако не все индивидуальные предприниматели имеют право применять УСН. К числу таких относятся: «профессиональные участники рынка ценных бумаг, индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, индивидуальные предприниматели, переведенные на ЕСХН в    соответствии с главой 26.1 НК РФ, индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период,         

определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом          исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе

на УСН в сроки, установленные  п. 1, п. 2 статьи 346.13 НК РФ»4.

 

Объектом налогообложения  при УСН признаются доходы индивидуального  предпринимателя или доходы, уменьшенные  на величину:

- расходов на приобретение  нематериальных активов и объектов  основных средств;

- расходов на ремонт  объектов основных средств;

- платежей за аренду;

- материальных расходов;

- расходов на оплату  труда;

- расходов на обязательное  страхование имущества и работников;

- суммы НДС по приобретаемым  товарам.

 

Единый налог на вмененный  доход – налог, который применяется  только в отношении определенных видов деятельности, таких как  розничная торговля, общественное питание, платные автостоянки, ветеринарные услуги, услуги по перевозки пассажиров и грузов, бытовые услуги и услуги по распространению и размещению наружной рекламы. Объектом налогообложения при применении ЕНВД является произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности за налоговый период и физического показателя, который характеризует данный вид деятельности, измененное на коэффициент – дефлятор, который равен индексу изменения потребительских цен.

 

Единый налог на вмененный  доход заменяет:

- налог на добавленную  стоимость;

- налог на доходы физических  лиц;

- налог на имущество  физических лиц.

 

Однако предприниматели  обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  в соответствии с законодательством  РФ. Следует отметить, что данная система налогообложения прекратит свое существование 1 января 2018 года.

 

Систему налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителелей вправе применять индивидуальные предприниматели, которые занимаются сельскохозяйственным производством.  Доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции является обязательным условием применения ЕСХН. Необходимо, чтобы эта доля в общем объеме реализации составляла не менее 70%. Если индивидуальный предприниматель уплатил единый сельскохозяйственный налог, то это означает замену от уплаты НДС, НДФЛ, налога на имущество физических лиц, используемого в предпринимательской деятельности, и от единого социального налога. Индивидуальные предприниматели также уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Патентная система налогообложения  введена с 2013 года (Федеральный закон 94-ФЗ от 26.06.2012 года) и заменяет действующую  до конца 2012 года упрощенную систему налогообложения на основе патента.

 

Применять ПСН могут исключительно  индивидуальные предприниматели. При  этом, если средняя численность работников по всем видам деятельности за налоговый  период (включая работников по договорам  гражданско-правового характера) превышает 15 человек.

Сущность патентной системы  налогообложения состоит в получении  патента на определенный срок, заменяющего  собой уплату НДС, налога на имущество физических лиц и НДФЛ. 

Патентная система налогообложения  применяется в отношении только некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в  части второй Налогового кодекса РФ, в статье 346.43.

Патент выдается на срок от 1 до 12 месяцев  включительно в пределах календарного года. Стоимость патента рассчитывается по формуле:

ПД х 6%

 где ПД - потенциально возможный к получению доход,

6% - налоговая ставка (ст.346.50 НК).

После выполнения налоговых  обязательств перед бюджетной системой распределение и использование  доходов индивидуальных предпринимателей осуществляется на различные цели. Доходы, которые остались в их распоряжении, могут использоваться на расширение предпринимательской деятельности и на личные нужды в форме накопления и личного потребления.

 

«Если индивидуальный предприниматель не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, то он может быть признан банкротом по решению суда. Его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения решения суда. Гражданский кодекс РФ устанавливает следующую очерёдность удовлетворения обязательств индивидуального предпринимателя:

1)требования граждан,  перед которыми предприниматель  несёт ответственность за причинение  вреда жизни или здоровью, путём  капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;

2) расчёты по выплате  выходных пособий и оплате  труда с лицами, работающими по  трудовому договору, и по выплате  вознаграждений по авторским  договорам;

3) требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего  индивидуальному предпринимателю  имущества;

4) задолженность по обязательным  платежам в бюджет и внебюджетные  фонды;

5) расчёты с другими  кредиторами в соответствии с  законом.

 

Закон о несостоятельности  устанавливает основания и порядок  признания судом индивидуального  предпринимателя банкротом либо объявления им о своём банкротстве».5

 

Глава 2. Роль государства в функционировании финансов индивидуальных предпринимателей.

 

2.1. Государственная  финансовая поддержка индивидуальных  предпринимателей.

В  настоящее время процесс обновления в секторе малого бизнеса во многом обусловлен интенсивностью развития индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Индивидуальное предпринимательство, которое зародилось в 90-х годах двадцатого века, сегодня во многом является основой малого бизнеса в России. 6

Как видно из вышестоящего графика, доля микропредприятий значительно  выше доли средних предприятий, что  означает, что государственная поддержка  малого бизнеса, в том числе индивидуального  предпринимательства, является важным фактором обеспечения стабильности и эффективного развития экономики  страны.

Для начала следует отметить, что государство поддерживает индивидуальных предпринимателей через налогообложение, позволяя выбрать наиболее удобную  систему налогообложения. 

 

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" создал благоприятный  климат для поддержки индивидуальных предпринимателей на федеральном уровне.

 

Оказание финансовой поддержки  субъектам малого предпринимательства  может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства.

 

Предоставление и распределение  субсидий производится в соответствии с постановлением Правительства  РФ от 27.02.2009 N 178 "О распределении  и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку  малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские хозяйства)". В соответствии с данным постановлением Министерство экономического развития РФ:

  • определяет порядок конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии;
  • определяет перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения субсидий, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;
  • утверждает форму соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии;
  • определяет объем субсидии на ведение реестра в отношении одного субъекта Российской Федерации;
  • ежегодно утверждает значения уровня софинансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, по субъектам Российской Федерации;
  • утверждает форму и срок представления в Министерство экономического развития Российской Федерации заявки на перечисление субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации;
  • утверждает положение о конкурсной комиссии по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии.

 

В настоящее время государством реализуется большое количество программ для поддержки индивидуальных предпринимателей. Все они имеют свой бюджет, свои направления деятельности и свой срок реализации.

Структура государственной  поддержки представляет собой коммерческие и некоммерческие организации, созданные  в качестве подрядчиков, такие как:

-банки;

-инвестиционные, гарантийные и венчурные фонды;

-государственные учреждения;

-научные и общественные  организации.

 

С каждым годом государство  старается упростить и активизировать взаимодействие данных структур и индивидуальных предпринимателей с целью увеличения количества пользователей данными программами.

 

Одной из программ финансовой помощи индивидуальным предпринимателям являются субсидии малому бизнесу. Данная программа распространяется на тех, кто внесен в реестр в качестве индивидуального предпринимателя  не больше двух лет назад. Суммы, предоставляемые в разных регионах различны. Так, для Москвы данная сумма составляет не более 500 тысяч рублей, а для регионов, как правило, не более 300 тысяч рублей. Данные средства выделяются только на условиях софинансирования, то есть вы должны вложить в проект собственные деньги. Кроме этого данные средства имеют вид целевого финансирования и могут быть использованы:

  • на покупку объектов основных средств;
  • для оплаты аренды находящихся в частной собственности производственных площадей, зданий и помещений, стоимость аренды которых не может быть больше 3,6 тысяч рублей за площади в год;
  • на оснащение рабочих мест;
  • на закупку сырья и материалов для производства, но не более 20% от суммы полученных средств.

 

Ещё одной действующей  программой поддержки индивидуальных предпринимателей является субсидия Федеральной  службы занятости населения. Данная программа распространяется на безработных, зарегистрированных на бирже труда  и решивших начать свой бизнес. Для  того, чтобы получить субсидию необходимо предоставить бизнес-план и доказать его жизнеспособность. Ещё одним  обязательным условием получения субсидии является необходимость принять  на работу как минимум двух безработных  граждан. Затем, в течении трёх месяцев, предприниматель обязан предоставлять  отчет о использовании полученных средств и проделанной работе. Размер субсидии, как правило, равен 58,8 тысяч рублей.

 

Основной целью деятельности гарантийных фондов является поддержка  малого бизнеса. Основным направлением их деятельности является предоставление поручительства по банковским договорам  и по договорам лизинга. Действует  эта программа следующим образом: гарантийные фонды обычно имеют  банки-партнеры, которые финансируют  малый бизнес. Фонды же выступают  в роли поручителей и частично оплачивают процентную ставку по кредиту  за предпринимателя. Все фонды подотчетны Министерству экономического развития. Гарантийные фонды, как и любая форма государственной поддержки, имеют свои условия.  Фонды финансируются из средств федерального и муниципального бюджетов, а, следовательно, для того, чтобы получить поддержку можно обратиться только в те гарантийные фонды, которые расположены в том субъекте, где зарегистрирована фирма.

 

Существует еще большое  количество программ государственной  финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей, но пользуются ли они популярностью? И действительно ли государство уделяет так много внимания малому бизнесу? Нижестоящий график показывает результаты опроса общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» предпринимателей. Исходя из полученных организацией данных, можно сказать, что абсолютное большинство предпринимателей считает, что государство либо совсем не занимается развитием предпринимательства, либо уделяет ему очень много внимания.

Внимание администрации  региона к развитию малого и среднего бизнеса

 

7

Интересным также является количество предпринимателей, воспользовавшихся  программами государственной поддержки, и степень осведомленности предпринимателей о данных программах.

8

Как видно из графика «Программы поддержки МСБ: информированность  и участие», процент осведомленных  о программах поддержки практически  в 3 раза больше процента предпринимателей, участвующих в программах, что  в принципе не так уж и плохо по сравнению с предыдущими годами.

2.2. Отрицательные последствия влияния государства на финансы индивидуальных предпринимателей

Как известно, государство  может как осуществлять меры по поддержке индивидуальных предпринимателей, так и, путем проведения не совсем удачной политики, сократить их число.

Так, по результатам исследования журнала «Эксперт», существует несколько барьеров для развития малого бизнеса. Из нижестоящего графика следует, что важными факторами, препятствующими развитию предприятий, служат требования регулирующих органов, налоги, коррупция, низкая доступность финансовых ресурсов, общий спад спроса в отрасли и другие. Но всё же, несмотря на попытки государства упростить систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей, высокий уровень налогов является главным барьером для развития бизнеса.

Препятствия для  развития предприятий

9

 

Кстати, интересным является еще то, что по результатам исследований, проведенных аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers Россия сумела выйти на первое место в Европе и обошла практически все крупные экономически развитые страны по совокупной налоговой нагрузке на бизнес. Совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1%, что превышает уровень налогового бремени в странах Европейского союза - 42,6% и в целом в мировой экономике - 44,7%. Итоговую оценку по России эксперты PWC получили за счет суммирования сразу трех эффективных ставок налогообложения – по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или заработную плату (41,2%) и по «прочим налогам» (5,8%).

Информация о работе Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей