Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в определении роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть рынок совершенной конкуренции и формы ценового контроля государства, их последствия;
Рассмотреть монополистический рынок и определить место государства на данном рынке;
Сравнить последствия государственного регулирования обоих рынков и определить, существуют ли закономерности государственной политики в отношении структуры рынка.
Определить выигрыши и потери от государственного регулирования.
Такие фиксированные цены могут быть двух типов:
1. когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими, государство устанавливает цены ниже равновесных (максимальные цены, или потолок цены);
2. когда равновесная цена предоставляется слишком низкой, тогда законодательно устанавливаются цены выше равновесной (минимальные цены, или пол цены).
1.2.4. Нерегулируемый рынок
Для того чтобы
оценить эффективность
На рисунке 2 [Приложение «Б»] представлена ситуация на нерегулируемом конкурентном рынке, где потребители и производители покупают и продают по текущей рыночной цене.
Потребительский излишек — это совокупная чистая выгода, которую получают все потребители от приобретения товара. Для потребителей в совокупности это площадь фигуры между кривой спроса и линией рыночной цены (т.е. верхний треугольник на рис. 2). А так как потребительский излишек измеряет совокупную чистую выгоду всех потребителей, мы можем определить эффект от государственного регулирования путем измерения итоговых изменений излишка потребителя.
Для рынка
в целом излишек производителя
является площадью фигуры над кривой
предложения вплоть до линии рыночной
цены; он отражает ту выгоду, которую
получают производители, имеющие более
низкие издержки, от продажи продукции
по рыночной цене. На рисунке 2 это нижний
треугольник. А так как излишек
производителя измеряет совокупную
чистую выгоду производителей, мы можем
определить выигрыш или потери производителей
от государственного вмешательства, измеряя
итоговые изменения излишка
1.2.5. Установление верхнего предела цены.
Рассмотрим ситуацию, когда государство устанавливает верхний предел цены (потолок цены). Целью такой политики государства является установление низкой цены ради блага населения. На рисунке 3 [Приложение «В»] показано воздействие контроля над ценами: P0 и Q0 представляют собой равновесные цену и количество (т. е. цену и объем продаж, которые установились бы без правительственного вмешательства). Правительство, однако, находит цену P0 слишком высокой и устанавливает, что цена не должна быть выше максимальной цены, которую мы обозначаем как PMAX. Каков будет результат? Из-за того, что цена ниже равновесной, производители (особенно те, у кого высокие издержки) будут производить меньше и предложение будет равно Q1. С другой стороны, потребители увеличат спрос при этой низкой цене — они захотят приобретать количество Q2. Поэтому спрос превышает предложение, и вскоре возникнет дефицит, или избыточный спрос. Объем этого избыточного спроса составит Q2 – Q1.
Из-за возникшего дефицита ряд потребителей оказываются вытесненными с рынка, они уже не могут приобрести товар, уменьшение их излишка потребителя равно площади треугольника B. Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного блага. Те потребители, которые продолжают покупать товар, платят за него меньше, и их потребительский излишек увеличивается — это изображено прямоугольником А. Следовательно, чистое изменение излишка потребителя составляет A – B.
Производители явно терпят убытки от такого контроля над ценами. Они потеряли излишек производителя в объеме, показанном прямоугольником A, а также терпят дополнительные потери в связи со снижением валового производства, обозначенные треугольником C. Следовательно, общее изменение излишка производителя равно: - A – C.
Общее изменение излишков равно: (A - B) + (- A - C) = - B – C. Таким образом, получаем безвозвратные потери, которые показаны треугольниками B и C. Эти потери являются следствием возникшей в результате контроля над ценами неэффективности; уменьшение излишка производителя превышает увеличение излишка потребителя.
Если политики оценивают излишек потребителя выше, чем излишек производителя, то возникающие вследствие контроля над ценами безвозвратные потери могут не иметь большого политического значения. Даже если не брать во внимание потери производителя при государственном контроле над ценами, негативные последствия, связанные с потребителями будут тоже велики. Это связано с установлением дефицита на рынке, который ведет к образованию черного рынка продукта.
Дефицит товара принимает форму очередей, как это происходило зимой 1974 г. и летом 1975 г., когда водители выстраивались в колонну, чтобы купить бензин (в обоих случаях очереди за бензином были результатом контроля над ценами. Правительство не допустило, чтобы на внутреннем рынке цены на масло и бензин поднялись вместе с мировыми ценами на нефть).
Причины существования черного
рынка понятны – часть граждан
готова переплачивать сверх
Кривая предложения S1 на рисунке 4 [Приложение «Г»] отражает поведение продавцов, обеспечивающих «добывание» дефицитного товара, а ее пересечение с кривой спроса – цену и количество, характеризующие равновесие на черном рынке. Хорошо видно, что кривая S1 идет выше исходной кривой S – сказываются трудности «доставания» и оплата услуг посредника. Поэтому итоговая точка равновесия на черном рынке достигается при еще больших ценах, чем не устраивавшая государство именно своей завышенностью равновесная цена свободного рынка (PЧ > P0).
Из сказанного может сложиться
неверное впечатление, что любое
вмешательство государства в
рыночный механизм ценообразования
абсолютно недопустимо. В действительности
существует несколько типичных ситуаций,
когда это вмешательство
1.2.6. Установление нижнего предела цены.
Рассмотрим
ситуацию, когда государство
Те потребители, которые по-прежнему покупают товар, должны теперь платить более высокую цену, и благодаря этому излишек потребителя уменьшится на величину, равную площади прямоугольника А на рисунке 5. Некоторые потребители вообще покидают рынок из-за более высокой цены и теряют соответствующий излишек. Эти потери изображены треугольником В. Следовательно, общие изменения в излишке потребителей составят: - А - В.
Производитель может выпускать такой объем продукта, который может быть полностью продан (Q3). Тогда возникают лишь безвозвратные потери излишка потребителя и производителя, площади фигур В и C соответственно. Производители получают более высокую цену за проданные ими товары, что приводит к росту их излишка, представленного площадью прямоугольника А. Но производители, соблазненные ценой PMIN, будут стремиться произвести Q2. Так как они сбывают только объем Q3, они не получают доходов на возмещение издержек производства Q2 - Q3. Данные издержки представлены трапецией D. Таким образом, пока производители не отреагируют на избыточное предложение сокращением производства, общее изменение излишка производителя будет равно: A – C – D. Если площадь трапеции D достаточно велика, установление минимальной цены может даже привести к чистому сокращению излишка производителя. В итоге данная форма государственного вмешательства может вызвать снижение прибыли производителей из-за издержек перепроизводства.
Итак, мы изучили два способа государственного регулирования цены в условиях совершенной конкуренции и пришли к выводу о том, что государственный контроль над ценами на совершенно конкурентном рынке неэффективен. При установлении пола цены покупатели явно терпят убытки, а производители не могут продать избыточный объем продукции. При установлении потолка цены производители терпят явные убытки, а покупатели из-за установившегося дефицита товара вынуждены приобретать его на черном рынке, где платят цену на много большую равновесной. Такая политика государственного контроля над ценами эффективна лишь в случае природных или социальных катаклизмов; введение карточной системы способно принудительно ограничить спрос всех социальных слоев на уровне необходимого минимума и, таким образом, сохранить жизнь максимальному числу людей.
Возникает вопрос: всегда ли государственное вмешательство в ценообразование неэффективно в мирное время? Для ответа на этот вопрос нам следует рассмотреть другую рыночную структуру – монополию.
1.3. Особенности государственного регулирование цен на монополистическом рынке.
1.3.1.Особенности
Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.
Мы говорим, что преобладает монополия, если на рынке выполняются следующие условия:
Существует несколько типов монополий. Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Это наиболее устойчивая форма монопольной власти, которая, однако, чаще всего не обуславливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли. Примером закрытой монополии является производство опасных товаров и веществ.
Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этой монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер. Тем не менее, в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.
Естественная монополия – ситуация на рынке, когда единственность производителя определяется положительной отдачей от масштаба (означает, что в отрасли наименьший уровень издержек достигается в случае производства всего объема продукции одной фирмой). Такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.
Определяющая особенность чистой монополии как модели рынка состоит в том, что одна фирма олицетворяет собою отрасль. В силу этого кривая спроса на продукцию монополиста есть ни что иное как кривая рыночного спроса. Спрос на продукцию монополиста не является абсолютно эластичным – это главное отличие фирмы-монополиста от совершенно конкурентной фирмы.
Как уже было
сказано, что фирма может влиять
на цену своей продукции, то при изменении
объема спроса фирма не обязательно
отреагирует изменением объема предложения,
она может отреагировать
Главной целью любой фирмы является максимизация прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить особенности рыночного спроса, а также свои издержки. Монополист установит рыночную цену, по которой он будет продавать продукцию, и тогда объем продаж определится из кривой рыночного спроса.
Кривая среднего дохода монополиста совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в условиях монополии предельный доход не равен цене.
Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна производить количество товара, соответствующее точке, в которой предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Это критерий выбора и для монополиста. В данном случае QE – объем производства, максимизирующий прибыль. Фирма-монополист назначает цену выше, чем предельные издержки (монопольная надбавка к цене) и получает избыточную прибыль. Эта монопольная надбавка к цене обратно пропорциональна эластичности спроса на товар. [Приложение «Е»]
Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, она способствует снижению благосостояния потребителей и росту благосостояния фирм.
Информация о работе Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования