Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:23, реферат
Специфика финансовых взаимоотношении многих стран заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.
В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.
Введение 3
Парижский клуб кредиторов. 5
Лондонский клуб кредиторов 10
Общие и отличные характеристики лондонского и парижского клубов 12
Заключение 16
Список используемых источников: 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра менеджмента
Расчетно-графическая работа
по дисциплине «Международные финансы»
по теме «Парижский и Лондонский клубы кредиторов»
Выполнила: Чернова Дарья
Факультет бизнеса
Группа ФБМ-32
Шифр: 090209217
Проверил: Балабин А.А.
Дата сдачи:
Дата защиты:
Новосибирск
2013
Оглавление
Введение 3
Парижский клуб кредиторов. 5
Лондонский клуб кредиторов 10
Общие и отличные характеристики лондонского и парижского клубов 12
Заключение 16
Список используемых источников: 18
Специфика финансовых взаимоотношении многих стран заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.
В экономической теории ссудный
капитал традиционно
Возникновение международного кредита связано с развитием международной торговли в XIV—XV вв., особенно после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а также в Америку и Индию.
Международный кредит как
разновидность экономической
Необходимо заметить, что международный кредит играет двойную роль в развитии производства. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение, способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда; с другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства.
Ведущими участниками
международных кредитных
Эти организации ведут обширную деятельность со странами всего мира, но обе они нацелены на помощь странам, столкнувшимся с серьезными финансовыми проблемами.
Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.
Главная идея деятельности
Парижского клуба - проявлять заботу
о наиболее бедных странах, имеющих
явно безнадежную внешнюю
В 1995 году Россия вступила в Парижский
клуб в качестве кредитора. Членство в
Парижском клубе имеет для России неоспоримые
преимущества. Развивающиеся страны Парижский
клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский
клуб может при желании списать сколько
угодно долгов и выдавать сколько угодно
кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей
степени зависит экономическая политика
развивающихся стран.
Так что, вступив в Парижский клуб, Россия,
прежде всего, получила реальную возможность
влиять на мировую экономику. Во-первых,
контролировать экономическую политику
развивающихся и постсоциалистических
стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на
равных разговаривать с МВФ. Вступление
в клуб позволит России повысить свой
кредитный рейтинг и еще успешнее размещать
еврооблигации.
В настоящее время Россия уже погасила
всю свою задолженность перед странами
Парижского клуба, и наступит время, когда
отношения между Россией и лидерами мировой
экономики будут носить партнерский, равноправный
характер.
Основные принципы работы Парижского клуба
В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.
Для того чтобы условия
погашения кредита могли быть
пересмотрены, должнику следует доказать,
что без этого он не в состоянии
выполнить свои обязательства по
выплате внешнего долга. Как правило,
наличие крупных задолженностей
по платежам в погашение внешних
кредитов является для Парижского клуба
достаточным доказательством
Такие договорные обязательства по платежам,
как правило, относятся к кредитам или
особым финансовым условиям, предоставленным
либо непосредственно правительству страны-должника,
либо его уполномоченным учреждениям
и ведомствам (долг государственного сектора),
либо частным юридическим лицам, если
они поместили сумму в местной валюте,
равную сумме задолженности, в отечественный
коммерческий банк или в центральный банк
данной строены, и перевод средств иностранному
кредитору в конвертируемой валюте не
был осуществлен из-за нехватки иностранной
валюты (долг частного сектора). Неспособность
частного должника привлечь достаточные
средства в национальной валюте для приобретения
необходимой суммы в иностранной валюте
(чтобы потом выплатить долг иностранному
кредитору) не считается наличием непосредственной
угрозы прекращения выплат по погашению
задолженности. Такая ситуация представляет
собой реализацию коммерческого риска
и не влечет никакой ответственности со
стороны государства.
Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».
У должников, испытывающих финансовые
трудности, зачастую накапливаются
большие суммы неплатежей по погашению
задолженности не только перед официальными
и частными кредиторами, но и перед
МВФ. Устав МВФ запрещает
Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.
Обусловленность кредитов обязательствам
должников проводить
План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны- заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:
Однако в практическом
плане программы преобразований
МВФ связаны с сокращением
расходов на социальные нужды (образование,
здравоохранение и т.п.) и отменой
государственных дотаций на производство
продуктов питания и других товаров
и услуг первой необходимости. Выполнение
таких программ во многих случаях
приводило к беспорядкам и
политической нестабильности, так что
при осуществлении подобных планов
стабилизации правительство страны-
должника нередко вынужденно прибегать
к репрессивным мерам против собственного
народа.
Бывают и исключения из этого правила:
если страна-должник не является членом
МВФ, она обсуждает необходимые преобразования
непосредственно с кредиторами. Как правило,
страны-кредиторы направляют в эту страну
группу экспертом для оценки, реальной
экономической обстановки. Такие группы
были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик
до того, как эти государства вступили
в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении
Кубы, а эта страна не является членом
МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают,
что страны- должники неохотно идут на
такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский
клуб не в состоянии предоставить новые
кредиты в качестве стимула к проведению
экономических реформ.
Данное правило называют
еще принципом равных условий. Оно
обеспечивает равномерное распределение
среди кредиторов бремени проблем,
связанных с пересмотром условий погашения
долговых обязательств. В целях упрощения
этой работы кредиторы Парижского клуба,
как правило, договариваются о том, что
для всех кредитов, предоставленных данной
стране до определенного срока, будет
установлен один и тот же льготный период
и срок погашения.
Указанный принцип распространяется и
на кредиторов, не участвующих в переговорах
в рамках Парижского клуба. Официальные
кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые
Парижским клубом, использовались должниками
для покрытия долговых обязательств перед
другими категориями кредиторов. Поэтому
в протоколе о пересмотре условий погашения
задолженностей содержится требование
в адрес страны-должника о необходимости
добиваться аналогичных уступок по условиям
погашения внешних задолженностей и от
других кредиторов. Соответствующее положение
протокола гласит: «В целях обеспечения
равных условна для государств-кредиторов
от частных кредиторов, правительство
Республики «икс» обязуется добиваться
от иностранных кредиторов, в том числе
от банков и фирм-поставщиков, отсрочек
и условий рефинансирования аналогичных
изложенным в настоящем протоколе в отношении
кредитов с аналогичным сроком погашения,
с тем чтобы не допустить возникновения
неравных условии для различных категории
кредиторов».
Переговоры в Парижском клубе не требуют
больших затрат, однако для представителей
стран-должников эта процедура унизительна
и неприятна. Как правило, переговоры в
Парижском клубе завершаются в течение
одного дня, но иногда бывают более продолжительными.
Самые короткие за всю историю клуба переговоры
были в октябре 1983 г., когда для достижения
договоренностей с делегацией Малави
потребовался всего один час. Случается,
что переговоры занимают довольно много
времени, а бывает, что и заходят в тупик.
Лондонский клуб, официально известный под названием «Консультативный комитет коммерческих банков», представляет собой форум, на котором происходит реструктуризация долгов, предоставленных коммерческими банками (без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов). Как и в случае Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в контексте переоформления задолженности Заиру. В период, который предшествовал мексиканскому долговому кризису 1982 г., переоформление обычно охватывало просроченные платежи в счет погашения основной суммы долга без предоставления новых средств. После долгового кризиса в Мексике банки начали многочисленные чрезвычайные операции по переоформлению, во время которых к должникам применялись серьезные санкции. С 1985 г. банки осознали, что репрессивные мероприятия уменьшают вероятность платежей и, таким образом, только ухудшают положение. С этих пор условия реструктуризации были смягчены путем уменьшения спредов и удлинение как периода консолидации, так и периода погашения.