Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 05:30, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических аспектов осуществления пассивных операций коммерческого банка и их практический анализ па примере Банка Home Credit.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть сущность и виды пассивных операций коммерческих банков;
2. Привести показатели оценки эффективности пассивных операций коммерческого банка;
Введение………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. Сущность и роль пассивных операций в формировании ресурсов коммерческих банков……………………………………………….
1.1 Порядок формирования банковских ресурсов……………………..
1.2 Сущность и виды пассивных операций банков………………………
1.3 Депозитные операции банков………………………………………….
ГЛАВА 2. Управления пассивами в банке HOME CREDIT…………………
2.1 Краткая характеристика и общая оценка структуры имущества по
данным баланса Банка Home Credit………………………………………….
2.2 Анализ структуры ресурсов банка, состава и динамики собственных средств банка…………………………………………………………………..
2.3 Анализ структуры и качества управления привлеченными средствами……………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствование управлениями пассивами банка…………………………………………………………………………….
3.1. Политика согласованности активов с пассивами, важность наличия точной и достаточной информации при управлении…………….
3.2. Построение эффективной организационной структуры при совместном управлении пассивами и активами банка……………………..
- мониторинг деятельности
Основным документом, регламентирующим в коммерческих банках процесс привлечения временно свободных средств предприятий, организаций и населения на счета в банк, в депозиты (вклады), является депозитная политика банка. Этот документ разрабатывается каждым банком самостоятельно на основе стратегического плана банка, анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы банка и исходя из перспектив развития.
В документе "Депозитная политика банка" должны быть определены:
- перспективы роста собственных средств банка (капитала), а отсюда и соотношение между собственным средствами и привлеченными;
- структуру привлеченных и
- предпочтительные виды вкладов и депозитов, сроки их привлечения;
- соотношение между срочными депозитами (вкладами) и на срок "до востребования";
- основной контингент по
- географию привлечения и
- желательные банки-кредиторы
- условия привлечения депозитов (вкладов) и МБК;
- способы привлечения депозитов
(на основе договоров
- соотношение между рублевыми и валютными депозитами (вкладами);
- новые формы привлечения
- особые условия открытия
- меры по соблюдению нормативов риска банка по привлеченным средствам.
Классификация субъектов и объектов депозитной политики банка обобщена на (Рис 1.4).
Рис. 1.4. Состав субъектов и объектов депозитной политики банка
В основе формирования депозитной политики коммерческого банка лежат как общие, так и специфические принципы, что наглядно отражено на (Рис 1.5).
Рис. 1.5 - Принципы формирования депозитной политики
Разработкой и реализацией депозитной политики банка занимаются в тесной взаимосвязи друг с другом целый ряд структурных подразделений банка (казначейство, финансовое управление, управление развития бизнеса, кредитное управление, управление ценных бумаг), а также органы управления банка: правление банка и комитет по управлению активами и пассивами (рис. 1.6).
Объемы привлекаемых банком средств в депозиты (вклады) находятся в зависимости от состояния спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка средств у банка, состояния рынка депозитов.
Рис. 3. Укрупненная типовая структура банка
С целью привлечения средств хозяйствующих субъектов и граждан в свой оборот банки разрабатывают и осуществляют целый комплекс мероприятий. Так, важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение ресурсов является процентная политика.
Уровень процентных ставок по вкладам (депозитам) устанавливается каждым коммерческим банком самостоятельно, с ориентацией на ставку рефинансирования Центрального банка и состояние денежного рынка, а также исходя из положений собственной депозитной политики.
Определяющим фактором при установлении размера процентной ставки по срочным вкладам (депозитам) является срок, на который размещаются средства: чем длительнее срок, тем выше уровень процента. Не менее важным фактором является и сумма вклада, и, следовательно, чем больше сумма вклада и дольше срок его хранения, тем выше по нему процентная ставка.
Выплата процентов по вкладу (депозиту) может производиться:
- ежемесячно;
- один раз в квартал;
- по окончании срока действия договора.
Для привлечения средств во вклады коммерческие банки стали широко использовать зарубежный опыт. В частности, они осуществляют:
- разработку различных программ
по привлечению средств
- проведение широкой открытой
рекламы по привлечению
- использование "тихой" целевой рекламы (по почте, по телефону);
- использование высокой
- выплату постоянным вкладчикам премии "за верность банку" и т. д.
Помимо гибкой процентной политики с целью привлечения средств банки должны создавать своим вкладчикам гарантии надежности помещения средств во вклады. Для обеспечения защиты инвесторов (вкладчиков) и предоставления им гарантий компенсации средств в случае банкротства банки должны создавать как в централизованном, так и в децентрализованном порядке специальные фонды страхования депозитов.
Далее рассмотрим этапы формирования депозитной политики коммерческого банка. Весьма важным является исследование вопросов формирования и реализации механизма депозитной политики коммерческого банка, поскольку от эффективности его функционирования во многом зависит успешное выполнение целей и задач, которые ставятся перед банком в процессе разработки и проведения депозитной политики.
На основе анализа сложившейся практики поведения банками депозитных операций предложена схема формирования депозитной политики коммерческого банка, которая представлена на рисунке 1.7.
Рис. 1.7 - Схема формирования депозитной политики
Каждый из этапов формирования депозитной политики коммерческого банка тесно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса. В связи с этим можно выделить следующие направления депозитной политики коммерческого банка:
- анализ депозитного рынка;
- определение целевых рынков для минимизации депозитного риска;
- минимизация расходов в процессе привлечения средств;
- оптимизация управления депозитным и кредитным портфелем;
- поддержание ликвидности банка и повышение его устойчивости.
В целом же, депозитную политику каждый коммерческий банк разрабатывает сам. Также руководством банка самостоятельно определяется степень важности названных направлений, первостепенность того или иного вида политики банка. В первую очередь это будет зависеть от области функционирования конкретного банка, его специализации и универсализации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ В БАНКЕ
HOME CREDIT
2.1 Краткая характеристика и общая оценка структуры имущества по
данным баланса Банка Home Credit
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» - Банк Home Credit – универсальное финансово – кредитное учреждение, предоставляющее полный пакет банковских услуг, в числе которых расчетные, кредитные, карточные, документарные и иные банковские операции, осуществляемые в российской и иностранной валютах.
Банк Home Credit – один из крупнейших кредитно – финансовых учреждений России, сегодня он представлен более чем 150 офисами продаж в 19 российских регионах. Частными клиентами банка Home Credit являются более 1 млн человек, а число корпоративных клиентов превышает 45тыс. Банк специализируется на обслуживании предприятий среднего и малого бизнеса и розничных клиентов. Банк Home Credit – один из немногих российских банков, чьи акции находятся в свободном обращении на фондовых биржах России и зарубежных стран.
Банк Home Credit активно развивается. Он имеет все необходимые финансовые, кадровые и технологические ресурсы для их эффективного распределения на наиболее перспективные и прибыльные сегменты рынка.
Высшим органом управления банка Home Credit является общее собрание акционеров. Совет директоров – орган управления в периоды между общими собраниями акционеров.
По данным аудированной финансовой отчетности (МСФО) за 2012 год активы ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» составили 343,7 млрд рублей, капитал – 50,6 млрд рублей, кредитный портфель - 252,8 млрд рублей. Чистая прибыль по итогам за 2012 года составила 3,5 млрд рублей.
Клиентская база банка насчитывает 27,1 млн. человек. Продукты и услуги представлены в более чем 73 000 магазинах-партнерах в России и Казахстане. По состоянию на 31 марта 2013 года сеть дистрибуции Банка состоит из 7 880 офисов различных форматов, а также 1 276 банкоматов по всей России и Казахстану.
Кредитная линейка Банка включает более 100 кредитных продуктов. Банк Home Credit предоставляет юридическим лицам следующие виды услуг:
1) кредитование (кредитование малого
бизнеса, кредитование средних
2) управление активами и ценные бумаги (операции с ценными бумагами, доверительное управление активами);
3) комплексное обслуживание (открытие,
ведение и комплексное
4) дистанционное обслуживание (услуги сall-центра, интернет-банк, автоматический телефонный банк, банк-клиент, интернет-трейдинг);
5) депозитные операции (вкладные (депозитные) операции, операции с векселями и депозитными сертификатами);
6) пластиковые карты;
8) дополнительные операции (встречный платеж, переводные операции в иностранной валюте и в валюте РФ, факторинг, хранение ценностей в индивидуальных сейфах, операции с драгоценными металлами, продажа памятных монет банка России из драгметаллов, осуществление расчетов в валюте РФ, осуществление международных расчетов).
Физическим лицам предоставляются следующие виды услуг:
1) кредиты (интернет-анкета на получение кредита, кредитные карты, потребительский кредит, автокредитование, ипотека);
2) управление активами;
3) вклады (срочные вклады, вклады до востребования, текущие счета);
4) пластиковые карты;
5) дистанционное обслуживание (дистанционные
продажи, услуги call-центра, интернет-банк,
автоматический телефонный
6) расчетные операции (денежные переводы по РФ и за рубеж, жилищно-коммунальные платежи, оплата услуг, оплата ОСАГО, выплата пенсий и пособий, услуги депозитария);
7) услуги на рынке драгметаллов (продажа драгоценных металлов, продажа памятных монет банка России из драгметаллов);
8) дополнительные услуги (валютно-обменные и чековые операции, хранение ценностей в сейфах, розничные пакеты банковских услуг).
По состоянию на конец 2012 года Банк занимает третье место в России среди банков, предлагающих услуги кредитования населения с долей в 3,2%.
По результатам исследований Банка о деятельности банков по кредитованию физических лиц, доли основных игроков на рынке кредитования физических лиц по состоянию на конец 4 квартала 2012 года:
1. |
Сбербанк |
32,8% |
2. |
ВТБ24 |
11,2% |
3. |
ХКФ Банк |
3,2% |
4. |
Росбанк |
2,8% |
5. |
Россельхозбанк |
2,6% |
6. |
Русский Стандарт |
2,6% |
7. |
Газпромбанк |
2,5% |
8. |
Восточный экспресс |
2,3% |
9. |
Альфа-банк |
2,0% |
10. |
Райффайзенбанк |
1,7% |
Табл. 2.1 – Доли основных игроков на рынке кредитования физических лиц.
Таким образом, банк осуществляет полный спектр операций, как в рублях, так и в иностранной валюте и является достаточно успешным банком -стабильно-прибыльным.
2.2 Анализ структуры ресурсов банка, состава и динамики собственных средств банка
Собственные и привлеченные средства являются ресурсами коммерческого банка. Анализ их состояния производится на основании структурированного баланса, балансов-нетто и балансов-брутто за ряд лет или аналогичных соответствующих квартальных балансов на внутригодовые даты.
В таблице 2.2 приведена структура и динамика ресурсов Банка Home Credit, динамика в виде диаграммы представлена на рисунке 2.1.
Табл. 2.2 - Структура ресурсной базы Банка Home Credit за 2010-2012гг.
Наименование |
2010 |
2011 |
2012 |
Собственные средства (капитал), тыс. руб. |
10 921 790 |
32 400 618 |
47 981 912 |
Собственные средства (капитал), % |
17,3 % |
13,1 % |
9,8 % |
Привлеченные средства (кредиты, депозиты, клиентские счета и т.д.), тыс. руб. |
52 216 816 |
215 468 264 |
441 822 055 |
Привлеченные средства (кредиты, депозиты, клиентские счета и т.д.), % |
82,7 % |
86,9 % |
90,2 % |
ВСЕГО |
63138606 |
247868882 |
489803967 |