Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:08, курсовая работа
Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты накопительной пенсионной системы
1.1.Экономическая сущность пенсионного обеспечения 5
1.2 Этапы становления накопительной пенсионной 12
системы в республике Казахстан
Глава 2. Анализ современного состояния и развития накопительной
пенсионной системы в Казахстане
2.1 Деятельность Накопительных Пенсионных Фондов 15
в Республике Казахстан
2.2 Оценка инвестиционной деятельности накопительных 20
пенсионных фондов
Глава 3. Пути совершенствования накопительной пенсионной системы
и повышение ее социальной значимостиакопительный пенсионныспечени
3.1 Пути решения проблем накопительной пенсионной системы 23
3.2Основные направления по совершенствованию деятельности
накопительных пенсионных фондов 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
В казахстанской структуре накопительной пенсионной системы действуют три основных элемента: пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА), и банки-кастодианы.
Схема взаимодействия этих субъектов при обеспечении накопительной пенсией будущих пенсионеров представлена в Приложении 1.
Накопительные пенсионные фонды входят в число важных социально-экономических институтов, распоряжающихся долгосрочными финансовыми ресурсами и являются наиболее активными институциональными инвесторами в экономике.
Казахстанские накопительные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, которой гарантируется то, что пенсионный фонд специализируется исключительно на негосударственном пенсионном обеспечении.
Накопительные пенсионные фонды работают над тем, чтобы ваши отчисления работали на экономику страны и приносили вам так называемый инвестиционный доход. При этом деятельность пенсионных фондов строго регулируется государством, что позволяет свести к минимуму инвестиционные риски. Если пенсионный фонд несет определенные потери, то он обязан возместить вам ущерб. Пенсионными фондами управляют управляющие компании, которые вырабатывают стратегию вложений средств. В результате такой системы вы, не прилагая усилий, не только копите на свою старость, но и имеете возможность получать инвестиционный доход со своих отчислений, ваши деньги работают на экономику страны, и бюджет несет минимальные потери на социальное обеспечение пенсионеров. В то же время если вас не устраивают результаты работы фонда, к примеру, уровень дохода, то вы вправе поменять фонд и перенести свой пенсионный капитал в другой фонд, где, на ваш взгляд, более оптимальные возможности для роста инвестиционного дохода капитала /12/.
На 1 января 2010 года функционировало 14 накопительных пенсионных фондов, а на 1 ноября 2010 года их количество на пенсионном рынке уменьшилось до 13.
НПФ в процессе осуществления своей деятельности могут производить сбор пенсионных взносов, получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность и осуществлять иные права согласно условиям пенсионного договора, заключать договора с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. В то же время, накопительные пенсионные фонды обязаны:
- производить пенсионные выплаты получателям;
- проводить индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат;
- предоставлять вкладчику
и получателю информацию о
состоянии его пенсионных
- обеспечивать конфиденциальность информации о состоянии пенсионных накоплений получателя;
- нести ответственность
за нарушение пенсионного
- по заявлению получателя
переводить его пенсионные
- публиковать статистическую
и иную информацию о своей
деятельности за стандартные
периоды времени в один, три,
пять, десять календарных лет,
при этом не допускается
- обеспечивать равные
условия гражданам,
- выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством РК.
Они законодательно обязаны ежегодно проводить аудит и определять соответствие размеров пенсионных резервов текущей стоимости обязательств.
Инвестиционное управление пенсионными активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами или пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии. Организация, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов, является юридическим лицом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и создается в форме акционерного общества в установленном законодательством Республики Казахстан порядке /7/. В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан по отношению друг к другу руководствуются положением трехстороннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотношения. Взаимодействие между этими тремя юридическими участниками пенсионного обслуживания происходит по следующей схеме: в соответствии с договором о пенсионном обеспечении между пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в банк-кастодиан, с которым у фонда заключен кастодиальный договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда.
ООИУПА, как следует из их названия, управляют пенсионными активами, инвестируя их в различные инструменты, разрешенные законодательством. Пенсионный фонд заключает договор с управляющей компанией, и та, исходя из собственного опыта и собственной стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи финансовых инструментов.
У этих игроков рынка две основные задачи: инвестировать пенсионные активы и регулярно производить их оценку. Помимо этого, ООИУПА должна регулярно отчитываться о своей деятельности перед АФН и НПФ, а также через СМИ – перед вкладчиками фондов. ООИУПА значительно отличаются от других инвестиционных компаний. Во-первых, они ограничены в выборе направлений для инвестирования. Перечень инструментов, в которые ООИУПА могут вкладывать пенсионные накопления, определяется Агентством финансового надзора. Это наиболее надежные инструменты с невысокой доходностью, но зато с минимальной степенью риска. Во-вторых, если клиент обычной инвестиционной компании разделяет вместе с этой компанией риски инвестирования, то в случае с ООИУПА пенсионный фонд вправе потребовать от нее возмещения убытков, вызванных ненадлежащим управлением пенсионными активами. ООИУПА несет ответственность по своим обязательствам перед накопительным пенсионным фондом и перед вкладчиками всем принадлежащим ей имуществом. В-третьих, законодательство предъявляет к самой ООИУПА, а также к ее акционерам и руководителям целый ряд требований и ограничений, которые не действуют для других инвестиционных компаний /12/.
Третий элемент системы – банк-кастодиан, который не может быть аффилированным с НПФ либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги и контролирует их целевое размещение. Ежемесячно он информирует НПФ о состоянии его счетов и о деятельности ООИУПА. У накопительного пенсионного фонда должен быть только один банк-кастодиан. Но банк может обслуживать одновременно несколько фондов. Банк-кастодиан – банк, осуществляющий деятельность по фиксации и учету прав по ценным бумагам, хранению документарных ценных бумаг и учету денег клиента. Банк-кастодиан контролирует целевое размещение пенсионных активов НПФ и обязан блокировать (не исполнять) поручения ООИУПА или НПФ в случае их несоответствия законодательству РК. Более того, закон предусматривает, что кастодиан в таком случае должен незамедлительно уведомить об этом уполномоченный орган и НПФ.
Эта система независимых
элементов позволяет
Помимо трех основных элементов рынка большую роль в работе пенсионной системы играют Агентство Республики Казахстан по финансовому надзору (АФН) и Казахстанская фондовая биржа (KФБ) /12/.
Роль государственного регулятора осуществляет Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. АФН регулирует и контролирует деятельность банков, пенсионных фондов и ООИУПА, профессиональных участников фондового рынка, страховых компаний и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. АФН ежемесячно на своем сайте предоставляет сведения о собственном капитале, обязательствах и активах НПФ, о коэффициенте номинального дохода НПФ, по пенсионным накоплениям и количеству пенсионных счетов вкладчиков в НПФ, по процентному, кредитному, фондовому и валютному рискам, инвестиционную структуру портфелей НПФ, а также текущее состояние фондов. Также в его работу входит составление сводных отчетов по балансу и отчету о прибылях и убытках НПФ. В соответствии с Законом РК от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» в перечень функций АФН входит:
1) в случаях, предусмотренных
законодательными актами
2) в случаях, предусмотренных
законодательными актами
3) устанавливать порядок выдачи, приостановления и отзыва лицензий на осуществление профессиональной деятельности на финансовом рынке в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, выдает, приостанавливать и отзывать указанные лицензии;
4) издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения финансовыми организациями, потребителями финансовых услуг, другими физическими и юридическими лицами на территории Республики Казахстан;
5) утверждать пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для финансовых организаций, в том числе на консолидированной основе;
6) устанавливать перечень, формы, сроки и порядок представления отчетности (за исключением финансовой и статистической отчетности) финансовыми организациями и их аффилированными лицами;
7) осуществлять контроль
за соблюдением финансовыми
7-1) направлять своего представителя для участия в общем собрании акционеров финансовых организаций;
8) проверять деятельность
финансовых организаций и их
аффилированных лиц в случаях
и в пределах, предусмотренных
законодательными актами Респуб
9) определять порядок
применения и применять к
10) по согласованию с Правительством Республики Казахстан принимать решение о принудительном выкупе акций финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
11) осуществлять контроль
за деятельностью
12) публиковать в средствах массовой информации сведения о финансовых организациях (за исключением сведений, составляющих служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну), в том числе информацию о мерах, принятых к ним.
В целом деятельность АФН направлена на повышение уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка.
Биржа работает как специализированный
торговый центр, где продают и
покупают различные финансовые инструменты,
а также валюту. Это та площадка,
где НПФ осуществляют операции с
пенсионными накоплениями. При вложении
денег в различные
Биржевой рынок корпоративных ценных бумаг делится на первичный и вторичный. На первичном рынке компании-эмитенты выпускают в обращение свои ценные бумаги. На вторичном рынке происходит торговля ценными бумагами между инвесторами – членами биржи. Иногда в течение дня ценные бумаги, выпущенные одной компанией, могут быть перепроданы несколько раз. И многие инвесторы зарабатывают на колебаниях цен на акции. Поэтому для инвесторов очень важно следить за котировками ценных бумаг. Накопительные пенсионные фонды являются крупными институциональными инвесторами на отечественном фондовом рынке. Наибольшая доля пенсионных активов (43%) вложена в негосударственные ценные бумаги эмитентов РК. 26% активов вложены в государственные ценные бумаги. По 14% – в бумаги иностранных эмитентов и вклады в банках второго уровня /12/.
Хотя новая накопительная пенсионная система начала работать с января 1998 года, только в феврале были полностью созданы и определены администраторы всех звеньев накопительной пенсионной системы.
Введение накопительной пенсионной системы стало первым шагом государства по сокращению обязательств государства в социальной сфере и созданию особого класса институциональных инвесторов /6/.
1.2 Этапы становления
накопительной пенсионной
Современная пенсионная система Казахстана начинает свой отсчет с 1997 года, когда Правительство Республики Казахстан одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.
В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения приобрели особую остроту. Причиной тому стали с одной стороны переход к механизмам рыночной экономики, с другой — социально-демографические факторы, присущие Казахстану в 90-х годах прошлого столетия. В условиях действовавшей солидарной пенсионной системы высокие темпы роста инфляции и безработицы среди населения, падение объёмов ВВП, острый бюджетный дефицит стали причинами появления и увеличения задолженностей по выплате пенсий и невозможности обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Таким образом, становилась очевидной неустойчивость распределительной системы пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений. На проблемы, связанные с недостаточным финансированием необходимых пенсионных расходов, наслаивались демографические. Некоторые из них были связаны с деформированием возрастной структуры населения и ускорением процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни казахстанцев.