Пенсионная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на принимаемые меры по реформированию пенсионной системы, в программах пенсионного обеспечения по-прежнему сохраняется много проблем, в основном связанных с низкими размерами заработной платы большинства работающих, которая служит базой для начисления единого социального налога (взноса), поэтому объем страховых платежей, поступающих за работающих граждан, не обеспечивает в большинстве случаев достойной пенсии.

Содержание

1. Общая характеристика пенсионной системы Российской Федерации
1.1. Сравнение государственного и негосударственного пенсионного обеспечения: программы, начисление пенсии, источники формирования ресурсов 3-8
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы в Российской Федерации (аргументируйте ваши ответы) 9-12
2. Медицинское страхование РФ
Сравните систему медицинского страхования РФ и страны на выбор: уровни, источники формирования ресурсов, направления использования средств и т.д. 13-18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по финансам.docx

— 37.93 Кб (Скачать файл)

1.2. Результаты и проблемы  пенсионной реформы  в Российской Федерации

      В настоящее время происходит переход  к трёхуровневой системе пенсионного  обеспечения:

1) базовая  часть формируется за счёт 14% от  фонда оплаты труда. Эта сумма  поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд  РФ и используется для выплаты  социальной пенсии и базовой  части трудовой пенсии. В случае  недостатка поступлений федеральный  бюджет компенсирует образующийся  дефицит;

2) страховая часть пенсии (11-14% от фонда оплаты труда) поступает сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины заработной платы по стране;

3) накопительная  часть пенсии (2-6% от фонда оплаты  труда) поступает на специальный  индивидуальный счёт работника.  Будущий размер выплат зависит  от взносов работника и дохода  от инвестирования накопительной  части пенсии.

      Кроме того, работник (или работодатель) могут  добровольно делать взносы в негосударственные  пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.

      Трёхуровневая система позволяет осуществлять переход от распределительной системы  пенсионного обеспечения к системе  с преобладанием страхового принципа. Это способствует повышению устойчивости пенсионной системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциации пенсий вырастет заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в  участии в пенсионной системе, а  значит и в легализации своих  заработных плат.

      Современный период пенсионной реформы является одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионного  обеспечения к смешанной накопительно-распределительной системе. В настоящий момент граждане впервые могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были осуществлены следующие мероприятия:

1) практически  сформирована нормативная база  для трёхуровневой системы пенсионного  обеспечения;

2) создан  Общественный совет по инвестированию  средств пенсионных накоплений, который провёл первые заседания;

3) проведены  конкурсы по выбору управляющих  компаний и спецдепозитария;

4) заключены  договоры между Пенсионным фондом  РФ и управляющими компаниями  на управление накопительной  частью пенсии;

5) проведена  рассылка писем гражданам о  размере накопленных за 2002 г. средств  на их индивидуальном счёте  и бланков заявлений для выбора  управляющей компании;

6) подписаны  соглашения об удостоверении  подписей на заявлениях о выборе  частной управляющей компании  между несколькими крупными банками  и Пенсионным фондом РФ.

      В ходе реализации указанных мероприятий  возникли определённые проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:

1) технические  проблемы в Пенсионном фонде  с рассылкой писем гражданам  привели к срыву сроков проведения  пенсионной реформы. В результате  задержки рассылки писем на  три месяца целый год оказался  во многом потерян для пенсионной  реформы;

2) отсутствие  информационной кампании о пенсионной  реформе ведёт к тому, что большая  часть населения не очень хорошо  знает, как можно распорядиться  накопительной частью своей пенсии;

3) сложность  подачи заявления о выборе  управляющей компании сокращает  число граждан, которые доверят  им управление своими пенсионными  накоплениями;

4) отсутствие  механизма раскрытия информации  о деятельности частных и государственных  управляющих компаний, а также  самого Пенсионного фонда РФ  приводит к сложности выбора  населением управляющей компании  для наиболее эффективного инвестирования  пенсий;

5) отсутствие  закона о методике расчёта  размера пенсии в зависимости  от суммы накопленных средств  на индивидуальном счёте сокращает  прозрачность пенсионной реформы  и ограничивает мотивацию граждан  к участию в пенсионной реформе;

6) юридическая  неопределённость статуса Внешэкономбанка  в качестве государственной управляющей  компании, а также самого Пенсионного  фонда РФ повышает вероятность  возникновения конфликтов между  ними, частными управляющими компаниями  и гражданами;

7) недостаточно  жёсткие требования к частным  управляющим компаниям позволили  пройти конкурс 55 компаниям, большая  часть из которых, вероятно, не  сможет принять активного участия  в реформе, а выбравшие их  граждане не будут получать  стабильный доход от инвестирования  их пенсионных накоплений.

      Единая  пенсионная система государственных  пенсий в России не состоялась. Другого  вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы для многих категорий  работников введены особые, привилегированные  по своему уровню и условиям государственные  пенсии либо весомые доплаты к  «обычным» пенсиям. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются пропорционально росту оплаты труда  соответствующих продолжающих трудиться  чиновников, в отличие от обычных  пенсий, размеры которых практически  оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся процесс обесценения рубля.

      Не  обеспечена также стабильность реального  уровня пенсионного обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился к началу 2000 г. по сравнению  с 1990 г. в несколько раз и продолжает падать. Ныне даже самая высокая  обычная пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию. Следствие этого – многократный рост смертности среди пенсионеров, в частности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжёлых заболеваний, включая психические.1

      В связи со сдерживанием повышения  минимальных размеров пенсий, ограничением их размеров предельной суммой, сопоставимой с заниженным минимумом, неполной индексацией  пенсионных сумм и заменой её компенсационными выплатами общая пенсионная система  превращена в уравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности трудовой деятельности и  уровня оплаты труда (т. е. трудового  вклада), заложенная в Законе 1990 г., практически  ликвидирована. Сейчас в России установлены  нищенские пенсии для большинства  граждан, крайне незначительно различающиеся  в зависимости от того, как долго, на какой работе и с какой оплатой  трудился человек. 
 

   

   
 
 
 
 
 
 

2. Медицинское страхование  РФ

      Зарождение  элементов страховой медицины в  России началось еще в 18 – начале 19 вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились  первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие  стали создавать за свой счет (без  участия работодателей) общества взаимопомощи – предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в  России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт  – Петербурге.

        С принятием Закона РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР” от 28 июня 1991г., который в дальнейшем претерпел множество изменений и дополнений, можно говорить о новом этапе в развитии и продвижении обязательного медицинского страхования в России.

      В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991г. медицинское страхование является формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья. Медицинское  страхование осуществляется в 2-х  формах: обязательном и добровольном.

      Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам  получение дополнительных медицинских  услуг сверх установленных программами  обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование  может быть коллективным и индивидуальным. Страхователями при добровольном медицинском  страховании выступают отдельные  граждане или предприятия, представляющие интересы граждан. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические  лица, осуществляющие медицинское страхование  и имеющие государственную лицензию на право заниматься такой деятельностью. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между  субъектами медицинского страхования, которые выполняют обязательства  по заключенному договору в соответствии с действующим законодательством. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым организация обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному всех необходимых медицинских услуг в соответствующем объеме и качестве. Такой договор должен содержать: наименование сторон, сроки действия договора, численность застрахованных, размер, сроки и порядок внесения страховых взносов, перечень медицинских услуг, права и обязанности, ответственность сторон и иные непротиворечащие законодательству условия. Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное.

      В соответствии со ст. 9 Закона “О медицинском  страховании” страхователь имеет право  на привлечение средств из прибыли  предприятия на добровольное медицинское  страхование. Вместе с тем, согласно п. 5 Постановления Правительства  РФ от 22 ноября 1996г. №1387 “О первоочередных мерах по развитию рынка страхования  в РФ” с 15 ноября 1996г. страховые  взносы по добровольному страхованию  от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию  относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в  себестоимость продукции, не может  превышать 1 процента объема реализуемой  продукции. Расходы по договорам  добровольного медицинского страхования, заключенным на срок менее года, или размер которых превышает 1 процент  объема реализуемой продукции, покрываются  за счет чистой прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия после  налогообложения.

      В соответствии с ФЗ “О подоходном налоге с физических лиц”, суммы страховых  взносов, произведенных работодателями по договорам добровольного медицинского страхования, не подлежат включению  в совокупный облагаемый доход физических лиц лишь при условии, если застрахованные лица не получают страховых выплат. Это же положение закреплено в инструкции Госналогслужбы России от 25.06.95 № 35 “По применению закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”. Во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование своих работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с законодательством и по договорам добровольного медицинского страхования, при отсутствии выплат застрахованным физическим лицам.

      В соответствии с практическим пособием по заполнению декларации о совокупном годовом доходе не включается в состав совокупного облагаемого дохода физических лиц стоимость амбулаторного или стационарного медицинского обслуживания, предоставляемого им по договорам добровольного медицинского страхования, осуществляемого за счет средств предприятия в пользу своих работников или членов их семей. При применении этой льготы следует иметь в виду, что к амбулаторному медицинскому обслуживанию относится медицинское обслуживание приходящих больных и оказание помощи на дому: зубопротезирование, судебно-медицинское освидетельствование и др., а к стационарному – медицинское обслуживание в лечебном учреждении с больничными койками. Не относятся к медицинскому обслуживанию косметологические и сервисные услуги.

      В соответствии с п. 9 Постановления  Правительства РФ от 07.05.97 № 546 “о перечне выплат, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ” страховые взносы не начисляются на суммы страховых платежей, выплачиваемых организацией: по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года; по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей. Эти льготы могут быть предоставлены только в случае, если у работодателя отсутствует задолженность по платежам в Пенсионный фонд и если эти договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая. Во всех остальных случаях начисление взносов в Пенсионный фонд производится в общеустановленном порядке.

Информация о работе Пенсионная система РФ