Пенсионная система РФ и ее реформирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы Российской Федерации, оценка недостатков пенсионной системы и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

•дать определение пенсионной системы, раскрыть ее значение;
•исследовать историю развития пенсионной системы России;
•проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;
•провести анализ состояния пенсионной системы России на современном этапе;
•выявить основные проблемы и недостатки пенсионной системы;
•рассмотреть концепцию оптимальной пенсионной системы;
•разработать предложения по реформированию пенсионной системы России с целью ее совершенствования.

Содержание

Глава 1. Сущность и история развития Пенсионной системы в России……………………………………………………………………………...5

1.Понятие и значение Пенсионной системы РФ……………………5
2.История развития Пенсионной системы………………………….12
3.Эволюция Пенсионной системы в мировой практике…………..17
Глава 2. Пенсионная система России на современном этапе…………………19

2.1. Анализ состояния Пенсионной системы на современном этапе…19

2.2. Основные проблемы и недостатки Пенсионной системы РФ…….23

Глава 3. Совершенствование Пенсионной системы в России………………..25

3.1. Концепция оптимизация Пенсионной системы РФ……………….25

3.2. Пути совершенствования Пенсионной системы в России………..27

Заключение………………………………………………………………………31

Список литературы………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_ГОТ.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

  Известно, что финансовая обеспеченность государственных  пенсионных обязательств базируется на реализации страховых принципов. Нарушение либо невыполнение последних при оценке пенсионных прав приводит к финансовой дестабилизации пенсионной системы. Принципиальным недостатком преобразований в пенсионной сфере является отсутствие отдельного финансового обеспечения льготных государственных пенсионных обязательств, в том числе по досрочным трудовым пенсиям.

  Консерватизм  в системе формирования досрочных  пенсионных прав, правила, и методы, оценки которых были разработаны еще в советскую эпоху, отрицательно влияет на тарифную политику всей пенсионной системы: до сих пор досрочные пенсии финансируются за счет обязательной пенсионной системы.

  Рассматривая  проблемы пенсионной системы, следует  отметить, что мировая система  пенсионного обеспечения характеризуется  ухудшающейся демографической ситуацией  в мире в целом, и в частности  феноменом старения населения, которое  сопровождается не только возрастанием удельного веса пенсионеров, но и ростом продолжительности жизни и сокращением рождаемости, что удлиняет средний срок выплаты пенсий.

  В конечном итоге это оказывает  огромное влияние на сложившуюся  систему страховых механизмов доходов  и расходов пенсионных бюджетов: постоянно увеличивается финансовая нагрузка на работающих, удельный вес которых неуклонно уменьшается. В то же время безработица сокращает продолжительности трудовой жизни, уменьшает число плательщиков пенсионных взносов и сужает базу страховых платежей.

  Сравнительный анализ демографической ситуации в  России показывает, что для нее характерны те же процессы, что и в промышленно развитых странах, за исключением роста продолжительности жизни. Согласно оценке Федеральной службы госстатистики, по продолжительности жизни мужчин Россия занимает 136-е место в мире (59 лет), у женщин средняя продолжительность жизни составляет 72 года (91-е место в мире).19

  Все указанные выше обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего реформирования пенсионной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Совершенствование  Пенсионной системы  в России

     3.1 Концепция оптимальной  Пенсионной системы

 Все развитые государства еще в 1980-1990-е  гг. предприняли шаги по приспособлению своих пенсионных систем к меняющимся условиям мировой экономики. Преобразование мировой системы пенсионного обеспечения было связано с ухудшающейся демографической ситуацией в мире в целом, и в частности феноменом старения населения, которое оказывает огромное влияние на качественное изменение демографического состава населения, увеличивая в нем долю нетрудоспособного. Так, по прогнозам МВФ, к 2050 г. во всех промышленно развитых странах произойдет значительное увеличение доли населения пенсионного возраста. Наиболее высокий удельный вес пенсионеров к 2050 г. будет достигнут в Японии, Италии и Германии.20

 Принципам рыночного хозяйства в большей  степени соответствует накопительная система. Она имеет ряд существенных преимуществ, которые были отмечены ранее. К тому же, накопительный механизм, в отличие от распределительного, вполне сочетается с системой конкурирующих между собой пенсионных фондов, что позволяет внедрять рыночные начала в само пенсионное страхование.

 Наиболее  оптимальным вариантом пенсионной реформы является создание многоуровневой системы, которая гораздо более гибко и более приспособленной для снижения различных рисков, управление которыми и является предназначением системы пенсионного обеспечения.

 Оптимальная пенсионная система России должна состоять из системы государственного страхования и системы негосударственного пенсионного обеспечения. На современном этапе существует единая государственная система пенсионного обеспечения с использованием как распределительных, так и накопительных (система условно накопительных счетов) механизмов.

 Накопительная часть пенсионной системы России формируется путем отчислений сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии на специальную часть индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица. Эти средства накапливаются  в Пенсионном фонде и отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а затем передаются в управление управляющей компании. Управлением накопительной части может заниматься либо ПФР, либо негосударственный пенсионный фонд или частная управляющая компания, которую добровольно выбирают граждане.

 Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как  дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в  форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан. Вместе с тем становление и развитие дополнительных профессиональных систем на современном этапе является приоритетной задачей и должно стимулироваться в первую очередь.

 Дополнительная  профессиональная пенсионная система  должна удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, она обязана обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения.

 Дополнительная  профессиональная пенсионная система  может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо накопительной  или использовать одновременно оба эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов (актуарный баланс).

 Выбор пенсионной системы относится к  стратегическим вопросам жизнедеятельности  нескольких поколений, что требует  использования подходов и методов, более сложных, нежели те, которые  применяются для текущих проблем.

 Пенсионная система должна постоянно развиваться адекватно политическим и социально-экономическим условиям страны.

 Пенсионная  система начального периода 21 в. должна более полно учитывать изменившиеся экономические и социальные условия  работающего населения; разнообразие форм собственности трудовой деятельности, различную природу социальных и профессиональных рисков; значительную дифференциацию регионов по уровню заработной платы, по уровню цен на потребительские товары, по природно-климатическим условиям проживания, по продолжительности периодов дожития пенсионеров. 

 3.2 Основные предложения  по реформированию  Пенсионной системы

 В сложившихся  условиях жизненно важно создать  прочную пенсионную систему, так  как дальнейшее увеличение средней  по стране заработной платы и ухудшение демографической ситуации при «слабой» пенсионной системе может привести к нежелательным последствиям для экономики в целом.

 Можно предложить ряд дополнительных мер по стабилизации дополнительных мер по стабилизации финансового положения Пенсионного фонда и совершенствованию пенсионной системы:

  • Обеспечить более жесткую привязку размера пенсионных выплат к величине доходов Пенсионного фонда;
  • Провести четкое разграничение обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом и другими источниками, включая федеральный бюджет;
  • Увеличить сбор страховых взносов в результате внедрения условно-накопительных и именных накопительных счетов.
  • Реформировать пенсионную систему, не затрагивая всех социально-экономических составляющих общества практически невозможно.

    Социальная  позиция предполагает:

  • Сохранение за гражданами пенсионных прав, заработанных за предыдущие периоды, и использование более справедливых правил определения пенсии;
  • Установление приемлемого для общества уровня пенсий и размера страховых взносов.

    С экономической позиции потребуется:

  • Привлечение в фонд средств предприятий и отраслей для пенсионного обеспечения работающих в этих отраслях граждан;
  • Использование в интересах пенсионеров инвестиционного дохода от операций на финансовом рынке.

  Проведение  пенсионной реформы предполагает принятие целого ряда законодательных актов, суть которых состоит в следующем:

  1. В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы возникла необходимость поэтапного введения накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы.
  2. Нуждается в уточнении роли и порядка применение индивидуальных коэффициентов пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями государства и прогнозируемыми изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так и к снижению жизненного уровня пенсионеров.
  3. Требуется конкретизировать подходы к реформированию системы льготных пенсий, составляющих существенную часть финансовой нагрузки на действующую пенсионную систему. При этом необходимо разработать механизм поэтапного перевода льготных пенсий на накопительные принципы финансирования.
  4. Следует предусмотреть введение действенных стимулов для добровольного более позднего выхода работников на пенсию, в том числе с использованием системы условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более длительная работа в сочетании с сокращением ожидаемого срока пребывания на пенсии существенно увеличивает для получателя ее ежемесячный размер в случае более позднего выхода на пенсию.
  5. Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию системы негосударственных пенсионных фондов и дополнительного добровольного пенсионного страхования в целом. В частности, следует рассмотреть вопрос о стимулировании добровольных пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышении действенности гарантий сохранности накоплений.

  Необходимо  стимулировать и добровольные пенсионные накопления. В этом случае правомерно предложение бывшего Президента страны В.В. Путина о софинансировании добровольных пенсионных накоплений и части средств Фонда национального благосостояния (Стабилизационного фонда). По сути, президент предлагает сформировать пенсионный капитал граждан: на каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина (на его персональный накопительный счет в ПФР) государство добавляет еще одну тысячу рублей. Чтобы эти взносы не обесценились, в течение определенного времени их необходимо инвестировать в высоко ликвидные ценные бумаги. В дальнейшем свободные денежные Фонда национального благосостояния могли бы расходоваться и на покрытие дефицита пенсионной системы. В комплексе эти меры призваны обеспечивать увеличение объема пенсионных накоплений граждан и надежную работу пенсионной системы в будущем.

    Также существуют следующие предложения  профсоюзных организаций по проблемам пенсионного законодательства21:

  • Необходимо внести в действующие пенсионные законы дополнения, связанные с реализацией прав застрахованных лиц наемного труда на своевременное оформление и выплату в полном объеме трудовых пенсий, независимо от уплаты страхователями страховых взносов в ПФР и финансового положения страховщика, а также предусмотреть финансовую и административную ответственность между всеми субъектами пенсионной системы;
  • Целесообразно восстановить показатель «минимальная пенсия» и установить ее в ближайшей перспективе на уровне минимальной заработной платы, равной прожиточному минимуму. При этом установление прожиточного уровня должно являться прерогативой законодателей, а не органов исполнительной власти;
  • Необходимо изменить порядок индексации базовой и страховой частей пенсии, предусмотреть такой компенсационный механизм, который может гарантировать недопущение падения реальной покупательной способности пенсии;
  • Необходимо законодательно пересмотреть и уточнить порядок и сроки пересчета пенсий для работающих пенсионеров.

   Пенсионная  реформа является одной из самых  сложных и болезненных проблем  переходного периода, так как  затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом. И, на мой взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране. 
 
 

    Заключение

    Таким образом, одна их наиболее «злободневных» проблем – достаточность пенсионного обеспечения, которая может привести к обострению социальной напряженности в обществе. Проводя пенсионную систему, государство пытается отойти от практики фискальной эксплуатации молодых поколений, однако не слишком успешно.

    Какова  взаимосвязь между проводимой политикой налогообложения и государственных расходов с благосостоянием будущих поколений? Старение населения, отрицательный прирост населения приводят к необходимости усиления налоговой нагрузки на работающих, чтобы обеспечить растущему числу пенсионеров достойную старость. Однако никто не хочет увеличения налогов или сокращения государственных пособий, ведь это отражается на материальном благополучии не только наших детей и внуков. В случае кризиса пенсионной системы будут затронуты все слои населения.

Информация о работе Пенсионная система РФ и ее реформирование