Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:50, курсовая работа
Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность пенсионной системы Республики Беларусь;
- изучить нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения;
- проанализировать состояние пенсионной системы на современном этапе;
- выявить основные направления совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионная система является важнейшей
составной частью системы социальной
защиты населения Республики Беларусь.
Она затрагивает жизненно важные интересы
не только граждан, находящихся на пенсии,
но и тех, кто, участвуя в финансировании
системы, «зарабатывает» себе будущую
пенсию. Поэтому от состояния системы
пенсионного обеспечения зависит благополучие
практически всех граждан нашей республики. В
этом и заключается актуальность темы
курсового исследования.
Цель работы – исследовать пенсионную
систему Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- раскрыть сущность пенсионной системы
Республики Беларусь;
- изучить нормативно-правовое регулирование
системы пенсионного обеспечения;
- проанализировать состояние пенсионной
системы на современном этапе;
- выявить основные направления совершенствования
пенсионной системы Республики Беларусь.
Объектом курсового исследования является
пенсионная система. Предметом исследования
выступает пенсионная система Республики
Беларусь.
Информационную базу курсовой работы
составили учебники и учебные пособия
отечественных авторов, статьи из различных
периодических изданий, статистические
данные, а также электронные ресурсы.
Автор работы подтверждает, что приведенный
в ней материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературных
источников положения и концепции сопровождаются
ссылками на их авторов.
1. СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Пенсионная система представляет собой
сложную технологическую цепь - от назначения
до выплат пенсий. Главное предназначение
пенсии - компенсация утраченного дохода
потерявшему трудоспособность.
Сегодня в Республике Беларусь установлены
два вида пенсий: трудовые и социальные
[22, с. 149]. Право на трудовую пенсию имеют
лица, которые в период работы подлежали
государственному социальному страхованию
и уплачивали страховые взносы. Гражданам,
которые по каким-либо причинам не имеют
права на пенсию, связанную с трудовой
или иной общественно полезной деятельностью,
устанавливаются социальные пенсии.
Финансирование пенсионного обеспечения
в республике осуществляется из двух источников:
внебюджетных фондов и государственного
бюджета.
Выплата трудовых пенсий осуществляется
из средств Фонда социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь (ФСЗН). Фонд социальной
защиты населения не входит в состав государственного
бюджета и формируется за счет страховых
взносов работодателей, страховых взносов
работающих граждан, а также части средств
государственного бюджета Республики
Беларусь. Пенсии не подлежат обложению
налогами.
Бюджетные фонды образуют систему социальной
помощи.
Пенсионная система Беларуси осуществляется
по солидарному принципу, когда работающие
содержат неработающих.
Уровень состояния финансирования пенсионного
обеспечения в целом зависит от состояния
экономики в республике, работы предприятий
и организаций.
Фонд социальной защиты обеспечивает:
- сбор и аккумуляцию страховых взносов;
- осуществляет финансирование выплат
пенсий, пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, при рождении
ребенка, ежемесячных пособий на детей;
на погребение;
- финансирование оздоровления: на санаторно-курортное
лечение и отдых трудящихся и их детей,
дотации на содержание санаториев-профилакториев,
детских оздоровительных лагерей и другие
расходы, предусмотренные законодательством
республики;
- осуществляет контроль соблюдения плательщиками
законодательства и нормативных актов
по государственному социальному страхованию;
- анализирует поступление и расходование
средств фонда;
- готовит предложения по размерам страховых
взносов:
- проводит работу по созданию технической
базы для перехода к персонификации страховых
взносов.
Разрабатываемый Фондом социальной защиты
населения годовой бюджет согласовывается с
Министерством финансов и другими заинтересованными
министерствами,
Целевое распределение и направление
денежных средств на пенсионное обеспечение
осуществляют региональные звенья Фонда
на уровне центрального аппарата областных,
Минского городского управлений и районных
отделений.
Виды трудовых пенсий:
- по возрасту;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- за выслугу лет;
- за особые заслуги перед Республикой
Беларусь[22, с. 151] .
Пенсии по возрасту - ежемесячные
денежные выплаты из Фонда социальной
защиты населения Республики Беларусь,
выплачиваемые гражданам при достижении
ими пенсионного возраста, при наличии
определенной продолжительности трудового
стажа, в размерах, зависящих от прошлого
заработка [22, с. 151].
Пенсии по возрасту делятся следующим
образом:
а) пенсии по возрасту на общих основаниях;
б) пенсии по возрасту с особыми условиями
труда;
в) пенсии по возрасту на льготных условиях
[22, с. 152].
Пенсия по возрасту на общих основаниях назначается:
мужчинам - по достижении возраста 60 лет
и при стаже работы не менее 25 лет; женщинам
- по достижении возраста 55 лет и при стаже
работы не менее 20 лет [22, с. 152].
Право на пенсию по возрасту в связи с
особыми условиями труда, независимо
от места работы, имеют:
а) работники, занятые полный рабочий день
на подземных работах, на работах с особо
вредными и особо тяжелыми условиями труда:
мужчины - по достижении возраста 50 лет
и при стаже работы не менее 20 лет, из них
не менее 10 лет на указанных работах; женщины
- по достижении возраста 45 лет и при стаже
работы не менее 15 лет, из них не менее
7 лет 6 месяцев на указанных работах;
б) работницы текстильного производства,
занятые на станках и машинах, согласно
Списку текстильных производств и профессий
- по достижении 50 лет и при стаже указанной
работы не менее 20 лет;
в) водители городского пассажирского
транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи)
и отдельных пригородных маршрутов, по
условиям труда приравненных к городским
перевозкам:
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже
работы не менее 25 лет, из них не менее
20 лет на указанной работе; женщины - по
достижении 50 лет и при стаже работы не
менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной
работе и некоторые другие категории граждан
[22, с. 153].
Право на пенсию по возрасту на льготных
условиях имеют:
а) военнослужащие, ставшие инвалидами
вследствие ранения, контузии или увечья,
полученных при исполнении обязанностей
военной службы либо вследствие заболевания, связанного
с пребыванием на фронте (инвалиды войны):
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже
работы не менее 25 лет; женщины - по достижении
50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
б) матери военнослужащих, смерть которых
связана с исполнением обязанностей военной
службы, - по достижении 50 лет и при стаже
работы не менее 20 лет;
в) многодетные матери, родившие 5 и более
детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста,
- по достижении 50 лет и при стаже работы
не менее 15 лет;
г) родители детей-инвалидов (инвалидов
с детства);
д) лилипуты и карлики - лица, больные гипофизарным
нанизмом, и диспропорциональные карлики:
мужчины - по достижении 45 лет и стаже работы
не менее 20 лет; женщины - по достижении
40 лет и стаже работы не менее 15 лет;
е) инвалиды с детства:
мужчины - по достижении 55 лет и стаже работы
не менее 25 лет; женщины - по достижении
50 лет и стаже работы не менее 20 лет [22,
с. 154].
Назначаются пенсии по возрасту пожизненно
независимо от состояния трудоспособности.
При наличии стажа менее 25 лет у мужчин
и менее 20 лет у женщин назначается особый
вид трудовых пенсий, которые имеют название «пенсии
при неполном трудовом стаже» [22, с.
155].
В 1991 г. введен новый вид трудовых пенсий
- досрочные пенсии по возрасту (в том
числе на льготных условиях) [22, с. 155].
Правом досрочного (на 2 года) выхода на
пенсию пользуются работники предпенсионного
возраста (например: женщины - 53 года, мужчины
- 58 лет) при ликвидации предприятий, учреждений
и организаций в случае признания их безработными
[22, с. 155].
Предусмотрено назначение досрочно (на
1 год) пенсии по возрасту безработным,
общий стаж которых (у мужчин должно быть
не менее 38 лет общего стажа, а у женщин
- не менее 33 лет) дает право на получение
пособия по безработице не менее чем в
течение 52 календарных недель [22, с. 155].
При наличии права на досрочный выход
на пенсию гражданин имеет возможность
либо получать пособие по безработице
в течение положенного ему периода, либо
обратиться за назначением пенсии по возрасту
(в том числе на льготных условиях).
Пенсии по инвалидности - пенсии в
связи с постоянной или временной утратой
трудоспособности [22, с. 156].
В зависимости от степени утраты трудоспособности
инвалиды подразделяются на три группы
- первая, вторая, третья.
Причины инвалидности, а также время ее
наступления устанавливаются медико-реабилитационными
экспертными комиссиями (МРЭК).
Пенсии по инвалидности назначаются независимо
от того, когда наступила инвалидность,
- в период работы, до поступления на работу
или после прекращения работы [22, с. 156].
Если причиной инвалидности является
общее заболевание, то пенсии назначаются
при наличии определенного стажа работы
ко времени наступления инвалидности
при обязательной уплате страховых взносов.
Лицам, ставшим инвалидами вследствие
общего заболевания в период работы или
после ее прекращения до достижения 20
лет, пенсии назначаются независимо от
стажа работы [22, с. 156].
Право на пенсию по случаю потери кормильца
(СПК) имеют нетрудоспособные члены
семьи умершего кормильца, находившиеся
на его иждивении [22, с. 156].
Пенсии за выслугу лет устанавливаются
отдельным категориям граждан, занятых
на работах, выполнение которых ведет
к утрате профессиональной трудоспособности
или пригодности до наступления возраста,
дающего право на пенсию по возрасту [22,
с. 156]. Право на данную пенсию имеют:
- отдельные категории медицинских и педагогических
работников;
- работники авиации и летно-испытательного
состава гражданской авиации;
- отдельные категории артистов театров
и других театрально-зрелищных предприятий
и коллективов;
- работники следственного аппарата прокуратуры;
- спортсмены [22, с. 157].
Пенсии за выслугу лет близки к пенсиям
по возрасту: для их назначения и выплаты
необходим определенный трудовой стаж.
Пенсии за особые заслуги перед Республикой
Беларусь введены с 1994 г. и устанавливаются:
- лицам, удостоенным почетных званий Республики
Беларусь (народный, заслуженный);
- лауреатам Государственных премий Республики
Беларусь;
- лицам, имеющим государственные награды
Республики;
- участникам Великой Отечественной войны,
награжденным пятью и более (женщины -
тремя и более) орденами за боевые и трудовые
заслуги, а также командирам и комиссарам
партизанских отрядов, начальникам штабов
партизанских бригад и отрядов;
- членам Правительства и некоторым другим
категориям граждан [22, с. 157].
Социальные пенсии - это государственные
выплаты (выплаты из средств государственного
бюджета) с целью оказания материальной
помощи гражданам, не имеющим по каким-либо
причинам трудового стажа [22, с. 158].
Размер социальных пенсий, в отличие от
трудовых, не исчисляется из прошлого
заработка, а устанавливается в твердой
сумме [22, с. 158]. Поэтому социальные пенсии
индексируются с целью частичного возмещения
потерь, вызванных инфляцией.
Социальными могут быть как пенсии по
возрасту, так и пенсии по инвалидности.
Социальные пенсии по возрасту назначаются
лицам, достигшим пенсионного возраста
и не имеющим трудового стажа, а также
тем, у кого к моменту назначения пенсии
оказалось менее 5 лет трудового стажа
(с условием уплаты страховых взносов)
[22, с. 159].
Социальные пенсии по инвалидности назначаются
в основном неработающим инвалидам с детства
и лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном
возрасте и не имеющим необходимого трудового
стажа для данной возрастной группы (кроме
работающих лиц моложе 20 лет) [22, с. 159].
К пенсиям устанавливаются повышения и надбавки.
Итак, пенсионная система представляет
собой сложную технологическую цепь -
от назначения до выплат пенсий.
В Республике Беларусь установлены два
вида пенсий: трудовые и социальные. Выплата
трудовых пенсий осуществляется из средств
Фонда социальной защиты населения, аккумулирующего
страховые взносы работодателей и работающих
граждан, а также часть средств государственного
бюджета нашей республики. Выплата социальных
пенсий осуществляется из государственного
бюджета. Пенсионная система Беларуси
осуществляется по солидарному принципу,
когда работающие содержат неработающих.
2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Нормативно-правовое регулирование
системы пенсионного обеспечения
Базовым документом, гарантирующим гражданам
Республики Беларусь право на социальное
обеспечение в старости, в случае болезни,
инвалидности, утраты трудоспособности,
потери кормильца и в других случаях, является Конституция
Республики Беларусь [10].
Особое место среди нормативных актов
пенсионного обеспечения занимает Закон Республики Беларусь
от 17 апреля 1992 «О пенсионном обеспечении» (в
редакции от 11 июля 2007 г.) [4]. Значимость
данного Закона определяется тем, что
действие его распространяется на многие
социальные слои населения. Это лица, занятые
общественно-полезным трудом или иной
деятельностью, засчитываемой в стаж работы,
а также нетрудоспособные граждане. В
соответствии с этим Закон обеспечивает
право граждан на государственное пенсионное
обеспечение по целому ряду статей, а именно:
а) право на трудовые пенсии, куда включаются
пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю
потери кормильца, за выслугу лет, за особые
заслуги перед республикой;
б) право на социальные пенсий, которые
предназначаются гражданам, не получающим
трудовую пенсию (лицам, достигшим пенсионного
возраста; инвалидам, в том числе — с детства;
детям в случае потери кормильца и др.).
По каждому виду пенсий Закон определяет
социальный статус граждан, дающий право
на получение соответствующей пенсии,
условия получения пенсий, их размеры
и т.д.
Значительную часть лиц пенсионного возраста
составляют ветераны войны и Вооруженных
Сил РБ. Правовые основы и меры социальной
защиты ветеранов определены Законом Республики Беларусь
от 17 апреля 1992 г. № 1594- XII
«О ветеранах» (в редакции от 11 июля 2007
г.) [5]. А также Соглашением государств-участников
СНГ «О взаимном признании льгот и гарантий
инвалидов и участников Великой Отечественной
войны, семей погибших военнослужащих
и лиц, приравненных к ним».
Согласно Закону Республики Беларусь
от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII «О социальной защите
инвалидов в Республике Беларусь» (в редакции
от 11 июля 2007 г. № 253-З) официальным документом,
удостоверяющим группу и причину инвалидности,
а также индивидуальную программу реабилитации
является заключение МРЭК [3]. Важным является
оказание специальной помощи инвалидам.
Им гарантируется специальная помощь
со стороны государства в виде денежных
выплат (пений, пособий), обеспечения техническими
и иными средствами социальной реабилитации.
Правовое регулирование государственного
социального страхования осуществляется
на основеЗакона Республики Беларусь
от 31 января 1995 г. № 3563-XII
«Об основах государственного социального
страхования» (в редакции от 19 июля 2006
г. № 155-З) [6]. Он закрепляет основные принципы
государственного социального страхования,
круг лиц, на которых распространяется
государственное социальное страхование,
страховые случаи и виды выплат, которыми
обеспечиваются застрахованные при наступлении
страховых случаев.
Закон Республики Беларусь от 29 февраля
1996 года № 138-
XIII
«Об обязательных страховых взносах в
Фонд социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь» (в редакции от 19 июля 2006 г.
№ 155-З) определяет плательщиков обязательных
страховых взносов, объект для начисления
обязательных страховых взносов, их размеры
[7].
С 1 января 2003 года на всей территории РБ
вступил в силу Закон Республики Беларусь
от 6 января 1999 года “Об индивидуальном
учете в системе государственного социального
страхования” (в редакции от 25 октября 2000
г. № 438-З) [8], что явилось очень важным этапом
в сложном деле реформирования пенсионной
системы Беларуси.
Суть персонифицированного учета заключается
в том, что отдельно для каждого гражданинаучитываются
его права на трудовую пенсию, которые он
зарабатывает сам. За все годы его работы
ведется учет сведений о периодах его
трудовой деятельности, ежемесячном заработке
и других выплатах, из которых уплачивались
страховые взносы. При этом он может отслеживать
динамику этого процесса, получать интересующие
его сведения, своевременно требовать
внесения поправок в случае обнаружения
каких-либо несоответствий или неточностей.
Другими словами, благодаря персонифицированному
учету, каждый гражданин становится созидателем
своего пенсионного будущего.
Персонифицированный учет решает важнейшую
задачу – жесткую увязку размера пенсии
с заработком, из которого в течение всей
трудовой деятельности уплачивались страховые
взносы. Кроме этого, обеспечивается достоверность
сведений о стаже и заработке. Благодаря
наличию необходимых данных о застрахованных,
создается информационное обеспечение
для прогнозирования расходов по государственному
социальному страхованию. Одновременно,
использование данных персонифицированного
учета намного упрощает процедуру начисления
пенсий и пособий.
В целях усиления социальной защиты граждан,
потерпевших в результате несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, возмещения причиненного
их жизни или здоровью вреда, обеспечения
мер по предупреждению и сокращению несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний с 1 января 2004 г. в Республике
БеларусьДекретом Президента РБ от 30 июля 2003 №
18 «Об обязательном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний» введена система обязательного
страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
[1]. Таким образом, получила правовое оформление
система производственного страхования
работников за счет средств нанимателя.
Еще 17 апреля 1997 г. в Беларуси была принята Концепция
реформы пенсионного обеспечения[11],
однако она осталась практически нереализованной
за исключением принятия ряда организационно-правовых
решений. В частности, был введен персонифицированный
учет плательщиков взносов на социальное
страхование;
- установлены раздельные тарифы обязательных
страховых взносов на пенсионное и иные
виды социального страхования;
- расширен круг лиц, подлежащих обязательному
пенсионному страхованию (например, в
него были включены индивидуальные предприниматели);
- право на страховую пенсию было увязано
с уплатой страховых взносов (в течение
5 лет минимум);
- постепенно увеличивается период, из
заработка за который исчисляется пенсия
(с 2000 года ежегодно на один год);
- усовершенствована организационная
структура пенсионной системы путем объединения
в ФСЗН функции учета плательщиков и сбора
взносов на социальное страхование, назначения
и выплаты пенсий, что ведет к оптимизации
движения финансовых средств, снижению
накладных расходов, упрощению процедур
оформления пенсий.
Размеры социальных пенсий регулируются Декретом
Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008
г. № 12 «Об установлении размеров социальных
пенсий» [2].
С 1 января 2009 г. в РБ вступили в силу следующие
нормативные документы:
1. Постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 9 октября 2008 № 1488 «Об утверждении
Положения о порядке исчисления профессионального
стажа для определения права на досрочную
профессиональную пенсию» [13].
2. Постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1489 «О внесении
изменений и дополнений в некоторые постановления
Совета Министров Республики Беларусь
по вопросам профессионального пенсионного
страхования» [14].
3. Постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 9 октября 2008 № 1490 «О некоторых
вопросах профессионального пенсионного
страхования» [15].
Постановление № 1488 направлено на урегулирование
процедурных вопросов, связанных с исчислением
профессионального стажа, длительность
которого является одним из основных условий
для возникновения права на досрочную
профессиональную пенсию.
Постановление № 1490 преследует следующую
цель - определение круга работников, подлежащих
с 1 января 2009 г. обязательному профессиональному
пенсионному страхованию. Одновременно
урегулированы отдельные вопросы, связанные
с осуществлением нового вида социального
страхования и назначением профессиональных
пенсий.
5 января 2009 г. был принят Закон Республики Беларусь
«О профессиональном пенсионном страховании» [9].
Его суть заключается в следующем: серьезную
нагрузку для пенсионной системы до последнего
времени представлял собой институт досрочного
выхода на заслуженный отдых. В последние
годы почти каждая третья пенсия в республике
назначалась со снижением общеустановленного
возраста, а выплаты по ним производились
из общего пенсионного фонда. Эту ситуацию
и призван изменить Закон «О профессиональном
пенсионном страховании», который выводит
льготные пенсии из общей системы пенсионного
страхования и тем самым освобождает её
от обязательств по такого рода выплатам
в перспективе.
Итак, в Беларуси существует весьма обширная
нормативно-правовая база в области пенсионного
обеспечения. Пенсионное законодательство
постоянно совершенствуется, в него вносятся
изменения и дополнения. Однако в целях
реализации Концепции реформы пенсионного
обеспечения в нашей республике необходима
разработка соответствующей законодательной
базы.
2.2. Анализ состояния пенсионной системы
на современном этапе
В Беларуси в декабре 2008 года средний размер
назначенной пенсии составил 389.400 рублей
[27]. Эта сумма составляет 128,5 % величины
среднедушевого минимального потребительского
бюджета семьи пенсионеров (303.080 рублей)
и 32,5 % номинальной начисленнойсреднемесячной заработной
платы работников (1.200.000 рублей) в Беларуси
в декабре 2008 года [27].
Средний размер пенсии по возрасту в декабре 2008
г. был 408.300 рублей, по инвалидности – 359.000
рублей, по случаю потери кормильца - 242.200
рублей, размер социальной пенсии составил
169.300 рублей [27].
Таким образом, средний размер подавляющей
части пенсий в нашей стране соответствует
лишь величине минимального потребительского
бюджета и составляет менее половины средней
заработной платы - это отрицательные
показатели.
Проблемы, связанные с пенсионным обеспечением,
в Республике Беларусь обусловлены различными
причинами.
Как уже отмечалось ранее, национальная
пенсионная система является солидарной
и распределительной. В распределительной
системе существует прямая зависимость
размера пенсии от следующих факторов:
количества населения в трудоспособном
возрасте, уплачивающего взносы
, размера заработной платы, на которую
они начисляются, пенсионного тарифа
и численности пенсионеров
:
.
Для пенсионной системы распределительного
типа ключевыми из вышеперечисленных
фактором являются демографические - количество
плательщиков взносов и количество получателей
пенсии.
Специалисты Института социологии Российской
академии наук подсчитали, что распределительная
система эффективна только при соотношении
занятых в экономике и пенсионеров не
ниже, чем 10:1, т.е. при молодом населении
[19, с. 85]. Беларусь к числу таких стран не
относится, поскольку вышеуказанное соотношение
в нашей республике составляет 1,7:1 [28, с.
98]. Это факт говорит не только о неэффективности
нашей пенсионной системы, но и о колоссальной
нагрузке на трудоспособное население.
Сложившаяся неблагоприятная ситуация
связана с особенностями развития демографических
процессов в нашей стране, в частности
с усилением процесса старения. Старение
населения - процесс увеличения в общей
численности населения доли лиц в возрасте
60 лет и старше.
Этот процесс обусловлен длительным изменением
в характере воспроизводства населения.
Старение идет как бы с двух сторон: «снизу»
- из-за постоянного сокращения численности
детей вследствие снижения рождаемости;
«сверху» - вследствие увеличения числа
пожилых людей, чему способствует удлинение
продолжительности жизни.
Данные статистики не утешительны. Начиная
с 1993 г. впервые за всю демографическую
историю Беларуси воспроизводство населения
нашей страны стало отрицательным [22, с.
211]. С этого года смертность стала превышать
рождаемость, началось его естественное
сокращение (таблица 1).
Таблица 1. Показатели естественного движения
населения Республики
Беларусь (на 1000 человек) за период с 1960
г. по август 2008 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Источник: [28, с. 97, табл. 1]
Если в 2007 г. доля населения РБ старше трудоспособного
возраста составляла 21,6 %, то по прогнозам
специалистов к 2015 году она превысит 24
%, а к 2030 г. – приблизится к 30 % (таблица
2).
Таблица 2. Прогноз изменения численности
лиц младше трудоспособного,
трудоспособного и старше трудоспособного
возраста
в Республике Беларусь до 2030 года
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Источник: [28, с. 97, табл. 2]
В связи с создавшей депопуляцией 22 сентября 2005
г. Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь была утверждена Национальная
программа демографической безопасности
Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы [12].
Целью программы является создание условий,
направленных на предотвращение дальнейшего
ухудшения демографической ситуации и
формирование предпосылок улучшения демовоспроизводственных
процессов в Республике Беларусь. И программа
принесла плоды. Данные таблицы 2 демонстрируют,
что с 2006 г. естественная убыль населения
нашей республики немного сократилась.
Еще одним фактором, обуславливающим размер
пенсии, является размер заработной платы.
Для нашей республики характерен низкий уровень оплаты труда,
что неизбежно приводит к такому же низкому
уровню пенсионного обеспечения. Постановка
вопроса об увеличении и без того уже высокого
пенсионного тарифа, для подавляющего
большинства нанимателей он составляет
35 % от фонда оплаты труда [7], невозможна.
Ведь и при нынешнем тарифе многие предприятия
с трудом рассчитываются по страховым
отчислениям.
Большая нагрузка пенсионной системы
Беларуси также связана с ранним выходом на пенсию в
нашей стране – 55 лет для женщин, 60 лет
для мужчин (таблица 3).
Таблица 3. Возраст выхода на пенсию в некоторых
странах СНГ
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Источник: [28, с. 100, табл. 3]
Наряду с этим в пенсионной системе Беларуси
немало внутренних проблем. Так, нашу пенсионную
систему можно назвать расточительной,
поскольку законодательством РБ предусмотрен зачет
в трудовой стаж многих периодов работы
без уплаты страховых взносов(с начислением
пенсии за эти годы). К ним относятся: служба
в армии; учеба в высших и средних специальных
учебных заведениях, училищах, школах
и на курсах по подготовке кадров, повышению
квалификации, в аспирантуре, клинической
ординатуре, докторантуре; период получения
пособия по безработице; время по уходу
за детьми, инвалидами, престарелыми и
т.д. В совершенных пенсионных системах
за указанные периоды страховые взносы
уплачиваются (из государственного бюджета,
за счет соответствующих страховых фондов
и др.).
Финансовое состояние пенсионной системы
Беларуси страдает из-за наличия множества законодательных
оснований для установления пенсионных
льгот, связанных со снижением тарифов
страховых взносов, досрочным выходом
на пенсию, льготным исчислением страхового
стажа. Это снижает уровень пенсионного
обеспечения основной части пенсионеров.
Как отмечалось выше, эту ситуацию призван
изменить Закон от 5 января 2009 г. «О профессиональном
пенсионном страховании».
У нас отсутствует философия зарабатывания
средств на старость. Как правило, об этом
начинают думать лишь в возрасте, близком
к пенсионному. У застрахованных нет заинтересованности
в уплате страховых взносов из-за отсутствия
жесткой увязки размеров пенсий с величиной
уплаченных взносов – следствие распределительно-уравнительной
пенсионной системы. Широко распространено
уклонение от уплаты страховых взносов
- зарплата в "конвертах".
Настоящим бедствием пенсионной системы,
как и всей системы социального страхования,
является то, что значительные объемы страховых
денег идут на затыкание прорех республиканского
бюджета [22, с. 212].
Итак, средний размер подавляющей части
пенсий в нашей стране соответствует лишь
величине минимального потребительского
бюджета и составляет менее половины средней
заработной платы - это отрицательные
показатели.
Причины создавшегося положения различны.
Во-первых, это сам подход к формированию
системы пенсионного обеспечения, а именно
распределительно-уравнительный принцип.
Он не создает для участников пенсионной
системы реальных экономических стимулов.
Во-вторых, это причины экономического
характера, которые заключаются: 1) в кризисе
трудовых отношений, проявляющемся в низком
уровне оплаты труда; 2) сокращении численности
занятых в экономике и росте численности
пенсионеров. Этот факт, в свою очередь,
обусловлен неблагоприятной демографической
ситуацией в стране. В-третьих, это проблема
самого пенсионного обеспечения – от
назначения до выплат. С учетом вышеизложенного
в республике было принято решение о необходимости
реформирования нынешней системы пенсионного
обеспечения.